Падение курса рубля, настоятельные рекомендации президента России отказаться от дорогостоящих покупок и наложение западных санкций по-прежнему не мешают российским госкомпаниям тратить миллионы на рекламу, новогодние корпоративы и предметы роскоши. «ФедералПресс» представляет топ-10 странных покупок и мероприятий госкорпораций.
Падение курса рубля, настоятельные рекомендации президента России отказаться от дорогостоящих покупок и наложение западных санкций по-прежнему не мешают российским госкомпаниям тратить миллионы на рекламу, новогодние корпоративы и предметы роскоши. «ФедералПресс» представляет топ-10 странных покупок и мероприятий госкорпораций. Данные об этих закупках взяты из открытых источников.
Антисанкционная вечеринка ВТБ
В начале ноября банк ВТБ, попавший в санкционный список Евросоюза, провел роскошную вечеринку в московском отеле Crowne Plaza. На мероприятии выступила британская певица Софи Эллис-Бекстор. Гвоздем программы стал «Антисанкционный концерт». В шутливом видеоролике глава ВТБ Андрей Костин в белом костюме изображал из себя дирижера, сотрудники ВТБ были его оркестром. Костин заявил, что прием обошелся компании совсем недорого, но точную сумму не назвал. По его словам, ролик был снят бесплатно, а выступление британской певицы оказалось дешевле, чем выступление Филиппа Киркорова или Стаса Михайлова.
Теперь общественность волнует весьма важный вопрос: за чей счет была организована вся эта вакханалия в Crowne Plaza с участием Андрея Костина. Эксперты уверяют, что все расходы на эту шикарную вечеринку (включая многомиллионный контракт с Софи Эллис-Бекстор) были оплачены из бюджета ВТБ. Если учесть, что ВТБ принадлежит государству, получается, что за отдых Костина и его подчиненных в Crowne Plaza заплатили российские налогоплательщики.
Положительный образ московской подземки за 227 миллионов
В 2014 году департамент транспорта мэрии Москвы по результатам торгов заключил контракт с американской компаний McKinsey на сумму 227 миллионов рублей. За эти деньги McKinsey должна была «разработать стратегию метрополитена», «определить его миссию», нарисовать новый логотип с учетом «эмоциональных и функциональных преимуществ бренда», изменить внешний и внутренний вид вагонов и форму сотрудников.
Решение транспортного департамента столицы о сотрудничестве с американцами возмутило власти и общественность. Сначала депутат Госдумы Евгений Федоров потребовал проверить американскую компанию на причастность к июльской аварии в тоннеле, приведшей к многочисленным жертвам. А в сентябре многие интернет-пользователи обсуждали разработку нового логотипа метрополитена, который практически ничем не отличался от предшественника.
32 миллиона на конфеты и шампанское. Новогодний корпоратив столичного Сбербанка
Несмотря на указания госкомпаниям экономить на новогодних корпоративах, московское отделение Сбербанка решило в этом году потратить денег почти в полтора раза больше, чем год назад: 32 миллиона против 20. Такую сумму планируется направить на аренду площадки, подарочные упаковки конфет и шампанское, организацию дискотеки, услуги аниматоров, танцевальных коллективов, а также меню. Определить организатора корпоратива собираются по результатам тендера, итоги которого подведут 27 ноября.
Пресс-тур и реклама в детском журнале. Российские железные дороги
Нынешний год для РЖД выдался крайне убыточным. Только в первом квартале потери составили 16 миллиардов рублей. Однако это не помешало монополисту потратить 333 миллиона на заключение договора с фирмой «Тайный советник Нетвок Компани». Кстати, по условиям конкурса агентству предстоит проводить пресс-туры, приемы и концерты для представителей СМИ, оказывать поддержку РЖД в соцсетях и вести личный блог Якунина.
Еще более странной статьей расходов стала реклама… в детском журнале «Клепа». На рекламу в самом журнале и на его сайте, а также на создание интерактивного приложения монополия выделила ни много ни мало 8 миллионов. «Дети являются важной аудиторией для ОАО «РЖД». Это не только сегодняшние и завтрашние пассажиры железнодорожного транспорта: большое значение для компании имеет социальная реклама, направленная на обеспечение безопасности детей на инфраструктуре железных дорог», – так объяснили в РЖД необходимость рекламы.
Белый медведь как реклама нефтяной компании
Помощь животным – дело благое, а по мнению менеджеров Роснефти, еще и полезное. Иначе объяснить, почему помощь белому медведю из Пензы записали в статью рекламных расходов нефтяной компании, нельзя.
На строительство вольера для медведя Роснефть намерена потратить 18,7 миллиона рублей. Строительство павильона в Московском зоопарке обойдется уже в 300 миллионов рублей, однако кому предназначен павильон, не уточняется.
Люксовые внедорожники для перевозки документов
В конце сентября на сайте госзакупок появился лот Курской АЭС. Электростанция намеревалась взять в аренду два внедорожника. Согласно пояснению, машины требовались «для перевозки технической документации». Однако возить документацию и сотрудников, по мнению руководства АЭС, можно только на машинах марки Toyota. Заказчик намеревался арендовать на восемь месяцев Land Cruiser 150 Prado, RAV-4, а также минивэн Hiace за 5 миллионов рублей.
После того как сделка привлекла внимание участников проекта ОНФ «За честные закупки», она была отменена. На форуме АТОМЕКС-2014 руководитель блока контроля закупок службы внутреннего контроля и аудита госкорпорации «Росатом» Павел Тихомиров заявил, что виновные понесли дисциплинарное наказание.
Кресло за 300 тысяч для директора МОЭК
О следующей несостоявшейся покупке также стало известно благодаря проекту ОНФ «За честные закупки». По их данным, Московская объединенная энергетическая компания выложила заказ на покупку кресла для директора. При этом кресло должно было быть сделано не иначе как из белой натуральной кожи, а потратить на него предполагалось более 300 тысяч рублей.
В МОЭК подтвердили, что заявка на покупку кресла действительно публиковалась. Однако было дано пояснение, что пользоваться столь дорогим мебельным изделием планировал предыдущий директор, который вовремя отказался от своей идеи.
Небо, самолет, Канделаки. Дегустация нового меню «Аэрофлота»
«Аэрофлот» из всех компаний с государственным участием тратит на пиар и рекламу больше всех. Всего за 2014 год затраты авиаперевозчика оцениваются в 5 миллиардов. Впрочем, по заверениям менеджеров, расходы на рекламу не превышают принятых в авиабизнесе 2 % от доходов. Понятно, что при таких расходах привлечь к рекламе своего нового меню известную телеведущую Тину Канделаки не проблема. За продвижение в соцсетях дегустации нового бортового питания компании Канделаки «Апостол Медиа» было выплачено 5 миллионов рублей.
Это уже не первый случай сотрудничества «Аэрофлота» и «Апостол Медиа». В 2013 году фирма Канделаки получила 27,5 миллиона рублей за выполнение заказа по увеличению количества подписчиков аккаунтов авиаперевозчика в соцсетях до 190 тысяч человек.
Картины и скульптуры для деловых партнеров
ОАО «Русгидро» в сентябре 2014 года разместило лот на покупку сувенирной продукции за 44 миллиона рублей. На эти деньги компания собирается приобрести картины, скульптуры, посуду, редкие книги для «взаимного обмена с членами прибывающих делегаций в соответствии с обычаями делового этикета». Для подобных случаев закупается также бытовая техника и гаджеты, а в разделе «Настольные игры» значатся шахматные наборы «Дон Кихот» из ценных пород дерева с золочением.
В самой компании не считают траты чрезмерными. Во-первых, конкурс предусматривает покупку сувенирной и наградной продукции для всего будущего года и для всех филиалов компании. Во-вторых, у компании нет обязательств выбирать полностью всю сумму. Например, в прошлом году при такой же рамочной стоимости (44 миллиона) работы по этому договору обошлись компании в 16 миллионов рублей.
Модельки тяжелого крейсера для девелоперов
Наш топ, начавшийся вечеринкой банка ВТБ, мы завершим заказами на подарки, размещенными ОАО «ГалсДевелопмент», чей контрольный пакет акций принадлежит ВТБ. Задолго до нового года руководители девелоперской компании решили порадовать себя игрушечными моделями тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Стоимость каждого такого кораблика составляет около 50,5 тысячи рублей, а общая цена контракта ‒ 2 миллиона 527 тысяч рублей.
Согласно требованиям контракта, модели должны быть изготовлены в масштабе 1:350 из полимера с добавлением латуни, олова и меди, а на палубе должны быть размещены 16 фигурок моделей летательных аппаратов. Сам корабль должен быть расположен на подставке из бронзы, которая имитирует морскую волну, сверху «Адмирал Кузнецов» должен быть прикрыт стеклянным колпаком, на котором следует разместить таблички с описанием технических характеристик корабля и текстом заказчика.