Top.Mail.Ru
Экономика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Бюджетные баталии. Как регионы УрФО пополнят казну в кризис-2016

Больше всего потратят на культуру и спорт

В конце прошлой недели в первом чтении был рассмотрен бюджет Среднего Урала. На этой неделе ожидается внесение в региональные парламенты проектов главных финансовых документов Челябинской области (25 ноября) и ЯНАО (26 ноября). Как регионы Уральского федерального округа планируют компенсировать усыхающие ручейки доходов, каковы приоритеты в расходах – читайте в материале «ФедералПресс.Урал».

В конце прошлой недели в первом чтении был рассмотрен бюджет Среднего Урала. На этой неделе ожидается внесение в региональные парламенты проектов главных финансовых документов Челябинской области (25 ноября) и ЯНАО (26 ноября). Чуть ранее утвердили в окончательном чтении бюджет Югры на 2016 год, приняли бюджет Зауралья. Как регионы Уральского федерального округа планируют компенсировать усыхающие ручейки доходов, каковы приоритеты в расходах – читайте в материале «ФедералПресс.Урал».

«Предельно сбалансированы»

Губернаторы УрФО называют свои финансовые детища «социально ориентированными», «предельно сбалансированными», «максимально развернутыми к людям» и даже «народными». Доля социалки в среднем в УрФО достигает 70 %, ниже всего этот показатель в Тюменской области (43 %), самый высокий показатель – у Курганской области (87 %).

Прогноз доходной части всех бюджетов регионов, входящих в УрФО, на 2016 год рассчитаны на основе инерционного сценария развития российской экономики, предполагающего сохранение неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, снижение инвестиционной активности частных компаний и замедление внутреннего спроса. Доходы ушли в минус и подрастут на 43,9 % только в ХМАО. Депутаты подсчитывают убытки и режут расходы. Самый большой дефицит бюджета в натуральном выражении (25,7 млрд рублей) зафиксирован в Югре, в процентном отношении – в Тюменской области (13,7 %). Министерство финансов России «выдвинуло региону условие – сократить дефицит бюджета с 15 % до 10 %.

Второй кризисный год регионы начнут со снижения жалованья губернаторам, региональным законодателям и министрам. Исключение составила лишь Свердловская область, где затраты на содержание депутатского корпуса выросли на 10 %. Повсеместно под нож пустили статьи по поддержке сельскохозяйственного сектора. Аграрии стали жертвой тотального сокращения федеральных субсидий. Все из-за того, что в 2015 году они уже получали госпомощь в рамках антикризисных мер, и сейчас лафа закончилась. Секвестр не коснулся лишь традиционного для Ямала оленеводства. Почти не изменились или слегка уменьшились расходы на программы занятости.

Югорские горки: из плюса в минус

Доходы югорской казны составят 176,4 млрд рублей, расходы – 202,1 млрд рублей, дефицит – 25,7 млрд рублей (на 10 млрд руб. больше дефицита текущего года; изначально предполагался дефицит на уровне 7,5 млрд руб.). Расходы на соцсферу составили 68,9 %. Регион снова уходит в минус: с профицитом Югра заканчивала лишь 2014 г., тогда на счетах бюджета осталось 12,6 млрд руб. По сравнению с прошлым годом доходы бюджета увеличились на 56 млрд руб. (на 43,9 %).

В расходы заложена индексация мер социальной поддержки по обеспечению наших социальных обязательств. В том числе по новым направлениям, например, внедрению сертификатов дошкольников.

По словам депутата югорской окружной думы, члена комитета по бюджету Александра Колодича, сакральными в проекте бюджета-2016 – сложнейшего в истории региона – для депутатов остались статьи расходов на социальную политику, здравоохранение и образование.

«Это три кита, на которых держится общественное благополучие. Несомненный плюс главного финансового документа округа – принцип целевого планирования. Из года в год растет удельный вес средств, запланированных в рамках государственных программ, количество внепрограммных расходов сокращается. На 2016 год более 99 % расходов округа вписаны в госпрограммы. Это значительно повышает качество контроля за расходованием бюджетных средств и эффективностью реализуемых мер»,– сообщил парламентарий.

Беспокойство, учитывая климатический пояс, у собеседника обозревателя «ФедералПресс.Урал» вызывает секвестирование расходов по таким жизненно важным направлениям бюджета, как ЖКХ и строительство жилья.

Региональное финансирование жилищной программы на 2016 год сократилось наполовину, в итоге в следующем году муниципалитеты округа смогут построить только 1,2 тысяч «квадратов» жилья. Ужаты также объемы финансирования отраслей экономики и ЖКХ, зато увеличены расходы по социально-культурным программам (со 137 до 143,7 млрд руб.).

Южный Урал: подготовка к труду и обороне

Доходы бюджета в 2016 году запланированы в объеме 109,44 млрд рублей (на 7,7 % выше прошлого года), расходы – 118,15 млрд рублей. В 2016 году этот дефицит бюджета сократился до 9,5 % (в текущем году – 14 %) и составит 8,7 млрд рублей.

На социальную сферу будет направлено порядка 73 % расходов. За счет федеральных средств в области будет проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись и поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). За счет собственных денег челябинцы увеличат финансирование культуры на 14 %.

Тюменская область: жилье и дороги

По словам директора регионального департамента финансов Татьяны Крупиной, общий объем доходов бюджета Тюменской области в 2016 году составит около 100,8 млрд рублей (ниже нынешнего уровня на 12 млрд рублей), расходов – 116, 7 млрд (урезаны на 13,5 млрд рублей). Таким образом, дефицит бюджета региона составит немногим менее 16 млрд рублей (13,7 %). Тюмень – единственный из регионов УрФО, сохранивших трехлетний горизонт планирования. Планировалось, что к 2016 году бюджет Тюменской области должен стать бездефицитным.

Доля социальных обязательств составит 43 % совокупных расходов, причем половина из них приходится на образование и здравоохранение. Губернатор региона Владимир Якушев сообщил, что в документе предусмотрены расходы на дорожное строительство, коммунальное хозяйство, приобретение или строительство жилья работникам бюджетной сферы, переселение из аварийного жилья, поддержку капремонта. «Достаточно приличные деньги предусмотрены на замену оборудования в лечебных учреждениях. Подошло время менять рентгеноборудование, аппараты УЗИ», – отметил Владимир Якушев.

Проект областного бюджета предусматривает также продолжение практики предоставления льготных займов субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инвестпроекты. Для этого в 2016 году предполагается поддержать Инвестиционное агентство Тюменской области. Также для привлечения средств в реальный сектор экономики решено продолжить возмещение из областного бюджета процентных ставок по привлеченным кредитам и части лизинговых платежей в объеме не ниже уровня 2015 года.

Фракция «Единой России» в областной думе предлагает предусмотреть в бюджете средства на обновление автопарка и комплектов оборудования передвижных клубов, модернизацию материально-технической базы детских школ искусств.

Зауралье: спорт и доступное жилье

По словам начальника финансового управления области Руслана Пустозерова, доходы бюджета Курганской области в 2016 году составят 32 млрд рублей, расходы – 35 млрд руб. Дефицит бюджета – 3,2 млрд руб. (8,7 %). Индексация зарплат бюджетников в 2016 году не планируется. Исключение составит лишь зарплата малооплачиваемой категории бюджетников – хозяйственного персонала.

По поручению губернатора в 1,7 раза увеличатся расходы на физическую культуру, спорт и туризм; подрастут расходы на обеспечение жильем детей-сирот, а также на реализацию программы по льготному ипотечному кредитованию. Почти миллиард рублей муниципалитеты получат на переселение граждан из аварийного жилья. В бюджете области впервые создан антикризисный фонд правительства, который на сегодняшний день составляет 970 млн руб.

По словам Сергея Муратова, депутата курганской думы и председателя совета директоров НПО «Курганприбор», одна из особенностей регионального бюджета – впервые учтены интересы промышленности, хотя Зауралье традиционно и считается аграрным регионом. И это, по его мнению, правильный ход, ибо именно от развития реального сектора зависит наполняемость бюджета. Возросшие расходы на физкультуру и спорт эксперт полностью одобряет. «В этом году сборная Курганской области впервые в истории выиграла зональный этап всероссийской спартакиады учащихся по борьбе самбо. Обошли даже Свердловскую область. Эти успехи нужно развивать. Когда в воздухе начинает сгущаться социальное напряжение, лучше сбрасывать накал в спортзале, а не на улице. А молодежный спорт – здесь не требуется больших средств», – резюмирует депутат.

Свердловская область: образование и дороги

Согласно документу, который представила министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко депутатам заксобрания, доходы областного бюджета в 2016 году составят 189,5 млрд рублей, расходы – 173,5 млрд рублей. Таким образом, дефицит составит 15,9 млрд рублей (8,4 % от расходов). При этом доходы казны в будущем году сокращены на 341,6 млн рублей, а расходы, напротив, увеличены на 4 млрд рублей. Максимальную долю в расходах составляют траты на образование – 51 млрд рублей.

По словам зампредседателя заксобрания Свердловской области Виктора Шептия, одним из приоритетов бюджета следующего года должно стать финансирование проектирования и строительства новых школ, чтобы исключить вторые, а порой и третьи смены в школах.

Несмотря на напряженный бюджет, увеличится на 6,5 % размер социальных выплат льготникам, сообщила министр финансов. Большое внимание уделено дорожному вопросу. На ремонт и строительство магистралей выделены 13 млрд руб., почти два из них – Екатеринбургу. Под нож пошли статьи расходов на противодействие коррупции, поддержку безработных и безопасность. Финансирование по ним снижено более чем на 60 %. Без денег из регионального бюджета осталась в 2016 году «Титановая долина».

Обсуждение бюджета идет с серьезными спорами и разногласиями. В первом чтении документа коммунисты выступили против сокращения расходов на физкультуру и спорт на 1,5 млрд и на культуру на 1 млрд руб., по сравнению с бюджетом 2015 года. Как сказал депутат Евгений Касимов, снижение финансирования мероприятий в шесть раз недопустимо. «У сильных государств эта сфера поставлена на первое место», – заявил депутат. В пример парламентарий привел Римскую империю, главным требованием граждан которой являлось «Хлеба и зрелищ». Еще один представитель КПРФ, Нафик Фамиев, назвал бюджет катастрофой: «Это худший бюджет за последние 15 лет».

Единороссы призывали включить в бюджет 2016 года финансирование программы газификации населенных пунктов (в изначальном варианте не предусмотрено). Тем не менее после дискуссии в первом чтении проект бюджета был принят. Сейчас согласительная комиссия обсуждает поправки, уточненный проект во втором и третьем чтениях депутаты рассмотрят 1 декабря. Впрочем, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Заксобрания области Владимир Терешков предложил депутатам сузить круг инициатив по финансированию лишь тех проблем, которые требуют немедленного решения. Распределять средства на решение прочих проблем, по его мнению, можно по ходу пьесы – в процессе исполнения бюджета в течение 2016 г.

ЯНАО: развитие минерально-сырьевой базы и здравоохранения

По информации окружного департамента финансов, общий объем доходов окружного бюджета запланирован в размере 110,3 млрд рублей, расходы ямальской казны составят 126,6 млрд рублей, ожидаемый объем дефицита – 16,3 млрд рублей (13 % от расходов).

За счет роста дефицита увеличено финансирование здравоохранения (15,5 млрд руб. против 14,2 млрд руб.), образования (23,6 млрд руб. против 20,5 млрд руб.) и социальной политики (15 млрд руб. вместо 14,3 млрд руб.).

Бюджет ЯНАО предусматривает увеличение капвложений в транспортную инфраструктуруи  ЖКХ. Почти 5 млрд руб. направлены на программу переселения из непригодного для жизни жилья. Со слов директора департамента здравоохранения ЯНАО Николая Винокурова, на 5,16 % в 2016 году вырастут расходы на здравоохранение Ямала.

Региональная казна – 2016: на чем заработать и как разумно потратить?

До 90 % собственных доходов региональных бюджетов УрФО (впрочем, как и в других регионах) складываются из поступлений по налогу на прибыль организаций, НДФЛ, налогу на имущество организаций и от акцизов. За счет чего регионы планируют пополнять казну в новых экономических реалиях?

Фундамент доходов – налог на прибыль организаций, ранее наполнявший бюджеты на треть. В тучные годы лидерами по росту налога на прибыль были нефтегазоносные регионы. Львиная доля отчислений приходилось на компании ТЭК (Роснефть, «Газпром нефть», «Новатэк», «ЛУКойл» и другие), которые реализуют приоритетные инвестпроекты в регионе. Но теперь ситуация изменилась. Напомним, новое бюджетное правило должно предусматривать изъятие нефтегазовых доходов в резервы при цене нефти свыше $ 50 за баррель.

Ранее министр финансов Антон Силуанов признал ошибкой помощь государства нефтяному сектору в последние годы: «Мы только нефтянке и помогали: основной объем государственных ресурсов сконцентрировали там, льготы тоже давались нефтяному бизнесу. Самому обездоленному – в кавычках, конечно. Это была наша ошибка».

Повышение в 2016 г. НДПИ на экспортный газ до 36,7 % (для Газпрома) привело к увеличению поступления налогов в федеральную казну, но уменьшило базу для регионального налога на прибыль в ЯНАО. В начале текущего года из-за агрессивной политики наращивания долга и управления расходами рейтинговая компания S&P понизила долгосрочный кредитный рейтинг обоих автономных округов, входящих в состав УрФО, до «мусорного».

В 2015 г. бюджет ХМАО неплохо заработал на неналоговых доходах бюджета – в основном благодаря штрафам, санкциям и возмещениям причиненного вреда экологии. В будущем источником роста доходов в Югре и на Ямале могут стать рост поступлений от акцизов на нефтепродукты и налога на имущество организаций.

В Свердловской области, наоборот, налоговые органы начиная с 2013 года фиксируют переплату налога на прибыль. Как рассказала в интервью «Областной газете» министр финансов Среднего Урала Галина Кулаченко, размер переплаты увеличился в полтора раза – с 6,2 до 9,4 миллиарда рублей. Аналогичная картина наблюдалась и в первом полугодии 2015 г. Переплату по налогу на прибыль чиновница объяснила внереализационными доходами от размещения депозитов в валюте, положительных курсовых разниц по реализации товара на экспорт в четвёртом квартале прошлого года и первом квартале 2015 года.

Челябинская область самостоятельно зарабатывает 80 % всех доходов. Из них большая часть – 90 % – придется на четыре вида налогов: на доходы физических лиц (НДФЛ) – 38 %, на прибыль – 31 %, на имущество организаций – 4,5 %, а также акцизы – 5,7 %.

Тем самым налог на доходы физических лиц вносит серьезную лепту в формирование доходной части бюджетов и мог бы стать ресурсом для роста. По подсчетам специалистов министерства финансов Свердловской области, на зарплате в конвертах региональный бюджет ежегодно теряет от 0,9 до 3,2 млрд руб. В 2015 году область заработала 39,2 млрд рублей на НДФЛ, что на 1,8 % выше уровня 2014 года. Рост был обеспечен поступлениями НДФЛ трудовых мигрантов.

Ранее за введение прогрессивной шкалы НДФЛ высказывались депутаты Госдумы. Однако глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев исключил возможность изменения налоговой системы. «До 2018 года железно» пообещал не увеличивать налоги министр финансов Антон Силуанов.

Еще один вариант пополнения казны – приватизация имущества. Например, власти столицы Урала решили в 2016 г. распродать 919 объектов недвижимости разного метража на общую сумму более 1,2 млрд руб.

Аналогичным образом планировали выкрутиться из тяжелой экономической ситуации в Зауралье. Однако, по словам директора департамента имущественных и земельных отношений Курганской области Эдуарда Гусева, большинство аукционов по продаже имущества, принадлежащего Зауралью, в этом году сорвались из-за отсутствия заявок.

Власти Южного Урала по итогам 2014 г. реализовали имущество на 350 млн рублей, в основном за счет продажи пяти типографий. На начало декабря назначен очередной аукцион. В списке лотов – три бокса в теплой стоянке, гараж, котельная, кафе «Уралочка» в Челябинске, контора лесничества.

Четыре из шести регионов Уральского федерального округа входят в число регионов-доноров (ХМАО, Тюменская область, ЯНАО, Свердловская область). Потому их бюджеты не получат федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Стремясь исполнить майские указы президента России, региональные власти вынуждены наращивать дефициты казны. По мнению Александра Татаркина, директора института экономики УрО РАН, академика РАН, сегодня регионы перегружены необеспеченными финансово социальными обязательствами. Федерация передает их на низовой уровень, регионы, в свою очередь, еще ниже – на муниципальный. Так, в Свердловской области имеется только один донор – мегаполис Екатеринбург, а остальные территории – дотационные, объясняет эксперт.

По оценке Татаркина, сегодня в регионах остается в среднем менее 35 % собираемых на территории региона налогов, десятилетием ранее этот показатель составлял 53 %. «С этими доходами регионы не могут быть ни богатыми, ни устойчиво развивающимися, ни самодостаточными», – уверен эксперт.

Основные способы покрытия бюджета – кредиты, облигационные займы. Например, госдолг ХМАО на 1 января 2017 г. составит 31,3 млрд руб. Суммы на обслуживание уже взятых кредитов округ тоже увеличивает с 3,9 млрд руб. до 4,4 млрд руб. Удельный вес банковских займов в структуре госдолга ЯНАО на конец 2016 г. будет самым большим – 47,5 %, на втором месте ценные бумаги – 38 %. Бюджетных кредитов нет лишь у Тюменской области. ХМАО планирует покрывать дефицит казны за счет коммерческих кредитов на (14,1 млрд руб.), выпуска облигаций на 6 млрд руб., привлечения бюджетного кредита размером в 675,1 млн руб. В 2016 г. ХМАО продолжит рассчитываться по старым долгам: банкам регион отдаст 4,9 млрд руб. и еще 2,8 млрд руб. вернет Минфину.

Бюджет Среднего Урала в 2016 году потратит на обслуживание регионального госдолга 6 млрд руб. (на 30 % больше, чем в прошлом году). При этом доля кредитов в бюджете Свердловской области сегодня достигает 27 %. В ЯНАО дефицит планируют гасить посредством размещения облигаций на сумму в 20 млрд рублей, получением 9 млрд рублевых кредитов от российских банков и 9 млрд бюджетных кредитов. Тюменская область в 2016 году планирует выпуск облигаций на сумму 3,5 млрд рублей.

Для «поддержки штанов» Минфин согласился увеличить объем бюджетных кредитов для регионов, зарезервировав на эти нужды 310 млрд руб. Ставка кредитов – всего под 0,1 % (на рынке – 14–15 %). Однако сколько денег дойдет до уральских регионов – непонятно. Напомним, в октябре Минфин оценил дефицит консолидированных бюджетов регионов РФ в 2016 г. на уровне 405,9 млрд руб. (в 2015 г. дефицит составлял 480,3 млрд руб.).

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.