Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
0

Новосибирск ждет близости с НАТО

Аэропорт Толмачево может стать второй портовой ОЭЗ после Ульяновска, где находится логистический центр Североатлантического альянса

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко объявил о планах создания особой экономической зоны портового типа на базе Толмачево. В настоящее время в России ОЭЗ на базе аэропорта действует только в Ульяновске, где расположен логистический центр НАТО для перевозок грузов из Афганистана.

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко объявил о планах создания особой экономической зоны портового типа на базе Толмачево. В настоящее время в России ОЭЗ на базе аэропорта действует только в Ульяновске, где расположен логистический центр НАТО для перевозок грузов из Афганистана. По мнению новосибирских властей, доводы в пользу статуса ОЭЗ для Толмачево очевидны, так как столица Сибири находится в центре РФ и занимает очень выгодные транспортные и логистические позиции. Не исключено, что этот вопрос сможет пролоббировать бизнесмен Роман Троценко, контролирующий Толмачево через компанию «Новапорт». Троценко уже несколько лет является одним из ближайших членов окружения президента Роснефти, бывшего вице-премьера РФ Игоря Сечина. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».


«В рамках портовой зоны в новосибирском аэропорту планируется объединить международный и внутренний терминалы, – заявил Василий Юрченко на брифинге, где присутствовал корреспондент «ФедералПресс.Сибирь». – Открытие портовой зоны даст эффект для развития всего макрорегиона, а не только Новосибирской области. Мы вошли в федеральную программу по реконструкции аэропорта, и нам нужны новые условия, в том числе для создания таможенного управления. Сейчас мы оформляем документы для получения этого статуса».

По словам главы региона, скорее всего, этот статус Толмачево получит в 2013 году. Правда, даты пока не столь очевидны. Как заявил первый вице-премьер – министр экономического развития Новосибирской области Алексей Струков корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь», скорее всего, в течение 2013 года будут согласовываться все документы и определяться параметры особой экономической портовой зоны, в том числе объемы инвестиций. Пока же в этом деле сплошная неопределенность. Даже в пресс-службе Толмачево какие-либо комментарии дать сейчас не готовы. Все ссылаются на то, что проект только разрабатывается.

Главное преимущество особых экономических зон портового типа – режим свободной таможенной зоны (СТЗ). Иностранные товары ввозятся в СТЗ (а значит, и в ПОЭЗ) без уплаты пошлин и налога на добавленную стоимость. Российские товары размещаются и используются на условиях экспорта без уплаты акциза. Также ПОЭЗ не платит НДС, налоги на землю и имущество, акцизы. А срок действия льгот составляет 49 лет.

Уже сейчас понятно, что в случае успеха история с новосибирской ОЭЗ будет уникальной. В России в настоящее время существует три портовые зоны: морские порты в Мурманске и Советской Гавани (Хабаровский край) для обслуживания грузопотоков, ремонта судов, добычи и переработки водных биоресурсов. Третья ПОЭЗ – авиационный хаб в Ульяновске для обслуживания авиагрузов и авиатехники (там же находится и логистический центр НАТО для транспортировки грузов из Афганистана). Она же и является в настоящее время единственной в России особой экономической зоной на базе аэропорта.

Впрочем, решение об Ульяновске было принято задолго до начала столь тесного сотрудничества с Североатлантическим альянсом. То, что ультрапатриоты называют «базой НАТО в России», а власти – логистическим центром, появилось лишь в 2012 году, а переговоры шли с конца 2010 года. ПОЭЗ же была создана еще до кризиса, в начале 2008 года. Одна из общих причин для обоих решений проста: в аэропорту Ульяновск-Восточный находится одна из самых длинных в мире взлетно-посадочных полос (ВПП) (ее протяженность – 5,1 км), оттуда могут взлетать крупнейшие в мире транспортные самолеты Ан-124 «Руслан».

Планировалось, что ПОЭЗ будет развернута на базе красноярского аэропорта Емельяново в 2014 году. Красноярская элита еще с 90-х годов мечтает о трансполярных перелетах из Азии в Северную Америку, где Емельяново могло бы играть роль промежуточного хаба. К тому же на местной ВПП могут садиться сверхтяжелые транспортники вроде Ан-225 «Мрия». Пока создание портовой зоны продвигается не слишком быстрыми темпами – соответствующее постановление правительства РФ было подписано еще в 2008 году. Предполагалось, что инвесторами станут братья Абрамовичи, контролировавшие авиаальянс AiRUnion. Но с началом кризиса альянс разорился, и планы были свернуты.

Правда, Емельяново стало транзитным узлом германской авиакомпании Lufthansa Cargo для перевозок из Европы в Японию. Проявляют интерес и американские грузовые авиакомпании. В 2011 году на Красноярском экономическом форуме планы инвестиций в аэропорт представила группа «Интеррос» Владимира Потанина. Но вполне возможно, что новосибирский Толмачево окажется первым.

«Ответ на вопрос о том, почему именно Толмачево достойно получить статус ПОЭЗ, – очевиден, – заявил «ФедералПресс.Сибирь» Алексей Струков. – Новосибирск находится в центре России, между Европой и Азией, а аэропорт занимает очень выгодные логистические и транспортные позиции. Безусловно, разговор о создании особой экономической зоны осуществлялся с участниками Толмачево».

Глава пресс-службы ОАО «Особые экономические зоны» (госкомпания, управляющая российскими ОЭЗ – прим. ред.) Алексей Городов подтвердил «ФедералПресс.Сибирь», что они знают о Толмачево и планах его превращения в ОЭЗ. По его словам, из Новосибирска должна быть подана заявка в Минэкономразвития. Впрочем, детали создания ПОЭЗ по телефону Андрей Городов комментировать не стал, попросив написать запрос. На момент публикации ответ на него не пришел.

Некоторые эксперты не исключают, что вопрос с получением статуса ПОЭЗ сможет пролоббировать бизнесмен Роман Троценко, контролирующий Толмачево через компанию «Новапорт». Последняя много лет владела 38 % акций новосибирского аэропорта, а в 2011 году сумела приватизировать контрольный госпакет. Роман Троценко стал одним из ближайших членов окружения Игоря Сечина еще в 2009 году, когда Сечин был вице-премьером и курировал промышленность, а Троценко начал руководить одним из крупнейших государственных холдингов – Объединенной судостроительной корпорацией. После возвращения Владимира Путина на пост президента России Сечин возглавил Роснефть и стал секретарем специально созданной путинской комиссии по ТЭК. Троценко же вскоре покинул ОСК и стал помощником Игоря Сечина в Роснефти. По мнению наблюдателей, именно частный акционер новосибирского аэропорта способен решить вопрос на уровне Кремля.

Впрочем, в самой компании это отрицают. «Ни в коем случае статус Романа Троценко не связан с возможностью Толмачево получения статуса ПОЭЗ, – сообщила корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь» руководитель пресс-службы «Новапорта» Ольга Трапезникова. – Конечно, компания будет очень рада этому обстоятельству – это большие возможности для развития, но, думаю, такая идея пришла в голову умам в новосибирском правительстве».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.