Top.Mail.Ru
Экономика
Уральский ФО
0

Полеты во сне и задержки наяву. «ЮТэйр» теряет пассажиров и приобретает долги

В судах уже десятки исков к авиакомпании

Долги, кредиторы, иски в суды, задержки рейсов – у «ЮТэйр» целый букет проблем. С каждым днем на работу авиакомпании поступает все больше жалоб. Пассажиры сравнивают перелеты с американскими горками. Есть и положительный для авиаперевозчика момент – украинские санкции на «ЮТэйр» пока не распространились. Подробности – в материале «ФедералПресс.Урал».

Долги, кредиторы, иски в суды, задержки рейсов – у «ЮТэйр» целый букет проблем. С каждым днем на работу авиакомпании поступает все больше жалоб. Пассажиры сравнивают перелеты с американскими горками. Есть и положительный для авиаперевозчика момент – украинские санкции на «ЮТэйр» пока не распространились. Подробности – в материале «ФедералПресс.Урал».

Очередную жалобу на работу авиакомпании «ЮТэйр» разметили пользователи социальных сетей в Фэйсбуке, в группе «Эксперты Тюменской области». Так, по информации пользователей пассажирам рейса UT101 Сургут – Рощино (Тюмень) пришлось 24 сентября несколько часов дожидаться посадки в самолет без каких-либо объяснений со стороны авиакомпании. «Сидим в накопителе аэропорта Сургут. Уже два часа задержки рейса на Тюмень проблемной АК «ЮТэйр», причем вылет откладывают каждые полчаса, и невозможно даже выйти отсюда. О задержке приходится допрашивать сотрудников аэропорта, представитель «ЮТэйра» не соизволил к нам прийти, несмотря на просьбы. На горячей линии сотрудница информацией не располагала и просто предложила сдать билеты. Слышали уже две версии задержки: «метеоусловия Тюмени» и «подготовка самолета». Вторая возникла после того, как мы выяснили, что в Тюмени с погодой все ок. И это при стоимости билета в 8015 рублей в одну сторону! Вот сижу и думаю, зачем спасать такую авиакомпанию, давать госгарантии? Мне хочется, чтобы пришел нормальный авиаперевозчик, заинтересованный в пассажирах», – пишет жительница Югры Оксана Тришкина.

Отметим, что «ЮТэйр» – монополист направления Сургут – Тюмень. Отсутствием конкуренции пассажиры объясняют небрежное к ним обращение сотрудников авиакомпании. Задержку рейса, о которой писала Оксана Тришкина также подтверждают и в аэропорту Сургута. «Рейс UT101 Сургут – Рощино (Тюмень). 24 сентября опоздание составило 3 часа 12 минут. В качестве официальной причины в документах аэропорта числится ПВС – подготовка воздушного судна. Авиаперевозчик уже неоднократно задерживал рейсы из-за технических неполадок с самолетами. Это вызывает тревогу, как у пассажиров, так и у сотрудников аэропорта. Учитывая тяжелое финансовое положение «ЮТэйра», надеяться замену старых бортов не приходится», – говорит собеседник «ФедералПресс.Урал» близко знакомый к ситуации.

В самой авиакомпании согласны говорить о проблемах, только журналистов просят подождать. «Перезвоните нам, пожалуйста, завтра. Завтра обязательно дадим комментарий», – несколько дней подряд отвечала корреспонденту «ФедералПресс.Урал» сотрудница пресс-службы.

Время проблем: начало

Напомним, в 2014 году над авиакомпанией впервые нависла угроза банкротства. С тех пор количеств исков, поданных в адрес «ЮТэйра», исчисляется десятками. В сентябре в арбитражный суд ХМАО поступил очередной иск от ФГБУ «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания Росгидромета». Это уже седьмое обращение синоптиков в судебные инстанции с целью взыскать с авиакомпании задолженность за предоставленные данные. Требуемая сумма выглядит несерьезно – чуть больше 327 тысяч рублей. Однако общая задолженность составляет около 8,5 миллиона рублей. Информацию о поданном иске подтвердила Татьяна Литвинова, пресс-секретарь арбитражного суда ХМАО. Будет ли дан делу ход, планирует ли «Авиаметтелеком» взыскать эти деньги в судебном порядке или готова, как в случае с первыми тремя исками, пойти на мировое соглашение с авиаперевозчиком, неясно. Начальник юридического отдела ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Надежда Сизова пока вообще ставит под сомнение сам факт подачи иска. «У нас много служб. Возможно, иск подан каким-то северным филиалом. Мы не владеем такой информацией», – сообщила она.

На фоне остальных долгов иск «Авиаметтелекома» выглядит незначительным. Гораздо более серьезные требования предъявляют кредиторы. Так, претензии АИКБ «Татфондбанк» исчисляются десятками миллионов. 8 сентября в арбитражный суд Ханты-Мансийского округа были поданы два новых иска: к ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на 51,7 миллиона рублей и к ООО «ЮТэйр-Финанс», дочернему предприятию авиакомпании – на 54,1 миллиона. Они приняты к производству, и уже назначено судебное разбирательство, оно состоится 8 октября.

Всего своим кредиторам и поставщикам «ЮТэйр» не может выплатить более 167 миллиардов рублей. За прошедшие два года было уже несколько попыток обанкротить компанию, не единожды на часть имущества накладывался арест. О причинах такого бедственного положения можно говорить долго. Сюда можно отнести и многомилионный долг туроператора «Южный крест», и падение туристического рынка и, как следствие, снижение спроса на авиаперелеты. Безусловно, огромную роль сыграл и стремительный рост доллара и евро: за приобретенные в большом количестве в лизинг самолеты платить надо уже по новому курсу, а это совершенно иные суммы.

Надежда на государство

Большие надежды руководство авиакомпании возлагает на госгарантии. Заявки «Ютэйр» подавал неоднократно, но они были отклонены, поскольку оставался ряд важных вопросов с кредиторами. Со временем аппетиты «ЮТэйра» существенно уменьшились. Если в первых информационных сообщениях робко звучала сумма в 40 миллиардов рублей, то ближе к осени она превратилась в 19 миллиардов. На заседании правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова было принято решение о предоставлении авиаперевозчику государственных гарантий в 9,5 миллиарда рублей. Это позволит получить синдицированный кредит на сумму до 29,5 миллиарда рублей. Деньги пойдут на покрытие части кредитов, а также выплату задолженностей авиаперевозчика перед поставщиками.

Чтобы выйти из кризиса, компания «ЮТэйр» провела масштабную работу. Главным условием получения госгарантий было достижение договоренности с кредиторами о реструктуризации долга. Не со всеми финансовыми организациями соглашения были заключены оперативно. Одними из последних добро дали «Альфа-банк» и банк «Глобэкс» (входит в ГК «Внешэкономбанк»). До этого свои иски отозвали ООО «Капитал Траст» и ряд других организаций. В сентябре подписано мировое соглашение с «Росбанком» на сумму 240 миллионов рублей. Проведены успешные переговоры и с держателями облигаций – «ЮТэйр» неоднократно допускала дефолты по целому ряду выпусков. Выплатить задолженность авиаперевозчик планирует через два новых выпуска облигаций на 14,5 миллиарда рублей сроком на 7 и на 12 лет. Крайний срок погашения обозначен как 31 декабря 2036 года.

В апреле текущего года акционеры «ЮТэйра» заявили об увеличении уставного капитала авиакомпании путем выпуска и продажи 3,125 миллиарда акций номинальной стоимостью один рубль Акции переданы дочерней структуре НК «Сургутнефтегаз» – компании «АК–Инвест». «Случаев подобной реструктуризации в последнее время было мало, но такая практика, когда компания находится в стрессовой ситуации, в тяжелом финансовом положении, на российском рынке применяется», – пояснил аналитик ФГ БКС Артем Усманов. По его словам, такой шаг позволит перенести часть краткосрочных долгов в категорию долгосрочных.

Слетели с лидирующих позиций

Изменения коснулись не только внешней политики авиакомпании. С целью урезания расходов в зимнем расписании «ЮТэйр» отказалась от 20 % рейсов, например, отменены перелеты из Екатеринбурга, Казани, Новосибирска и пяти других крупных городов. Более чем на треть сокращен парк самолетов, уволены более 800 сотрудников.

Однако эти шаги дали и обратный эффект. Уменьшение количества рейсов отодвинуло «ЮТэйр» с лидирующих позиций в ряде северных городов. Особенно это коснулось такого стратегически значимого региона, как Ямал. Губернатор округа не раз отмечал, что намерен поддерживать АК «Ямал» в стремлении стать единым оператором воздушных перевозок на российском Крайнем Севере. Позиция этой авиакомпании заметно усилилась после того, как в январе 2015-го холдинг «Новапорт» купил у компании господина Мартиросова 100 % тюменского аэропорта Рощино. Кроме того, по неофициальной информации, по условиям предоставления госгарантий «ЮТэйр» должен будет «пустить» в свои основные города других перевозчиков. Вполне возможно, это случится в ближайшее время, и у недовольных пассажиров будет выбор, с кем лететь из Сургута и других северных городов. Уже сегодня аналитики приводят следующие цифры: за первые семь месяцев 2015 года из-за сокращения издержек и уменьшения количества маршрутов «ЮТэйр» стал лидером по снижению пассажиропотока среди авиакомпаний-гигантов: количество пассажиров уменьшилось на 38,9 % по сравнению с показателями 2014 года.

Насколько успешно «ЮТэйр» сможет балансировать между сокращением издержек, потерей собственного веса на рынке и обеспечением качества и безопасности перевозок, пока неясно, учитывая, что главной угрозой все-таки остаются серьезные финансовые обязательства. Экспертная комиссия банков-кредиторов (Сбербанк, банк «Россия», Ханты-Мансийский банк «Открытие», «Альфа-банк» и другие) отметила, что предложенный компанией план по выходу из кризиса вполне реален. Для его реализации нужно строгое соблюдение всех договоренностей, прозрачные финансовые схемы и трезвое, адекватное планирование расходов. Станут ли принятые меры основой для возвращения к стабильному развитию и получению прибыли авиакомпанией или это будет лишь временное облегчение, решение краткосрочных задач – все зависит от эффективности менеджмента. Пока же у авиакомпании остается туз в кармане – она не попала под санкции Украины, как другие российские авиаперевозчики. Но и это, похоже, временно – накануне министр внутренних дел Украины Арсен Аваков предложил запретить российской авиакомпании «ЮТэйр» летать на Украину.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.