Top.Mail.Ru
Экономика
Чукотский автономный округ
0

Переобуться в воздухе. «Базэл Аэро» хочет вместо аэропорта Краснодара «менее амбициозный проект»

Компания опять нарушает договоренности об инвестициях и жалуется на тяжелое время для бизнеса

Компания «Базэл Аэро» решила отказаться от всех своих заявленных ранее планов в отношении краснодарского аэропорта и задумала пойти по пути «менее амбициозного проекта», который не предусматривает дальнейшего развития аэровокзального комплекса. Что будет с аэропортом Краснодара, успеют ли его построить к 2016 году и почему тяжелые времена у некоторых продолжаются последние девять лет – в материале РИА «ФедералПресс».

Компания «Базэл Аэро» решила отказаться от всех своих заявленных ранее планов в отношении краснодарского аэропорта и задумала пойти по пути «менее амбициозного проекта», который не предусматривает дальнейшего развития аэровокзального комплекса. Эксперты называют стратегию компании странной и напоминают, что «Базэл Аэро» уже не раз отказывалась от своих обещаний. Что будет с аэропортом Краснодара, успеют ли его построить к 2016 году и почему тяжелые времена у некоторых продолжаются последние девять лет – в материале РИА «ФедералПресс».

«Базэл Аэро» меняет концепцию реконструкции краснодарского аэропорта. Об этом говорит в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров «Базэл Аэро» Андрей Елинсон. В статье, вышедшей 6 мая, топ-менеджер рассказал, что в настоящий момент пересматривается программа реконструкции аэропорта. «В Краснодаре у нас была запланирована самая большая реконструкция – строительство нового, отдельно стоящего терминального комплекса. Сейчас мы эту программу пересматриваем. (…) Проект в том объеме, масштабе и с теми сроками, как он был изначально, в сегодняшней конфигурации – если только это не будет сделано в ручном режиме руководством страны – реализован быть не может», – подчеркивает топ-менеджер.

Общие слова о «пересмотре концепции» подтверждаются и данными, которые есть в распоряжении редакции. Так, РИА «ФедералПресс» стало известно, что компания решила отказаться от всего, о чем ранее заявляла. Например, вместо вокзала площадью до 54 тыс. кв. м на первых порах будет только строение площадью 12 тыс. кв. м, причем оно будет существенно удалено от взлетно-посадочной полосы. Напомним, что в январе 2015 года «Базэл Аэро» представил проект строительства нового аэровокзала. Предполагались инвестиции в 10 млрд рублей. На первом этапе, окончание реализации которого было намечено на 2018 год, планировалось строительство аэровокзала площадью от 50 до 54 тыс. кв. м.

Теперь же компания решила пойти по пути «менее амбициозного проекта», как само руководство это называет. По данным РИА «ФедералПресс», сейчас компанией выработана концепция развития аэропорта, где за основу взят так называемый проект «Терминал А». Он спроектирован слева от существующего терминала международных воздушных линий на месте здания линейного отдела внутренних дел на транспорте (ЛОВД). По сути, новое здание построят на месте существующего и оно будет иметь два этажа общей площадью всего лишь около 12 тыс. кв. м. Завершить строительство и сдать терминал в эксплуатацию готовы к декабрю 
2016 года. Сам ЛОВД придется перенести – как и часть инфраструктуры. При этом новое здание будет располагаться далеко от взлетно-посадочной полосы. Кроме того, этот проект вносит существенные проблемы в расширение аэропорта, и это признают в компании.

К плюсам этого проекта в компании относят только отсутствие риска по земле, что сегодня актуально для компании. Напомним, что сейчас Международный аэропорт Краснодар судится с «Администрацией гражданских аэропортов» за нанесение ущерба объекту федерального имущества, когда руководство допустило существенные нарушения при выполнении строительных работ, из-за чего был разрушен перрон МС-5. Важно отметить, что этот объект находится в аренде краснодарского аэропорта, следовательно, компания несет ответственность за его состояние. При этом в начале строительства вспомогательных терминалов краснодарский аэропорт так и не получил разрешение от профильных ведомств. Отметим, что планы косвенно удешевить проект аэропорта озвучивал в конце апреля гендиректор «Базэл Аэро» Леонид Сергеев в интервью отраслевому СМИ: «У нас были планы к 2018 году сделать новый аэровокзал. Этот вопрос находится в проработке, потому что меняется не только ситуация с пассажиропотоком, но и финансовая. Мы видим, что кредиты становятся все менее доступны, а нам, чтобы строить такое сооружение, нужно получать нормальное инфраструктурное финансирование, где ставки намного ниже, чем в коммерческом бизнесе. Соответственно, нам нужно дождаться более спокойных времен, чтобы все это делать. На сегодняшний день проект развития краснодарского аэропорта находится в стадии корректировки. Пока не определена форма работ: либо мы строим с нуля и все сразу, либо строим блоками и постепенно переезжаем. Второй вариант будет гораздо дешевле, но и гораздо дольше».

Вопрос только в том, почему ранее – в тучные годы – не была сделано нормальная реконструкция порта (аэропорт Краснодара входит в структуру «Базэл Аэро» с 2006 года). Ведь уже на моменте входа компании в проект было очевидно, что аэропорт катастрофически устарел. И вот теперь, после громких заявлений о масштабных планах, идет их жесткая корректировка. Это может говорить о больших финансовых проблемах инвестора, комментирует кандидат экономических наук, член Центральной и Восточно-Европейской Ассоциации менеджмента Теймураз Вашакмадзе. По его словам, отказ инвестора от своих первоначальных обязательств сегодня не редкость. «Конечно, все зависит от взаимоотношений между сторонами, но в целом, к сожалению, такое может происходить. Все зависит от многих условий, но чаще всего это происходит из-за финансовых затруднений инвестора. Если инвестор начинает говорить о «менее амбициозном проекте», то это как раз и означает, что у него большие финансовые проблемы или же есть определенные трудности с окупаемостью этого проекта», – уверен эксперт.

Роман Гусаров, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ, главный редактор портала Avia.ru обращает внимание на то, что любые инвестиции в аэродромную аэропортовую инфраструктуру делаются на основе прогнозов потенциального пассажиропотока на достаточно далекую перспективу. «И на основании этих прогнозов предполагается, какие нужны терминальные емкости, чтобы обслужить этот будущий пассажиропоток. Само собой, сейчас мы понимаем, что все эти прогнозы резко корректируются, и тому есть объективные обстоятельства: у нас рост пассажиропотока сменился спадом, где-то стагнацией. И на ближайшие несколько лет существенного улучшения в сторону разворота тренда не намечается», – прокомментировал эксперт.

При этом председатель совета директоров «Базэл Аэро» Андрей Елинсон в своем последнем интервью рассказал, что прирост пассажиропотока по всем аэропортам «Базэл Аэро» только увеличивается: по итогам прошлого года к результатам 2013 года он составил 25 %. «Сейчас мы видим существенный рост в Анапе, Краснодаре, Геленджике (…). Что касается всего холдинга, то по итогам 2015-го, неолимпийского года, мы ожидаем прирост пассажиропотока на уровне около 10 % – это даже выше среднего ежегодного показателя по региональным аэропортам», – приводит Елинсон цифры, которые расходятся с новым задуманным проектом.

Стратегия «Базэл Аэро» все же выглядит странной, уверен и Алексей Безбородов, транспортный эксперт, гендиректор исследовательского агентства InfraNews. «Новый аэровокзал вообще не нужен, тем более в таком размере (до 54 тыс. кв. м, как афишировалось в январе, – прим. ред.). Другое дело, если бы они строили новый терминал на месте старого, а для этого сносили бы или переоборудовали старый. А они вначале проинвестировали деньги в реконструкцию старого терминала, теперь будут строить новый терминал… Это называется «бизнес-идиотизм», никак иначе. У «Базэл Аэро» все так выглядит».

Ко всему прочему, завершить строительство и сдать терминал в эксплуатацию в «Базэле», согласно новым планам, готовы уже к декабрю
 2016 года. В документе, который есть в распоряжении «ФедералПресс», говорится, что это даст возможность попасть в программу подготовки к чемпионату мира с готовым терминалом и повышает шансы переключить Краснодар в число городов-хостеров. Эксперты уверены, что потягаться в этом вопросе с соседней Ростовской областью и Южным хабом этот проект уже явно не сможет.

Напомним, что «Базэл Аэро» далеко не в первый раз отказывается от принятых на себя обязательств. Так, в 2011 году министр транспорта России Игорь Левитин отказался финансировать работы по расширению аэровокзального комплекса в Краснодаре, аргументировав решение невыполнением инвестором – компанией «Базэл Аэро» – уже взятых на себя обязательств. «Мы выделили из федерального бюджета деньги на аэропорты Геленджика и на Анапы, но вы ничего не сделали для пассажиров. Как были убогие и старые терминалы – так и остались. Сейчас вы хотите перенести терминал – для нас это еще примерно 2 млрд рублей + 4,2 млрд рублей тех денег, которые мы выделили на реконструкцию взлетно-посадочной полосы краснодарского аэропорта по просьбе губернатора Кубани», – отметил министр. «Мы в целом поддерживаем развитие краснодарского аэропорта, но с вашей стороны тоже должны быть какие-либо действия. В противном случае мы ничего делать не будем. Если вы хотите это делать с нашей помощью – вы постройте объекты Геленджика и Анапы, а этот проект рассмотрим после окончания этих действий. Я считаю, что к Олимпиаде никто ничего все равно не успеет, потому что денег на это в федеральном бюджете нет, но нас ждет чемпионат мира по футболу в 2018 году – а это Краснодар и Сочи», – пояснял Левитин.

Сейчас же «Базэл Аэро» обвиняет государство в невыполнении обязательств. «Мы рассчитывали, что государство выполнит часть работ по строительству перрона, но эта программа сократилась: и по энергообеспечению, и по строительству перрона государство от своих планов отказалось. Не совсем понятно, почему. Аэропорт – это всегда совместная работа государства и частного бизнеса. Поэтому мы на это смотрим с тревогой, но без соинвестиций не можем развивать эту программу. Это просто не имеет смысла. Ни один крупный проект не развивается на собственные средства», – отмечает Елинсон в уже упоминавшемся интервью «Ведомостям». Таким образом, «Базэл» пытается не только уйти от ответственности за срыв проекта, но и переложить эту ответственность на государство. Довольно странная позиция для компании, которая развивает аэропорты в ключевых региональных столицах страны.

Несмотря на все это, в феврале 2015 года ООО «Базэл Аэро» просило у «Корпорации развития Пермского края», которая проводила торги по аэропорту Большое Савино, смягчить условия в конкурсе, с тем чтобы нести меньше рисков как инвестор. Компания обратилась к организаторам конкурса с предложением заменить обязательство инвестора привлекать заемное финансирование на сумму не менее 3 млрд рублей на обязательство обеспечить финансирование строительства объекта и введение его в эксплуатацию в установленный срок. Кроме того, «Базэл Аэро» предложило организаторам конкурса снять ограничения по срокам прохождения инвестором Главгосэкспертизы и дать ему возможность вносить изменения в проектную документацию при наличии объективных причин, а также предусмотреть возможность переговоров об изменении инвестиционного соглашения, которое будет заключено по результатам отбора. «Базэлу» было, по сути, отказано (в своем ответе организаторы конкурса пояснили, что при утверждении порядка отбора был избран подход, в большей степени защищающий публичные интересы, в том числе Пермского края), и «Базэл Аэро» предложил за аэропорт Прикамья самую низкую цену среди трех участников проекта.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.