Top.Mail.Ru
Экономика
Уральский ФО
0

Приезжим на Южном Урале зададут неудобные вопросы

Эксперты спорят, кто должен тестировать гастарбайтеров на знание русского языка, истории и законодательства России

Президент России Владимир Путин распорядился ввести экзамены на знание русского языка, законов и истории России для трудящихся-мигрантов.

Президент России Владимир Путин распорядился ввести экзамены на знание русского языка, законов и истории России для трудящихся-мигрантов. Примечательно, что ужесточение норм по привлечению иностранной рабочей силы стало одним из первых постановлений нового президента. Челябинская область, находясь на приграничной территории, становится привлекательной для мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья: только в 2012 году челябинские работодатели оформили более 17 тысяч квот для приезжих. Эксперты, опрошенные «УралПолит.Ru», одобрили введение «мигрантского» экзамена, но разошлись в оценках того, кто именно должен заниматься проверками знаний гастарбайтеров. Подробности – в материале экспертного канала.

Практически сразу же после процедуры инаугурации Владимир Путин дал распоряжение федеральным и региональным властям к ноябрю нынешнего года ввести экзамены для гастарбайтеров по трем предметам: знание русского языка, история России и основы законодательства. Предполагается, что экзамен не будет проводиться для высококвалифицированных специалистов. 7 мая был подписан соответствующий указ правительству России и региональным властям. Механизм прохождения экзаменов пока не прописан, и остается неясным, каким образом он будет организован.

По информации УФМС Челябинской области, на рабочие места в Челябинской области предполагается привлечь 17 тысяч 256 человек. Большинство заявленных вакансий связаны с сельским хозяйством. Руководитель ГУ «Центр занятости населения Челябинской области» Владислав Смирнов уточнил, что на сегодняшний день число заявок увеличено на 556 человек.

По словам Владислава Смирнова, сегодня ожидается изменение миграционного законодательства, активно обсуждается вопрос передачи федеральных полномочий на уровень  субъектов. «Остается вопрос, где будут проводиться экзамены, – отмечает эксперт. – Есть предложение, чтобы проводить экзамен в тех странах, откуда прибывают мигранты, есть вопросы по обучающим центрам». Владислав Смирнов предположил, что, возможно, мигрантам имеет смысл дать возможность обучения на коммерческих условиях с последующей сдачей экзамена квалификационной комиссии. «Мы видим только первые шаги, и они будут очень быстрыми, – считает он. – Пока что все выглядит достаточно продуманным».

Владислав Смирнов сообщил, что объем привлекаемой иностранной рабочей силы в регионе составляет 0,9–1 % от экономически активного населения. «Никаких негативных факторов, таких, например, как вытеснение аборигенов с рабочих мест, мы не фиксируем, – отмечает он. –  Также не зафиксировано серьезных правонарушений со стороны иностранцев и со стороны наших граждан по отношению к мигрантам».
 
«Мы находимся в другой ситуации, чем, например, ХМАО или Тюменская область: там колоссальная нехватка рабочих рук, – оценил ситуацию на рынке труда Владислав Смирнов. – У нас относительно небольшая квота – 17 тысяч 800 человек, и есть совершенно реальная потребность, например, в сельском хозяйстве. Очень большое число граждан Китая задействовано по двум крупным инвестпроектам – на «Мечеле» и на строительстве Троицкого энергоблока».

Одним из самых крупных работодателей для иностранцев в 2012 году может стать ФГУП «Продкоропорация», заявившая квоты на триста граждан Китая. «Квота есть, но мы ей пока  не воспользовались», – заявила «УралПолит.Ru» руководитель «Продкорпорации» Ирина Новикова. Говоря о необходимости проведения экзаменов для мигрантов, Ирина Новикова предположила, что работодатель может быть не заинтересован, чтобы работник обладал знаниями, он может на это наплевать. Это та ситуация, когда могут расходиться интересы работодателя и государства. Я вижу некую параллель: если гастарбайтер едет работать и жить, то язык, минимум законов и обычаев он должен знать. А как насчет субъективных требований? Это потеря времени для работодателей. Думаю, что большая часть работодателей не заинтересована в вопросе знания законов и истории рабочих-мигрантов. Здесь будет расхождение субъективных и  объективных требований».

По мнению эксперта, пока непонятно, как все будет реализовано на практике. «Я не слышала об этом постановлении, но оно здравое, – признает она. – Работодателя я бы исключила в качестве заинтересанта при проведении экзамена. В качестве финансиста должно выступать государство, средства из федерального бюджета. ФМС нельзя убирать из этого процесса, они орган контролирующий, их роль трудно переоценить. Землячества, местные власти тоже нельзя исключать. Работодатель может изъявить определенное любопытство и поглядеть, кто из мигрантов наиболее цепок в плане схватывания информации. Но превалирующую роль работодателю я бы не отдала».

Ирина Новикова предложила рассмотреть опыт других государств в этом вопросе. «Почему бы не по изучать опыт Германии? – предложила она. – Я уверена, что можно было бы что-то  разумное там почерпнуть».

Председатель Челябинской региональной общественной организации «Таджикский национально-культурный центр «Сомониён» Исломудин Раджабов отметил, что разговор о возможном создании экзамена был давно, более года назад. «В Таджикистане созданы спецкурсы совместно с ФМС. Также в Таджикистане есть филиалы российских вузов. Вся молодежь старается по мере возможности поступать в них». Экзамены, по мнению собеседника, должны быть организованы на уровне государства: у работодателей не будет на это времени, организовывать экзамены на каком-то другом уровне будет также проблематично.

Председатель Челябинской областной общественной организации «Узбекский  национальный культурный центр «Бобур» Мамуржан Кадиров считает, что снижение уровня знаний русского языка – последствия принятой в 91-м году независимости. «Сократили изучение русского языка в школе. Я работал в школе, преподавал русский язык. В одном классе было 6 часов в неделю, сейчас лишь два часа. Я думаю, что требования такие нужны, без знания языка нельзя трудоустроиться, также нужно уважать культуру и традиции». Мамуржан Кадиров считает, что экзамены необходимо проводить совместно с миграционной службой, и местные культурные центры, которые содействовали трудоустройству мигрантов, местные культурные центры, должны участвовать в организации проверки знаний. «И республика, которая отправляет мигрантов, должна проводить подготовительные курсы», – добавил он.

Председатель Челябинской  областной общественной организации «Союз Армян России» Гагик  Мхитарян сказал, что экзамены должен проводить работодатель, он же может финансировать педагогов. Также собеседник считает, что не должна быть одна программа для всех мигрантов, экзамены должны зависеть от профессии. «Конечно, экзамен нужен, – уверен Гагик Мхитарян. – Необходимо, чтобы мигрант получил справку, что прошел эти курсы, и уже более-менее владеет языком. Я думаю, что мигранты пройдут экзамены, потому что они не первый год приезжают в Россию и уже владеют русским языком. Есть те, кто приезжает в первый раз, кто не владеет, с ними нужно заниматься».

Пока что инициатива Путина вызывает много вопросов, хотя и поддерживается как работодателями, так и представителями национальных диаспор. Качество исполнения благих намерений президента, по видимому, будет зависеть от заинтересованных чиновников и региональных властей.

фото - germany06.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.