Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

«Отвечают все и никто». Петербург увяз в незаконной рекламе

Ведомства не могут разобраться, с кого спросить по всей строгости

Фасады и двери, столбы и дорожные знаки, водосточные трубы, стены и остановки Петербурга заросли густым слоем бумажных объявлений всех размеров и цветов. Огромное количество рекламных конструкций – виниловых баннеров, металлических стендов-раскладушек и даже крупных щитов установлены на улицах города незаконно.

Фасады и двери, столбы и дорожные знаки, водосточные трубы, стены и остановки Петербурга заросли густым слоем бумажных объявлений всех размеров и цветов. Огромное количество рекламных конструкций – виниловых баннеров, металлических стендов-раскладушек и даже крупных щитов установлены на улицах города незаконно.

Волонтеры регулярно проводят рейды по районам Северной столицы, срывая рекламные плакаты и тратя литры ацетона на то, чтобы смыть асфальтные рисунки. Но эти меры не особо эффективны. Тем более что за тротуарные шедевры никто не отвечает. Активисты просят помощи у Георгия Полтавченко.

Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Это все равно, что обвинять ребенка за рисунки мелками»

«Отдых 24 часа», «Жена на час», «Досуг для мужчин» и прочие объявления с подтекстом заполонили тротуары Невского проспекта. Активисты «Красивого Петербурга» и движения «Питер без рекламы» написали открытое письмо врио губернатора города Георгию Полтавченко, в котором просят его занять «конструктивную позицию по поводу бесконтрольного зарастания городских улиц визуальным мусором».

Молодые люди считают, что нарастающий с каждым годом объем рекламы приводит к тому, что город теряет свою строгую красоту, превращаясь в рекламный базар.

«Засилье незаконной рекламы мешает не только воспринимать красоту города, но и беспрепятственно передвигаться по тротуарам, а также ориентироваться в городе. Помимо эстетического вреда незаконная реклама наносит моральный ущерб его жителям и гостям. Когда город покрыт бесконечными предложениями интим-услуг, наркотических смесей, «липовых» гостиничных чеков, предложениями «возврата водительских прав», сомнительных «кредитов» и другими сообщениями с неприкрытой криминальной составляющей, это способствует деградации морали и увеличению числа пострадавших от действий мошенников», – говорится в тексте письма.

При этом добропорядочные рекламодатели несут ущерб, поскольку их рекламные носители оказываются мгновенно заклеены нелегальной рекламой. Услуги по размещению несанкционированных объявлений оказываются дешевле и эффективнее, так как распространители не платят городу за аренду, налоги и сборы. В результате городской бюджет не только недополучает денежные средства, но и вынужден нести большие расходы на удаление незаконной рекламы, ремонт и восстановление фасадов, очистку остановок общественного транспорта, вывоз дополнительного мусора.

При этом в Интернете десятки компаний предлагают разместить рекламу на асфальте по низким ценам. Рекламодатель может просто заказать трафарет и сам оставить красочные надписи по всему городу.

Корреспондент «ФедералПресс» позвонила по одному из объявлений, где промышляют созданием незаконной рекламы. Узнав о намерении проинформировать горожан о новом магазине фиксированных цен, продавец спросил о желаемом размере рекламы, убеждая, что формат А4 разместит «какую-нибудь никудышную стрелочку», и уговорив на А2. В итоге 150 двухцветных «рекламных зарисовок» в формате А2 в разных районах города обойдутся в 20,8 тыс. рублей.

«Объявления продержатся не меньше двух месяцев. Писать можно что угодно. Единственная просьба – без мата и без политики. Кстати, сегодня нет ни одного закона, который напрямую запрещает такую рекламу. Я даже не знаю ни одного суда по делу о рекламе на асфальте. Это все равно, что обвинять ребенка за рисунки мелками. А если сотрудники полиции придут с претензиями к вам, то вы без труда можете спихнуть все на происки конкурентов», – развеивал сомнения продавец.

Активисты: визуальный облик города никто не контролирует

Авторы письма градоначальнику предлагают в борьбе с несанкционированной рекламой использовать опыт Ростова-на-Дону, Красноярска и Московской области. «Механизмы борьбы с рекламой на асфальте давно известны и отлично применяются в той же Москве, – уверяет Александр Минаков, координатор движения «Питер без рекламы». – Номера телефонов вводят в специальную компьютерную программу, которая звонит по ним раз в минуту, то есть никто другой уже не дозвонится. Также их могут блокировать мобильные операторы. В крупных городах мира такую рекламу счищают спецмашинами. Подобный метод показал свою высокую эффективность, так как делает ее размещение бессмысленной».

Между тем полиция ссылается на то, что ответственность за незаконное размещение рекламы в городе предусмотрена законом об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге, а сотрудники полиции не имеют права составлять соответствующие протоколы.

Администрации районов имеют право наказывать, но не имеют возможности задерживать и устанавливать личность правонарушителей, поскольку у них нет штата оперативных сотрудников. Полиция при этом имеет право задерживать и устанавливать личность, но не имеет права привлекать к ответственности.

Комитет по благоустройству на вопрос «ФедералПресс» о рекламе на асфальте отвечает, что, согласно федеральному закону № 38 «О рекламе», изображения на асфальте рекламой не считаются. Однако в городском законе Санкт-Петербурга прописано, что асфальт является объектом благоустройства, следовательно незаконная реклама на нем считается административным правонарушением. Ответ на запрос за подписью главы комитета по благоустройству заканчивается уверениями в том, что загрязнением асфальта комитет занимается, регулярно передавая информацию о таких случаях в органы исполнительной власти.

«Мы не боремся с рекламой на асфальте, – сказала пресс-секретарь ведомства Елена Комарова. – Мы снимаем, к примеру, таблички с несанкционированной рекламой, прикрепленные к ограждениям. А надписи на асфальте закрашиваем только в исключительных случаях, когда там содержится какая-то экстремистская информация или непристойности. У нас нет на это средств, к тому же бороться необходимо с причиной появления такой рекламы, а не с последствиями. Этим должна заниматься полиция».

Пока городские службы и ведомства перекладывают ответственность друг на друга, петербургский асфальт пестреет и расцветает новыми объявлениями. Творческие жители Петербурга, в свою очередь, не устают придумывать способы превращения надоедливых асфальтных объявлений в креативный стрит-арт. Так, например, вместе с надписью «Девочки любят стихи» на Среднем проспекте Васильевского острова и на Лиговском проспекте стали появляться оригинальные исправления типа «Отдых в Крыму» или «Отдых в Гаграх» вместо слова «Отдых».

«Мы обращаемся именно к Вам, первому лицу города, потому что вопрос незаконной рекламы – давно уже не вопрос качественной работы дворников или полицейских. К сожалению, эта проблема не решается очередным поручением комитету по благоустройству «усилить очистку улиц» или показательной поимкой нескольких нарушителей с наложением смешного штрафа в 1000 рублей. Проблема зарастания города рекламным мусором красноречиво говорит: что-то не так в городском хозяйстве, не работает вся система. Визуальный облик города никто не контролирует. За улицы города отвечают все и никто», – заявляют Георгию Полтавченко активисты.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.