Top.Mail.Ru
Политика
Санкт-Петербург
0

Телемост под вой сирен. Общение с Ходорковским в Петербурге сократилось из-за мин и порошка

Практически никто из собравшихся не подчинился просьбе полицейских очистить помещение

Телемост с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским в Петербурге состоялся, несмотря на попытку сорвать мероприятие. Рано утром в отеле, куда прибыли участники, искали наркотики – по информации полиции, кто-то из организаторов в конференц-зале варил психостимуляторы. За несколько минут до общения началась эвакуация из-за сообщения о мине на территории гостиницы. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Телемост с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским в Петербурге состоялся, несмотря на попытку сорвать мероприятие. Рано утром в отеле, куда прибыли участники, искали наркотики – по информации полиции, кто-то из организаторов в конференц-зале варил психостимуляторы. За несколько минут до общения началась эвакуация из-за сообщения о мине на территории гостиницы. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Общение с Михаилом Ходорковским на тему «Выборы: бойкот или участие», стало официальным открытием работы филиала в Санкт-Петербурге фонда «Открытая Россия». Встреча была посвящена последним петербургским муниципальным выборам.

Но все прошло далеко не безоблачно. Примерно в 6.30 в здание наведались два сотрудника правоохранительных органов и обратились с вопросами к одному из организаторов – по их информации тут «варили и употребляли наркотики». Но не обнаружив ничего подозрительного полицейские удалились.

За пять минут до начала мероприятия в нагрянувшее ведомство поступил анонимный звонок и началась срочная эвакуация. На улицу были отправлены постояльцы отеля и часть служащих, а вход в здание заблокировали. На место происшествия были вызваны взрывотехники и кинологи, из-за чего пришлось на время приостановить регистрацию постояльцев. Однако участники телемоста Петербург – Женева отказались покинуть гостиницу.

«Полицейские предупредили нас о том, что здание, возможно, заминировали и попросили покинуть помещение. Но мы люди взрослые и сами отвечаем за свою безопасность. К тому же, нам было понятно как божий день, что все это – провокация, направленная на срыв мероприятия», – заявил депутат от партии «Яблоко» Борис Вишневский.

Практически никто из собравшихся не подчинился полицейской команде «очистить помещение». Однако две трети участников, заранее записавшихся для дискуссии, не пустили в здание, а большую часть журналистов увели в другое помещение, пообещав за ними прийти.

«Половина участников конференции находились внизу у входа. Наши оппоненты не отличаются изобретательностью, и это лучшее доказательство необходимости консолидации всех демократических сил», – сделал вывод из происходящего координатор Владимир Кара-Мурза-младший.

Его коллега Михаил Роскин рассказал: «Несмотря на то, что нам отключили свет, мы продолжили трансляцию при помощи генераторов. Правда, у нас нет картинки, так что мы только слушали Михаила Борисовича, и он нас тоже. При этом никакой силовой зачистки сотрудники полиции не производили, а лишь время от времени проводили профилактические беседы и просили покинуть помещение».

При этом на сайте «Открытой России» видеотрансляции работала стабильно: видно и Михаила Ходорковского, и участников встречи. Звук также слышен – организаторы смогли найти другие способы вывести телемост в Интернет.

Михаил Ходорковский тем временем констатировал, что выборы проводятся под жесточайшим контролем со стороны власти: «На питерских выборах использовалась система досрочного голосования, которая была растянута на несколько дней и мест, чтобы проконтролировать было невозможно».

Главный вопрос прошедшей дискуссии – надо ли участвовать в выборах, если они проходят «по мошенническим понятиям», если все «заточено на несменяемость власти». Михаил Ходорковский убежден, что однозначного, правильного на все времена ответа на этот вопрос не существует: «Авторитарный режим обязательно падет, и к победе придет широкий демократический фронт. А потому надо уже сегодня показывать, что у режима есть альтернатива. Режим падет не в результате выборов, а в результате кризиса. Но тут надо не дать кризису слишком затянуться, и сделать так, чтобы его результатом стала демократическая Россия и после падения режима в стране не разразился управленческий кризис».

Слово взял депутат Максим Резник. Он рассказал, что на минувших выборах власть в Северной столице «все, что делала и творила, мотивировала логикой «зато Крым наш»: «Так вот, нам надо объяснять людям, что Крым все не спишет. Второй вопрос невозможно степень вменяемости оппозиции. Мы тоже иногда заражаемся бациллой слепой ненависти и неприязни».

Михаил Ходорковский прокомментировал: «Сейчас не время ставить вопрос о Крыме во главу угла. Это проблема не сегодняшнего дня. Что касается парадигмы ненависти, то Кремль часто говорит вещи, с которыми трудно спорить. Другой вопрос, что делает он обратное. Вот об этом мы и должны говорить. Путин прекрасно понимает, что с разваливающейся экономикой до 2018 года не доедешь. Что он собирается делать – его проблемы. А наша задача – показывать, что есть другой выбор».

Активист Александр Шуршев считает, что большинство избирателей было в шоке от наглости фальсификаций – такого по его словам не было в Москве. Борис Вишневский уверен, что приди на выборы «не 10 %, а 50 %», они окончились бы победой оппозиции. Парламентарий пояснил, что оппозиция проигрывает из-за низкой активности избирателей на выборах. В качестве иллюстрации он привел в пример выборы в Северной столице в 1989 году, «когда почти все члены бюро обкома проиграли кампанию, потому что была высокая активность граждан».

Михаил Ходорковский подчеркнул, что чем больше будет активность граждан, чем больше людей придет на выборы, тем больше власть будет готова к компромиссу. «Я изменил свое мнение о люстрациях. В 90-е годы я считал, что они не нужны, а сейчас уверен, что без люстрации 10-15 % чиновников и силовиков добиться изменений не удастся. Еще одна категория тех, кого надо подвергнуть этой процедуре – фальсификаторы выборов. У них не должно быть права на участие в политической жизни. Добавлю от себя: провели бы люстрацию в 90-е годы – жили бы совсем в другой стране».

Глава питерского отделения «Гражданской платформы» Валерий Федотов, спросил, как Ходорковский относится к перспективам объединения оппозиции. Экс-глава ЮКОСа ответил, что «базовый подход – сотрудничество между всеми силами, которые поддерживают европейский выбор России»: «Ключевые вопросы здесь такие: «Вы за регулярную смену власти?», «Вы за баланс властей разных уровней?» Если за – все».

«Для политика вопрос, участвовать или не участвовать, не стоит. Неважно, честные выборы или нет», – заявил петербуржец Андрей Давыдов, который после кампании в заксобрание Северной столицы 2011 года подал иск по поводу фальсификации итогов. «Но оппозиция сегодня – это политические импотенты. У нас нет ни организационных, ни финансовых, ни человеческих ресурсов», – посетовал он.

За стенами зала заиграла громкая музыка, которую сменил вой серен. Михаил Ходорковский пытался перекричать «звуковое сопровождение».

Дискуссия длилась около полутора часов, после чего генераторы сели, и связь оборвалась. На телемост было аккредитовано 250 гражданских активистов и представителей оппозиции, но попасть смогли около 70 человек.

На следующий день Борис Вишневский направил письмо начальнику ГУВД Сергею Умнову, прося сообщить удалось ли установить, с какого телефонного номера было сделано сообщение о заминировании отеля, и кем оно было сделано, было ли обнаружено взрывное устройство, и если не было, то возбуждено ли уголовное дело по статье 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). «Это, между прочим, до трех лет лишения свободы. С интересом буду ждать ответа», – говорит депутат.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.