Сегодня, 20 января, в курганском совете ветеранов прошло громкое обсуждение острых проблем крупнейшего предприятия области – ОАО «Курганмашзавод», которое входит в холдинг «Тракторные заводы». Авторы и разработчики знаменитых БМП-1, БМП-2, БМП-3, еще недавно руководители и главные специалисты предприятия, руководство области ставят вопрос о национализации единственного в России завода по производству легкой бронетанковой техники...
Сегодня, 20 января, в курганском совете ветеранов прошло громкое обсуждение острых проблем крупнейшего предприятия области – ОАО «Курганмашзавод», которое входит в холдинг «Тракторные заводы». Авторы и разработчики знаменитых БМП-1, БМП-2, БМП-3, еще недавно руководители и главные специалисты предприятия, руководство области ставят вопрос о национализации единственного в России завода по производству легкой бронетанковой техники и разработке программы его возрождения. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Тему борьбы за предприятие поднял в публикации «КМЗ – это наше все!», вышедшей в газете «Курган и курганцы», кавалер ордена Ленина, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный машиностроитель Российской Федерации, почетный гражданин города Кургана и бывший главный инженер КМЗ Владимир Сахаров. Сегодня в зале совета ветеранов он кратко изложил все, что его тревожит.
Напомнив, что КМЗ был флагманом машиностроения не только Зауралья, это был единственный завод по разработке и производству боевых машин пехоты в Советском Союзе, Сахаров с гневом заявил: «Завод бьется в конвульсиях, его грабят новые менеджеры».
Началось все, по его мнению, после покупки предприятия в 2005 году у «Сибура» (Газпром) чебоксарской компанией. Как сообщал тогда «УралПолит.Ru», Газпром вел переговоры с «Базовым элементом». Алюминиевый гигант не без оснований считался фаворитом в борьбе за КМЗ – у него были и соответствующие финансовые возможности, и поддержка федеральных властей, и симпатии областного правительства. Поэтому результаты закрытого аукциона прогремели как гром среди ясного неба. Известие о том, что главный завод Зауралья достался малоизвестной чебоксарской компании, удивило всех. В конкурсе участвовали три заявки. Продажа контрольного пакета акций КМЗ не заняла и 30 минут.
«Именно с того момента, когда завод вошел в чебоксарскую корпорацию «Тракторные заводы», началось разрушение КМЗ, – считает Владимир Сахаров. – Завод практически был обезглавлен. Вместо должности генерального директора была введена должность исполнительного директора. А кто это по своей сути? Диспетчер, который исполняет приказы и распоряжения руководства концерна.
Сколько таких «исполнителей» сменилось за десять лет! И им, варягам, не было никакого дела ни до Кургана, ни до завода, ни до заводчан!
Лучшие кадры – главного конструктора Александра Никонова, главного металлурга доктора технических наук Александра Афонаскина и других специалистов выгнали за ворота. За счет «оптимизации» персонала были разрушены система управления качеством продукции, система разработки и подготовки производства новых конкурентоспособных продуктов, как гражданского, так и специального назначения, а это крест на инновационном развитии предприятия.
В феврале 2013 года были уволены главный инженер ОАО «Курганмашзавод» Сергей Ерофеев, его заместитель Лев Слуцкер и коммерческий директор предприятия Сергей Оксак».
Сахаров напомнил о шумихе вокруг БМП «Курганец-25», о которой охотно говорил в интервью в конце 2013 года тогдашний исполнительный директор ОАО «Курганмашзавод» Игорь Гиске. Но сегодня, как известно, заявка на участие этой машины в параде на Красной площади не состоялась – машина была не готова. А на парад в 2015 году, к 70-летию Победы, как отметил Сахаров, «выкатили машину, на которую силовой блок поставили от БМП-3, а башню – из неликвидов Тульского завода. Сейчас ее вернули в цех, и к ней никто не подходит. На Х Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo в сентябре 2015 года в Нижнем Тагиле вокруг «Курганца-25» опять подняли шумиху. Тем самым, по моему мнению, заказчики и исполнители «Курганца» вводят в заблуждение руководство страны. Ведь президент России Путин, ставя задачу что-то сделать быстро, всегда подчеркивает – только не в ущерб качеству. А «Курганец-25» даже не прошел испытание на полигоне».
«У нас разорвана цепочка: фундаментальная наука, прикладная наука, отраслевая наука и производство», – подчеркнул Владимир Сахаров. В итоге он предложил для исправления ситуации ввести КМЗ в холдинг Уралвагонзавода.
Исполнительный директор КРО РСПП Алексей Симанов отметил, что концерн принял КМЗ в 2005 году с численностью 13 тысяч человек, а по официальным данным, за девять месяцев 2015 года там было 5360 человек. По официальным финансовым отчетам эмитента, на заводе наблюдаются признаки близкого банкротства. «Но главное, что КМЗ как завод, обладающий надежными заказами, стал каналом перекачки денег для других предприятий концерна. Еще в 2009 году наш анализ показал, что за счет кредиторской задолженности завод финансирует эти другие предприятия. И это продолжается до сих пор. В 2015 году за девять месяцев дебиторская задолженность завода составила 15 млрд рублей, а кредитный портфель у завода тоже составил 15 млрд», – сообщил Симанов, отметив, что уровень квалификации менеджеров ККУ концерна «Тракторные заводы» не позволяет надеяться на исправление ситуации. Но смена собственника, по его мнению, не лучший вариант. Он предложил руководству концерна и ВЭБу совместно максимально загружать предприятие новыми заказами, сделав упор на гражданскую продукцию.
С ним не согласился председатель КРО РСПП Сергей Муратов, отметив, что КМЗ должен развиваться как оборонное предприятие при условии, что вся заработанная прибыль будет идти на модернизацию основных фондов. Вторым обязательным условием он считает постановку КМЗ на налоговый учет в Курганской области, чтобы все финансовые потоки были прозрачными. «Все помнят, какую налоговую базу составлял КМЗ, но затем его перевели в Санкт-Петербург. Но сегодня наш президент говорит: где предприятие работает, там и должно платить налоги», – напомнил Сергей Муратов.
Эту же позицию поддержал бывший генеральный директор КМЗ Александр Богомолов, добавив, что «пришлые директора такого завода – это чепуха, здесь нужны курганские специалисты». А председатель общественного совета УФНС, бывший главный налоговик Зауралья Николай Шитиков сообщил, что в 2015 году доля налогов КМЗ в области в общем объеме собранных средств составила 0,97 %, а по Кургану – 0,58 %.
Бывший первый заместитель губернатора области, член совета директоров КМЗ с 1998 по 2013 год Александр Бухтояров также убежден, что вернуть налоги завода в область надо незамедлительно, а также нельзя превращать его в канал передачи денег для заводов концерна. «Вот это самая страшная беда, – подчеркнул Бухтояров, – потому что деньги от гособоронзаказа вымываются с завода и не участвуют в производстве».
А бывший главный технолог КМЗ, запускавшая в производство знаменитые БМП-1, БМП-2, БМП-3, работавшая и над БМД-4, и над «Курганцем-25», Валентина Балахнина привела примеры плодов такой финансовой политики. Она работала до середины 2015 года и сегодня отметила, что инструментальное оборудование предприятия не менялось 30 лет. «Когда первый вице-президент Альберт Баков говорит в интервью о том, что у завода замечательные перспективы и его ждут бессонные ночи, то он не говорит главного – как завод все это будет выполнять. Потому что оборудование позволяет с трудом работать в одну смену. И это не наша вина, а беда. У нас сегодня остались всего три наладчика. Катастрофически не хватает кадров. От завода ждут 400 БМП для Ирака, 950 – для Саудовской Аравии, по мелочам для Марокко и 300 машин для Вооруженных сил России. Загрузка есть, завод никуда не упадет. Но это до 2020 года, и пиковый год для завода – 2018-й. То, чего достиг сегодня КМЗ, – это предел. Больше он делать не может».
Замдиректора департамента промышленности области Евгений Дмитриев, отметив, что правительство и губернатор области Алексей Кокорин разделяют заботы заводчан о будущем КМЗ, например, предпринимают действия по переводу завода на налоговый учет в области, заявил, что пока в департаменте не имеют реальных данных о состоянии инструментальной базы: «В сумме оборонзаказа заложен определенный процент средств на техперевооружение; по вашим словам, этого не делается. Мы готовы вести переговоры по этому поводу в Минпроме и Минобороны, если вы поможете нам с официальными цифрами по этому поводу».
Кроме предложения о смене собственника на собрании прозвучали предложения поставить в известность об этой ситуации верховного главнокомандующего и президента страны Владимира Путина.
Как сообщил под конец разговора председатель городского совета ветеранов Александр Мазеин, в ближайшее время ожидается визит на КМЗ одного из заместителей министра обороны РФ, ему будут переданы все предложения по выводу завода из кризиса.
«ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.