Сегодня стоимость барреля нефти марки Brent составила 43,43 американских доллара. Мировые цены на черное золото продолжают пикировать вниз, вызывая лихорадку на мировых биржах и в очередной раз угрожая российской экономике. Какие первоочередные проблемы и реальные перспективы для предприятий топливно-энергетического комплекса Югры и ЯНАО видят сегодня политические и экономические эксперты – в материале «ФедералПресс.Урал».
Сегодня стоимость барреля нефти марки Brent составила 43,43 американских доллара. Мировые цены на черное золото продолжают пикировать вниз, вызывая лихорадку на мировых биржах и в очередной раз угрожая российской экономике. Тяжелые времена наступают для многих субъектов России, в том числе и для нефтегазодобывающих регионов Уральского Федерального округа. Какие первоочередные проблемы и реальные перспективы для предприятий топливно-энергетического комплекса Югры и ЯНАО видят сегодня политические и экономические эксперты – в материале «ФедералПресс.Урал».
По итогам первого полугодия Тюменская область вошла в пятерку лидеров России по росту промышленного производства. Лидирующую позицию здесь, конечно, занимает нефтегазодобывающая промышленность. Соответственно и внимание властей к этой отрасли особенное. Как сообщили экспертному каналу в департаменте инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, только за последние полтора года в регионе открыто 15 новых крупных предприятий. В это число вошли: завод по производству нефтепогружного кабеля компании «Бейкер Хьюз», пусковой комплекс Антипинского нефтеперерабатывающего завода и завод по изготовлению перфорационных систем для нефтедобычи компании «Динаэнерджетикс Сибирь».
Одним из важнейших для области и перспективных инвестпроектов считают строительство танкеров для транспортировки нефти и газа. Сумму производства, которое входит в первую десятку крупнейших проектов рекомендуемых для успешного вложения финансовых средств, оценивают в 1 млрд рублей. Главным аргументом реализации проекта в регионе специалисты ведомства называют высокую емкость рынка с учетом большого количества крупных нефтегазовых и инфраструктурных проектов ХМАО и ЯНАО.
Так совпало, что ввод крупнейших инвестпроектов в Югре приходится в этом году на День нефтяника (День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности). Одним из главных событий регионального и даже федерального значения можно считать начало разработки крупного Северо-Рогожниковского месторождения. Объем запасов нефти эксперты оценивают в размере более 90 млн тонн. Причем изначально предполагалось начать разработку лишь в 2018 году, но правительство округа максимально сократило срок согласования разрешительной документации.
Еще одним важным шагом в развитии нефтяной отрасли в регионе станет этой осенью запуск завода по производству химреагентов для инновационного проекта компании «Салым Петролеум Девелопмент». Завод будет производить трехкомпонентные смеси из анионного поверхностно-активного вещества, соды и полимера (АСП).
Также намечен в этом году запуск в эксплуатацию Южно-Приобского газоперерабатывающего завода – совместный проект российских компаний «Газпромнефть» и «Сибур Холдинг». Мощность завода по переработке попутного нефтяного газа составит 900 млн кубометров в год.
«Если мы говорим о проектах в сфере переработки попутного нефтяного газа, то это центральная и восточная часть округа – Приобское месторождение, Сургутский район. Здесь есть проекты по производству малотоннажной продукции из ПНГ, мы их намерены совместно с инвесторами реализовать. Два завода уже построены, теперь этот же инвестор предлагает дальнейшее развитие. Это ведет к существенному снижению количества сжигаемого ПНГ. Каждый проект тяготеет, привязан к конкретной территории, – отметил в интервью РИЦ «Югра» директор департамента экономического развития ХМАО-Югры Павел Сидоров, рассказывая о Реестре приоритетных инвестпроектов в регионе. – Мы, когда строили дорогу Ханты-Мансийск – Советский, таким образом вовлекали в оборот полезные ископаемые, сосредоточенные на левом берегу Оби и Иртыша. Мы понимали прекрасно, что это даст возможность большему освоению и добыче нефти. Когда мы строили мост через Обь в Сургуте, он был крайне необходим. Второй мост в Нефтеюганске, когда действующий не справлялся с потоком – это ограничивало развитие нефтяных компаний. Такие проекты, они сами назревают».
Одновременно крупные нефтяные компании налаживают сотрудничество с зарубежными партнерами. Президент нефтяной компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов, например, в сентябре планирует посетить Иран, как сообщил спецпредставитель президента РФ, директор второго департамента Азии МИД Замир Кабулов. «Уже давно западные компании зондируют почву в Иране, еженедельно мы читаем о больших группах бизнесменов, которые туда приезжают. Это нормальная торговля, конкуренция. Иранцы в этой ситуации будут очень придирчивы, выбирать себе партнеров наиболее выгодных, а значит, будет конкуренция», – цитирует спецпредставителя РИА «Новости».
Пора отобрать «корову»
Тема нефтегазосервиса в разделе топливно-энергетического комплекса занимает совершенно особое место. Именно в этом направлении экономические кризисы в очередной раз бьют больнее всего. Вряд ли найдутся желающие поспорить с тем, что данный бизнес давно и основательно стал настоящей дойной коровой для иностранных компаний, чувствующих себя полноправными хозяевами положения. Нездоровая ситуация сложилась, когда на фоне повсеместной приватизации на стыке веков крупные нефтяные предприятия поторопились избавиться от своих сервисных активов, показавшихся тогда непрофильными и выведенными из структуры добывающих.
В итоге западные фирмы прибрали к рукам львиную долю рынка сервисных услуг. А ведь расходы на сервисные работы составляют порядка 70 % стоимости нефтедобычи. Сюда входит бурение эксплуатационных и разведочных скважин, геофизические и сейсмические исследования, инновационные разработки, строительство инфраструктуры, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования. При этом в США и Китае нефтегазосервисный рынок почти полностью контролируют местные профильные предприятия.
«В России, например, внутренние цены на геофизический сервис в скважинах на порядок ниже мировых и тем не менее с каждым очередным кризисом нефтяные компании их опускают. Противостоять такому ценовому диктату на тендерах геофизические компании не в состоянии из-за собственной неорганизованности. Результат для независимых сервисных компаний плачевный: процветает демпинг, рентабельность работ и инновации приближаются к нулю, снижается конкурентоспособность и создается благоприятная почва для их поглощения иностранными компаниями», – заострил внимание на проблеме еще год назад первый вице-президент Евро-азиатского геофизического сообщества Владимир Лаптев.
В том же Китае нефтегазосервис со стороны государства контролирует CNPC – Китайская национальная нефтегазовая корпорация, которая собирает разобщенные активы в крупные госкомпании, полностью обеспечивающие потребности внутреннего рынка. Присутствие иностранных компаний на шельфе и суше занимает не более 2 %. С предложением создать аналогичную компанию в России (на базе Газпрома, Роснефти или «Роснефтегаза») выступила глава Югры Наталья Комарова.
Ямал отнюдь не мал
Для Ямало-Ненецкого автономного округа нефтегазовая отрасль и масштабные инвестпроекты, напрямую связанные с ней, также имеют огромное значение. На территории ЯНАО сегодня сконцентрированы уникальные запасы природных ископаемых, здесь открыто 234 месторождения нефти и газа. Ямал сейчас обеспечивает добычу около 14 % жидких углеводородов и более 80 % добычи газа в России.
«Значительная часть бюджетов всех уровней формируется во многом благодаря работе ТЭКа. В современных условиях жизненно необходимо не только не сбавлять темпов развития флагмана отечественной экономики, но и наращивать их, – считает глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин. – На Ямале нет второстепенных проектов. «Ямал СПГ» и порт Сабетта, освоение полуострова Ямал и выход на шельфы, морская отгрузка нефти и строительство газо- и нефтепроводов и многое другое. Каждый из этих проектов тянет за собой развитие широких сегментов экономики. Так, например, проект «Ямал СПГ» и строительство арктического порта в Сабетте послужат развитию Северного морского пути и предоставлению доступа в Мировой океан многим регионам страны, повышению конкурентоспособности экономики России. А строительство нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор позволит значительно нарастить добычу нефти. Все это напрямую влияет на макроэкономические позиции нашего государства».
Как сообщили в пресс-службе главы региона, сегодня доля ЯНАО в российских запасах природного газа составляет более 70 %, нефти и конденсата – 18 %. Текущие разведанные запасы на Ямале составляют 44,5 трлн куб. м газа, почти 5 млрд тонн нефти и около 2 млрд тонн конденсата. Кроме того, есть высокий потенциал перспективных ресурсов. В активной разработке больше 60 месторождений.
«Вместе с тем сегодня существует ряд трудностей, своевременное разрешение которых позволит не только продолжать освоение запасов углеводородного сырья, но и удерживать на стабильном уровне их воспроизводство. В последнее десятилетие в ЯНАО наметилась отчетливая тенденция к сокращению числа основных геологических исследований. Все это усугубляется чрезвычайно слабой продуктивностью поисковых скважин и необоснованным финансовым обременением выставленных на аукцион участков недр в виде разовых платежей. Как следствие, отсутствие заинтересованности недропользователей в приобретении лицензий на геологическое изучение недр», – отметила директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Юлия Чеботарева.
Однако развитие отрасли продолжается. Как один из примеров: Роснефть получила в августе лицензию на Западно-Ярудейский участок на территории Надымского района Ямала. Срок действия лицензии – по 13 августа 2040 года. Лицензия на разведку и добычу углеводородов на Ярудейском месторождении действительна до 2029 года и принадлежит компании «Яргео», доля «Новатэка» в которой составляет 51 %. Основная часть извлекаемых запасов месторождения приходится на нефтяные залежи, насчитываются запасы в 46 млн тонн нефти.
«Задача по развитию геологоразведки – одна из ключевых нашего министерства. Сегодня мы поднимали вопросы, касающиеся привлечения недропользователей еще на начальной стадии геологического изучения. В целом за последнее время в ряд нормативных актов министерства, законодательство были внесены изменения, которые позволяют мотивировать недропользователей в проведении работ именно на начальной стадии, – подчеркнул министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской во время недавнего визита на Ямал. – Еще очень важны механизмы снижения административных барьеров, обеспечение более просто доступа к проведению геологоразведки для компаний – мы делаем акцент на это».
Импортозамещение? Сделаем!
Так случилось, что нефтяная отрасль на сегодняшний день является одной из самых импортозависимых. До 80 % в общем количестве используемых технологий иоборудования составляет импорт. Определенные успехи с наладкой выпуска импортозамещающего оборудования сегодня есть. Так, в начале августа уральские промышленники провели на Омбинском месторождении в Югре успешные эксплуатационные испытания изобретенных ими систем верхнего привода (СВП 320 ЭЧР) для буровых установок. Пробуренные скважины подтвердили, что привод не уступает аналогичным мировым образцам. Разработка специалистов предприятия «Уралмаш НГО» рекомендована к серийному производству.
В области бурения и экологии недропользователи сегодня настроены работать в первую очередь с российскими компаниями, предлагающими услуги в области нефтесервиса. Так, в конце июля Тюменская ассоциация нефтегазосервисных компаний совместно с НП «Биотехнологический кластер Кировской области» на совещании представителей предприятий данного направления представила инновационный российский сорбирующий продукт, который призван упростить борьбу с розливами нефти. Для примера на поверхности воды была разлита нефть, которую буквально за несколько минут собрали с помощью специального черного порошка. Экологи уже заинтересовались применением нового продукта. Такая разработка здорово пригодилась бы, к примеру, при ликвидации последствий аварии в июне этого года на нефтепроводе в районе Нефтеюганска.
Еще одну новую технологию зимней рекультивации шламовых амбаров представят в Сургуте 23 сентябряразработчики Института леса имени В. Н. Сукачева Сибирского отделения РАН. Презентация состоится в рамках научно-практической конференции «Промышленная безопасность: утилизация ПНГ, нефтяного и бурового шлама, ликвидация нефтяных загрязнений».
Песни с трибун и танцы на сцене
Наряду с производственной деятельностью представители нефтегазодобывающих компаний все активнее осваивают и политическую сферу. Своих кандидатов топливно-энергетические компании постарались максимально выставить в округах Тюменской области, в том числе в Югре и на Ямале, где отдать свои голоса жителям предстоит на выборах самого разного уровня.
«В этом созыве я работал с представителями нефтегазодобывающих компаний и считаю, что без таких профессионалов обойтись нельзя. Хорошо, если их будет побольше в органах власти, потому что у них есть огромный опыт работы с людьми. Эти предприятия делают огромную часть работы для жителей округа. Намного лучше для всех, когда именно «нефтегазовые генералы» становятся депутатами», – высказал свою точку зрения в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» депутат заксобрания ЯНАО Максим Лазарев.
Для многих городов УрФО День нефтяника давно и заслуженно стал одним из главных в году профессиональных праздников. Часть населенных пунктов и этой осенью планируют отметить его с размахом. А где-то решили скромно обойтись собственными силами и не тратить деньги на прилетных гастролеров. Эксперты подчеркивают, что к масштабным и щедрым празднествам, да еще накануне предстоящих выборов, жители могут отнестись весьма неоднозначно. Время покажет, кто прав.
«Безусловно, День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности – это знаменательный профессиональный праздник тружеников нефтяной, газовой и топливной промышленности России. Эффективная работа нефтегазовой отрасли во многом определяет жизнеобеспечение нашего государства. Уверен, что наши нефтяники и газовики не стали хуже работать, а возможно, даже лучше, чем в прошлые благополучные времена. Однако судят всегда по результату. А результат на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Виной тому сложившаяся ситуация на мировой арене. Исходя из этого, думаю, сейчас не лучшее время с размахом отмечать этот праздник, приглашая звезд российской и зарубежной эстрады, затрачивая миллионы на торжества, банкеты и салют. На мой взгляд, сейчас время скромных профессиональных праздников – так называемый пир во время чумы многие могут неправильно понять», – считает руководитель организации «Закон есть закон» Александр Лобов.
Сегодня «нефтяные генералы» нацелены на активное освоение территории Арктики. Накануне пресс-секретарь компании «Роснефть» Михаил Леонтьев заявил, что за последние годы и на арктическом шельфе, и на неарктическом работы проделано больше, чем было сделано за всю историю России и Советского Союза. «Я лично не помню, чтобы кто-то за последние 40–50 лет совершал такого масштаба открытия. Открыта новая нефтегазоносная провинция с колоссальными оценочными ресурсами. Прирост запасов на шельфе С1+С2 – 135 млн тонн, это именно только шельф, а ресурсов – 340 млн тонн», – отметил представитель компании.
Ряд экспертов считают, что ситуация с падением цен на нефть в ближайшее время должна выправиться. «Падение не будет долгим, и мы ожидаем, что цена снова начнет расти через несколько недель, может, через несколько месяцев. Во-первых, в силу сезонного эффекта на американском рынке в США ожидается падение объема добычи нефти и предложения. Это связано с осенним техническим обслуживанием в США. Если обратиться к показателям за прошлый год, мы увидим, что цена снова должна пойти вверх и подняться выше отметки в 50 долларов за баррель Brent через несколько недель или месяцев», – цитирует эксперта ING Bank Джофри Минна телеканал «Россия-24».
Впрочем, что касается курса рубля, то здесь прогнозы менее оптимистичные. Многие эксперты фондовых рынков предрекают рост стоимости доллара по отношению к рублю. Но предпосылки к укреплению отечественной экономики все же есть, убеждены финансисты и политики.
«Речь о том, что регионам пора слезать с нефтяной иглы, идет давно. Сегодня начинаем это ощущать в полной мере: как только стали падать мировые цены на нефть, мы сразу увидели ослабление национальной валюты. Нефтяным компаниям это отчасти сегодня в плюс, потому что нефть они продают за доллары за рубеж и фактически валютная выручка в рублях позволяет получать гораздо больше денег. Если, грубо говоря, в прошлом году бочка стоила порядка трех тысяч, то сейчас с учетом роста доллара и падения цены на нефть стоит те же три тысячи. В плане доходов нефтяных компаний вопросов нет, но четко надо понимать, что все технологии по развитию нефтегазодобычи, особенно на Севере и в Арктике, это иностранные технологии. Нас сегодня от них отрезали. Эксплуатационное оборудование в основном тоже иностранное, и вот это показательный пример острой необходимости импортозамещения и развития отечественного нефтесервиса, – оценил нынешнюю ситуацию в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» депутат Тюменской областной думы от ХМАО-Югры Михаил Селюков. – В целом рискну предположить, что компании будут успешно работать, нефтегазодобыча и в Югре, и на Ямале продолжит развиваться. Потому что основной составляющей, влияющей на доходы таких компаний, является налогообложение. И сегодня рычаги его управления полностью в руках государства. Если правительство и профильные министерства будут грамотно и точечно подходить к проблемам компаний в этой отрасли, то развитие ее будет стабильным и доходы в бюджет возрастут. Главное сейчас – это профессиональный подход».