Top.Mail.Ru
Экономика
Курганская область
0

«Сегодня там война и раздрай»: власти Зауралья хотят навести порядок на рынке пассажирских перевозок

Конкурс в Кетовском районе вызвал споры среди предпринимателей, районных и областных чиновников

На рынке пассажирских перевозок в Кетовском районе – самом густонаселенном в Курганской области – вновь разгорается конфликт. Спор идет не только между предпринимателями и районной администрацией: в него вовлечен также областной департамент. К ситуации уже подключались прокуратура и УФАС. Подробности – в материале «ФедералПресс».

На рынке пассажирских перевозок в Кетовском районе – самом густонаселенном в Курганской области – вновь разгорается конфликт. Спор идет не только между предпринимателями и районной администрацией: в него вовлечен также областной департамент. К ситуации уже подключались прокуратура и УФАС. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Эта история длится с 2011 года. Конкурс на право перевозок пассажиров в районе вызывает постоянные конфликты и споры. Документы кетовской райадминистрации неоднократно правились, отменялись под напором УФАС и прокуратуры. Споры доходили до Верховного суда РФ. Очередной конкурс объявлен 14 октября, текст опубликован на странице «Муниципальный заказ» сайта администрации. Но заказом на самом деле он не является. Потому что в районе нет средств на оплату перевозок, а конкурс кроме обычных требований по наличию технически исправных машин, безопасного вождения (отсутствия ДТП) и других вводит в качестве критерия социально ориентированную деятельность заявителя и осуществление участником конкурса благотворительной деятельности в сфере оказания транспортных услуг. Если есть такая деятельность – тебе плюс 100 баллов. Если нет – ноль баллов. Перевозчиков принуждают возить часть пассажиров по льготным тарифам.

Власти района признают: это попытка сэкономить деньги бюджета, которые должны быть выплачены перевозчикам за обслуживание по льготному проезду. Именно для этого в устав района были внесены поправки, разрешающие вводить критерии благотворительности и социальной ориентации. Но уже в июле 2011 года, как сообщал «ФедералПресс», прокуратура Кетовского района требовала исключить пункты, предусматривающие начисление дополнительных баллов за благотворительность и социальную ориентированность предприятий и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в конкурсе. И администрация выполнила это требование. А антимонопольщики с тех пор неоднократно ловили администрацию района на нарушении закона о конкуренции.

Например, в апреле 2015 года комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что заключение договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного сообщения Кетовского района № 139 Курган – Иковка, № 267 Курган – Новое Лушниково, № 266 Курган – Грачево (через Залесовский, Колташево) № 209 Курган – Каширино, № 210 Курган – Каширино через деревню Патронную, № 211 Курган – Ровное, № 215 Курган – поселок Светлые Поляны, № 114 Курган – поселок Лесной без проведения конкурса является нарушением части 1 статьи 15 федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем администрации района было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В курганское отделение РИА «ФедералПресс» снова на днях обратился предприниматель – перевозчик Сергей Дубянский, который давно конфликтует с властями района по этому вопросу. Он напомнил, что в этом году принят и подписан президентом Владимиром Путиным федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В законе указаны всего четыре требования к участникам конкурса – наличие лицензии на перевозки и транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок; непроведение ликвидации участника открытого конкурса – юридического лица; отсутствие решения арбитражного суда о признании его банкротом; отсутствие долгов по платежам в бюджеты.

Никаких других требований нет. Сергей Дубянский уже несколько лет твердит: «Нам выставляют незаконные условия. Надо в заявке представить документы – про социальную ориентированность предприятия и про благотворительную деятельность при перевозке пассажиров. Если, например, я вожу за полную цену, я не могу выиграть конкурс». «Рынок делят между своими», – уверен он.

На этом фоне, естественно, появляются слухи, что за конкурирующими группировками перевозчиков стоит высокопоставленные чиновники.

«Нам нужны прозрачные правила работы на рынке перевозок, говорит заместитель председателя областной думы, депутат от Кетовского района Евгений Кафеев. – Сегодня там война и раздрай. Важнее всего, чтобы транспорт ходил по графику. Автобус опоздал – люди из дальних сел жалуются. Нужна система управления, контроля, и конкурс нужен. Правительство и областной департамент должны были еще несколько лет назад принять порядок открытия, изменения и закрытия маршрутов межмуниципального сообщения и еще ряд актов. Но ничего не сделано».

Закон № 38 «О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области» пока еще действует. Но в области очень скоро появится новый закон о транспортном обслуживании населения, сообщил «ФедералПресс» Яков Грачев, начальник отдела транспорта департамента промышленности транспорта, связи и энергетики. Законопроект уже передан в правовое управление парламента.

«Новый закон области будет основан на федеральном законе № 220. В нем будут конкретные уточнения. В ФЗ сейчас установлен закрытый перечень критериев оценки участников конкурса, а для тех перевозчиков, которые будут возить по нерегулируемым тарифам, в областном законе возможно введение дополнительных требований. Мы ввели туда только одно – использование «Глонасс». Чтобы мы могли контролировать эту работу», – говорит Грачев.

Других критериев не предусматривается. В федеральном законе четко сказано: если перевозчику по коммерческим тарифам предлагают сделать какие уступки, льготы по перевозке, то будьте любезны, предусмотрите на это средства в бюджете. Есть деньги – устанавливай льготы по проезду, устанавливай пониженный тариф, а межтарифную разницу компенсируй.

Уполномоченным органом по организации перевозок по ФЗ № 220 является облдепартамент. Но в регионе есть закон № 441, который передал эти полномочия Кетовскому району, единственному в области, и сейчас, как сообщил Яков Грачев, департамент подготовил законопроект, который забирает эти полномочия кетовцев вновь на региональный уровень. Проект передан в правительство области. Если его примут, он пойдет в облдуму.

«Депутаты могут и сохранить эти полномочия у района, но сейчас налицо перекос в сторону одного муниципалитета. Другие таких прав не имеют», – заметил Грачев.

Сегодня замглавы Кетовского района Олег Язовских откровенно признался «ФедералПресс»: «Да, мы хотим успеть провести конкурс до вступления в силу ФЗ-220 в январе 2016 года, этим конкурсом как бы готовим реестр всех перевозчиков, выявляем тех, кто имеет все необходимые документы. И критерии по льготным перевозкам и благотворительности сохранили, они нужны». Он почему-то уверен, что оспорить итоги такого конкурса никто не сможет.

«Но если депутаты отберут у нас полномочия по организации перевозок, отменят закон № 441, то мы примем это как факт, согласимся», – сказал Олег Язовских.

По новому федеральному закону, если на маршруте не более трех перевозчиков, все они получают свои маршрутные карты, заявил Яков Грачев. «Мы будем выдавать их с начала нового года. А если перевозчиков больше трех и они не могут договориться по единому расписанию маршрутов, как сделали в Шадринске и в Шадринском районе, тогда мы будем проводить конкурс, – добавил он. – Думаю, что, кроме Кетовского района, у нас нигде не должно быть неурядиц. А кетовцев я не понимаю – ведь они предлагают возить по нерегулируемым тарифам, но тогда не может быть договора, который они выставляют на конкурс. Его не должно быть по закону!»

Поэтому в Кетовском районе вновь возможны длительные судебные тяжбы, считает Грачев. А нормализация ситуации зависит теперь от решения Курганской областной думы. И не в меньшей степени – от того, смогут ли администрации Кургана и пригородного района, собравшись вместе с перевозчиками, повторить опыт шадринцев – согласовать интересы и властей и предпринимателей. Но уже на новой правовой базе.

Сергей Дубянский по-прежнему работает в Кетовском районе без всякого конкурса и договора. И это законно, потому что, как подчеркнули в департаменте, ни в лицензии, ни в федеральном законе не прописано, что расписание, по которому он работает, должно быть завизировано в райадминистрации.

«ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.