Последние недели политическую обстановку в Самарской области старательно расшатывают неизвестные, которые распространяют материалы, явно призванные дискредитировать губернатора Николая Меркушкина. В качестве инструментов те, кого принято называть «черными политтехнологами», используют листовки, газеты, несколько сайтов и массовую рассылку по электронной почте.
Последние недели политическую обстановку в Самарской области старательно расшатывают неизвестные, которые распространяют материалы, явно призванные дискредитировать губернатора Николая Меркушкина. В качестве инструментов те, кого принято называть «черными политтехнологами», используют листовки, газеты, несколько сайтов и массовую рассылку по электронной почте. Не гнушаются и откровенно грязными методами: сегодня журналистам и СМИ пришли одинаковые письма со ссылкой на игру «Ну, Меркушкин, погоди!». На экране, стилизованном под советскую электронную игру, губернатор ловит голоса избирателей, выпадающие из коробок с надписью «УИК». В качестве авторов указаны самарские блогеры Дмитрий Сажнов и Дмитрий Котуков, известные лояльным отношением к политике Николая Меркушкина.
Дмитрий Котуков опроверг свою причастность к созданию игры. «Никакого отношения к этому я не имею. Я понимаю, что цель этого вброса (как и остальных) – минусовать губернатора. Видимо, заказчики хотят что-то выторговать для себя таким образом. Но то, в какую чернуху это воплощается – думаю, эксцесс исполнителя, который выбирает самые примитивные варианты для воздействия», – сказал блогер. Дмитрий Сажнов заявил, что ни к рассылке, ни к созданию игры также не причастен.
Отметим, что на сегодня ни одно из зарегистрированных в Самаре политических объединений не взяло на себя ответственность за информационную атаку на губернатора.
Эксперты считают, что попытки дискредитировать Николая Меркушкина перед выборами в райсоветы – закономерный ход, потому что кандидаты от «Единой России» в качестве опорного пункта агитации используют лейбл «Команда губернатора – команда созидания». В этом случае нападки на главу региона могут отразиться на имидже всех кандидатов, которые выступают под этим «зонтичным брендом».
Ранее с подобными методами политической борьбы сталкивался депутат госдумы Александр Хинштейн. В середине весны 2015 года в Самаре начали распространять листовки с лозунгами «Хинштейн – руки прочь от Самары и губернии» и текстом, который был определен как клеветнический. Хинштейн обратился в правоохранительные органы. Было возбуждено уголовное дело по статье «Клевета». В начале лета начальник ГУ МВД по Самарской области сообщил о задержании подозреваемого: им оказался бывший администратор одного из снесенных рынков, связанный с известной ОПГ «Законовские».
«Если в распространяемой информации содержатся обвинения в преступлениях, то это клевета. В таких случаях обязательно нужно обращаться в правоохранительные органы. Если там содержатся просто оскорбления – тогда нужно инициировать разбирательство гражданско-правового порядка. Я считаю, что в любом случае реагировать на такие вещи нужно, и реагировать остро», – прокомментировал нападки на губернатора Александр Хинштейн.
Председатель Фонда социальных исследований Владимир Звоновский предполагает, что подобного рода «политическая реклама» теоретически может привести к падению активности людей на грядущих выборах: авторы не указывают никакого альтернативного решения. «Вообще, в сложившейся ситуации такая критика не сыграет большой роли. Если бы у губернатора Самарской области действительно были реальные политические конкуренты, такие атаки имели бы значение. А пока как-то кардинально изменить ситуацию с помощью этих листовок и сайтов не получится», – считает Владимир Звоновский.