Top.Mail.Ru
Политика
Астраханская область
0

Олег Гаврюшенко: мэра Астрахани отозвать – не Волгу переплыть

В понедельник, 25 февраля, стартовала кампания по сбору подписей за отставку мэра Астрахани Михаила Столярова, организованная астраханскими общественниками. Юрист Олег Гаврюшенко, работающий на избирательных кампаниях, рассказывает читателям «ФедералПресс.Юг», почему процедуру отзыва мэра инициаторы акции могут использовать, скорее, лишь в качестве выражения общественного мнения, и поясняет нормативно-правовые тонкости, которые необходимо учесть для того, чтобы отставка действительно состоялась.

В понедельник, 25 февраля, стартовала кампания по сбору подписей за отставку мэра Астрахани Михаила Столярова, организованная астраханскими общественниками. Юрист Олег Гаврюшенко, работающий на избирательных кампаниях, рассказывает читателям «ФедералПресс.Юг», почему процедуру отзыва мэра инициаторы акции могут использовать, скорее, лишь в качестве выражения общественного мнения, и поясняет нормативно-правовые тонкости, которые необходимо учесть для того, чтобы отставка действительно состоялась.

Законодательные преграды

Право астраханцев на отзыв мэра декларативно. Отзыв мэра – это миф, утопия, которая не может быть легитимно реализована в обозримом будущем из-за различных препятствий, расставленных на пути законопослушных избирателей всяким законодательством – от федерального до местного.

Преграды эти можно условно разделить на формальные и процедурные.

К первым относятся события и факты, без которых нет повода говорить об отзыве. Например, без нескольких судебных решений о конкретных противоправных действиях или бездействиях мэра, без инициативной группы из 10 и более человек или без 20 000 подписей астраханских избирателей, – нет смысла затевать отзыв. Откажут и будут формально правы.

Ко вторым относятся препятствия, выдумываемые исключительно из буквы закона, вне и помимо духа того самого закона. К примеру, пунктом 1 статьи 18 устава Астрахани предусмотрено, что «голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления (сокращенно – мэра) проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Астраханской области для проведения местного референдума, настоящим Уставом, Положением о порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, утверждаемым городской думой муниципального образования «Город Астрахань».

То есть помимо федеральных и областных, казалось бы, общих и однозначных правил отзыва выборного лица в Астрахани необходимо еще и частное положение об отзыве отдельного мэра. И кто же такое против себя, любимого подпишет?

Примечательно, что еще в 1996 году городское представительное собрание своим 149-м решением утвердило положение о порядке отзыва самих себя – городских депутатов. Положения же о порядке отзыва мэра Астрахани мне до сих пор обнаружить не удалось. В отсутствие же этого документа ни один бюрократ голосования по его отзыву не назначит, а всякий суд такой отказ оправдает.

Порядок отзыва мэра

Общий порядок отзыва мэра схож с кампанией избирательной, хотя начинается немного иначе, – с формирования инициативной группы из 10 или более астраханцев. Это могут быть как будущие кандидаты, так и рядовые избиратели. Десяток – это только форма, не содержание.

В первую очередь инициативная группа выискивает основания к отзыву – вступившие в силу судебные решения, которыми мэр уже признан виновным в совершении конкретных противоправных действий или бездействий, а также задумывается о плане отзывной кампании, ее финансировании и ином обеспечении. План отзывной кампании и план ее обеспечения невозможно переоценить при организации протестного голосования. А отзыв мэра – это в первую очередь протестное голосование, негативное, и уж потом – зарождение в ходе протеста новых, положительных кандидатов.

Если судебные решения против мэра найдены – инициативная группа обращается в муниципальный избирком Астрахани с ходатайством о своей регистрации, вопросами отзыва (референдума) и массой других бумажек, предусмотренных статьей 9 Закона Астраханской области от 05.02.2007 N 4/2007-ОЗ «О местном референдуме в Астраханской области».

Муниципальная комиссия две недели поверяет документы на их соответствие своим представлениям о законах и либо отказывает инициативной группе в регистрации, либо направляет ее документы городским депутатам.

Если документы инициативной группы комиссии не удастся выбраковать, и они таки дойдут до депутатов, то последние всего лишь за 20 дней проверят соответствие вопросов отзыва (референдума) уже своим представлениям о требованиях закона и либо признают их соответствующими и дадут «добро» муниципальной комиссии на регистрацию инициативной группы, либо нет.

Если вдруг депутаты скажут «да», то всего за 15 последующих дней комиссия зарегистрирует инициативную группу, выдаст ей шикарное свидетельство и сообщит об этом всем местным СМИ.

Таким образом, всего лишь через 50 дней, не считая неопределенного времени на пересылку документов из комиссии депутатам и обратно, инициаторы отзыва подойдут к началу публичной части своей кампании, – хорошо всем знакомому по обычным выборам сбору подписей.

О сборе подписей

На сбор всего лишь 20 000 (не менее 5 % от 385 366 избирателей плюс-минус 10 % от этих 5 %) подписей инициаторам предоставляется аж целых 20 дней. Что такое тысяча подписей в день – спросите у профессиональных сборщиков. Рядовому гражданину такого количества подписей за день и нарисовать не удастся, не то что собрать.

После сбора подписей избирательная комиссия традиционные для нее 15 дней будет эти подписи проверять. Не путайте с выборами – там подписи проверяются меньше 10 дней.

Правила сбора и проверки подписных листов и первого финансового отчета (он тоже есть) аналогичны тем, что применяются при регистрации кандидатов на выборах.

О способах выбраковки неугодных кандидатов по подписям можно написать отдельную «Войну и мир». Поэтому отмечу лишь кратко, что такие способы есть.

И уж если комиссия зарубит-таки подписи избирателей или найдет порядок их сбора, оформления, заверения и т.д. неправильными, – инициаторам закроется путь к отзыву мэра еще на 2 года, а у подписантов сформируется стойкое отвращение ко всякому участию в отзыве мэра.

Если же комиссии этого сделать по каким-то неведомым причинам не удастся, то всего через месяц городская дума назначит голосование по отзыву мэра. Голосование может пройти уже через следующие 50 дней. А может быть и отсрочено гордумой посреди этого 50-дневного срока еще на 90 дней, – для совмещения с голосованием на других выборах.

Таким образом, всего через 4 месяца с момента своего формирования идеальная инициативная группа может блицкригом подойти к истинной цели своего существования – выявлению мнения избирателей об отзыве мэра. Не идеальная группа может затянуть кампанию по отзыву мэра до следующих его выборов. А время – это деньги.

Правила финансирования

Кстати, о деньгах. Правила финансирования процедуры отзыва мэра практически те же, что и правила финансирования выдвижения кандидатов на обычных выборах, включая мэрские. В части денег любопытство вызывает предельный размер фонда протестной кампании – 3 миллиона русских рублей. На 385 366 астраханских избирателей, внесенных в списки 04.03.2012 при избрании Михаила Столярова, выходит по 7,78 руб. на одного избирателя, что очень скромно даже для Астрахани. Определенно инициаторам отзыва придется лукавить с финансами, иначе достойную протестную агитацию ну никак не развернуть.

По данным избирательной комиссии муниципального образования «Город Астрахань» 4 марта прошлого года за тов. Столярова М.Н. досрочно проголосовало 124 763 избирателя, что составляет 32,38 % от общего количества избирателей, включенных в списки. Обошлось это мэру в 1,9 млн. руб. Экономия достигнута, в том числе, и благодаря общероссийским выборам президента от той же «Единой России», которая досрочно выдвигала и мэра.

Теперь же за 4 месяца инициаторам надо сагитировать более 192 683 избирателей (50% +1) всего за 3 млн. руб., – что практически нереально по политтехнологическим меркам.

При этом избирательная комиссия и большинство депутатов-однопартийцев мэра будут всячески препятствовать отзыву, а систематические отказы гордумы и МИКа, даже оспоренные в судах, превратят инициативную группу в полоумных изгоев.

Поэтому процедура отзыва мэра может быть использована инициаторами только в качестве выражения общественного мнения, которое должно привести тов. Столярова М.Н. к нестерпимым мукам совести. Последние снимаются либо добровольной отставкой, либо принудительной отставкой губернатором, которому в столице субъекта РФ подобные выкрутасы избирателей ни к чему.

Прямой же отзыв избранного избирателями выборного лица невозможен ввиду плутовства с общими принципами организации местного самоуправления. Именно оттуда, из 24-й статьи 131-го ФЗ следует, что за отставку астраханского мэра должно теперь проголосовать на треть избирателей больше, чем его год назад досрочно выбрало.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.