В тюменской облдуме прошло последнее в этом году заседание. Повестка была насыщена экономическими вопросами. О работе комитета по экономической политике, принятом бюджете на 2015 год и планах на Новый год в интервью «ФедералПресс.Урал» рассказал депутат тюменской облдумы Юрий Холманский.
В тюменской облдуме прошло последнее в этом году заседание. Повестка была насыщена экономическими вопросами. О работе комитета по экономической политике, принятом бюджете на 2015 год и планах на Новый год в интервью «ФедералПресс.Урал» рассказал депутат тюменской облдумы Юрий Холманский.
Юрий Сергеевич, в декабре, по традиции, принято подводить итоги. Расскажите, как прошел 2014 год для Комитета по экономической политике и природопользованию? Какие знаковые законопроекты комитет внес на рассмотрение думы?
Для тюменской облдумы 2014 год оказалась насыщена многими серьезными вопросами, относящимися к тематическому профилю комитета по экономической политике и природопользованию. В частности, рассматривались законопроекты о порядке функционирования регионального фонда капитального ремонта жилья, о лицензировании управляющих компаний жилищного фонда, о финансировании размещения объектов дорожной инфраструктуры, об условиях концессионных соглашений Тюменской области в отношении объектов, используемых для переработки и захоронения твердых бытовых отходов. Их решение имеет высокую важность для населения нашего региона, поскольку прямо или косвенно влияет на качество экологической среды в регионе, состояние жилищного фонда и коммунальной сферы, развития региональной экономики, региональных дорог – а значит, тесно связано с качеством жизни людей. Говоря о деятельности по решению проблем в сфере дорожного хозяйства, например, необходимо упомянуть рассматривавшийся на последнем перед парламентскими каникулами, июньском заседании областной Думы вопрос об обращении в адрес министра транспорта России Михаила Соколова по поводу ремонта находящихся в критическом состоянии участков федеральных трасс Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск (55,3 % находится в ненормативном состоянии), Р-404 «Тюмень–Тобольск–Ханты-Мансийск» (52,5 % находится в ненормативном состоянии). На этих дорогах происходят аварии, гибнут люди, и число несчастных случаев, вызванных состоянием дорожного полотна, неуклонно растет.
Проблема находится в центре внимания органов исполнительной власти области и автономных округов, решения принимались на уровне федерального правительства, вплоть до соответствующих поручений президента России. В 2012-2013 годах по инициативе депутатов облдумы и областного правительства финансирование ремонта этих дорог уже было увеличено федеральным центром на 4,4 млрд рублей. Но работа по их реконструкции еще далека от завершения. В связи с этим депутаты тюменской областной думы вновь обратились с предложение внести изменения в подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)», предусмотрев выделение дополнительных средств на приведение в нормативное состояние и реконструкцию вышеуказанных дорог федерального значения на территории нашей области.
Еще один проблемный дорожный вопрос – дорожная инфраструктура. Как правило, реализация проектов в сфере придорожного сервиса осуществляется малыми и средними предприятиями, что ложится на них большим финансовым бременем. Для малого и среднего бизнеса, в результате, проведение этих работ, кстати, необходимых (в соответствии с федеральным законодательством), в комплексе с иными, требующимися для размещения объектов дорожного сервиса (подключение к сетям, плата за присоединение и т.д), зачастую становится и вовсе невозможным. Предприниматель открывает бизнес, делает его конкурентоспособным, создает рабочие места, платит налоги. И примерно столько же он должен отдать за возведение полосы разгона и торможения, а это 5-8 млн рублей. Для малого и среднего бизнеса – это непосильная финансовая ноша. Поэтому предлагается объекты дорожной инфраструктуры развивать при подготовке земельных участков, размещая объекты дорожного сервиса как за счет средств частных инвестиций, так и за счет средств владельцев автомобильных дорог. В настоящее время соответствующий проект о внесении изменений в федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты России» направлен в Госдуму России.
С 1 января 2014 года вступили в силу федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты России в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда». В соответствии с федеральным законом № 421-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда. Вместе с тем, введение данной процедуры, как и в случае с аттестацией рабочих мест повлечет дополнительные финансовые затраты, которые нужно произвести для получения необходимого документа.
Введение нормативных актов, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности, негативно сказывается на показателях, характеризующих состояние сектора малого и среднего предпринимательства. Ежегодный рост тарифов естественных монополий, увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования России, предполагаемые изменения в налогообложении имущества организаций, а также высокие процентные ставки по банковским кредитам на уровне 12-15 % годовых (по сравнению с 2-5 % годовых в странах ЕС) при прочих равных условиях не стимулируют положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного, возложение обязанности по организации и финансированию специальной оценки условия труда на субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительно ухудшает условия ведения предпринимательской деятельности. Соответствующим законопроектом, который рассматривался на июньском заседании КЭПиП предусматривается, что до 1 января 2017 года действие положений Федерального закона «О специальной оценке условий труда» не распространяется на работодателей, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленными статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что позволит обеспечить стабильность условий осуществления предпринимательской деятельности.
Еще один проект закона Тюменской области, всматривавшийся в июне на заседании комитета, был разработан с целью уточнения отдельных положений закона Тюменской области «О пожарной безопасности». В соответствии с постановлением правительства Российи от 17.02.2014 № 113 «О внесении изменений в правила противопожарного режима в России» законопроектом предлагается отнести к полномочиям органов исполнительной власти Тюменской области установление перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, и начала пожароопасного сезона. Также законопроектом вносятся изменения в ст. 3 и 7 закона Тюменской области «О пожарной безопасности», которыми правоотношения по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ приводятся в соответствие со ст. 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 18 и 22 Федерального закона «О пожарной безопасности».
С учетом требований к перечню штатных должностей государственной противопожарной службы, гарантий правовой и социальной защиты соответствующих штатных должностей государственной противопожарной службы, установленных ст. 7-9 Федерального закона «О пожарной безопасности», а также с учетом ст. 325 Трудового кодекса РФ законопроектом корректируются страховые гарантии, гарантии правовой и социальной защиты работников противопожарной службы Тюменской области. В частности, законопроектом предусматривается право работников подразделений противопожарной службы Тюменской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплату один раз в два года стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. Реализация данной нормы планируется в соответствии с постановлением правительства Тюменской области от 25.07.2012 № 283-п «О порядке компенсации работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и членам их семей расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно». По аналогии с положениями ст. 9 Федерального закона «О пожарной безопасности» законопроектом устанавливаются фиксированные размеры единовременных пособий членам семей погибших работников противопожарной службы Тюменской области в сумме 3 000 000 руб., при досрочном увольнении работников в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в сумме 2 000 000 руб.
До настоящего времени противопожарная служба Тюменской области не создана. Работы по тушению пожаров осуществляются Главным управлением МЧС России по Тюменской области в рамках Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Тюменской области. В системе государственной противопожарной службы работают 498 работников, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета Тюменской области. Законопроектом предусматривается возможность распространения страховых гарантий, а также гарантий правовой и социальной защиты, предусмотренных законом Тюменской области «О пожарной безопасности» (в редакции данного законопроекта), на работников, содержащихся за счет средств бюджета Тюменской области, выполняющих работы по организации тушения пожаров в рамках указанного выше соглашения. Финансирование данных расходов будет осуществляться в рамках государственной программы «Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и не потребует дополнительных средств областного бюджета. И это только отдельные примеры из перечня законов, прошедших через комитет по экономической политике и природопользованию в 2014 году. Работа проделана большая, хотя это, конечно, не значит, что теперь до конца созыва депутатам можно отдохнуть. Избирателя ждут от нас плодотворной и качественной работы – будем оправдывать их ожидания.
Как на ваш взгляд в регионе работают законы, направленные на экологическую защиту?
Ситуация в сфере реализации законодательства об охране окружающей природной среды в регионе находится в центре постоянного внимания органов государственной власти. Базовым областным законом в сфере охраны окружающей среды в Тюменской области является закон «Об охране окружающей среды в Тюменской области», последние изменения в который были внесены в 2014 году. Они связаны с уточнением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодателем. Для реализации положений областного законодательства, политики органов государственной власти Тюменской области разработана и действует областная программа «Основные направления охраны окружающей среды в Тюменской области». Среди ее мероприятий: обеспечение санкционированного размещения и организация утилизации отходов; сокращение загрязнения водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод; обеспечение регионального государственного экологического надзора и осуществление государственного экологического мониторинга; информационное обеспечение, повышение уровня экологической культуры и грамотности населения; обеспечение функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения, сохранение и воспроизводство редких видов растений и животных.
Особо следует отметить тему, которая последние годы разрабатывается при участии комитета по экономической политике и природопользованию тюменской областной думы: оборот отходов производства и потребления в Тюменской области. Этому важному вопросу посвящена специальная целевая инвестиционная программа «Обращение с отходами производства и потребления в Тюменской области на 2012-2020 годы». Основной вектор государственной политики в области переработки промышленных отходов и бытового мусора задается сегодня на федеральном уровне. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом в августе 2013 года утвердило комплексную стратегию обращения с твердыми (коммунальными) бытовыми отходами в Российской Федерации. Комплексная стратегия представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые должны реализовываться в федеральных и региональных нормативно правовых актах, актах органов местного самоуправления, направленных на создание и обеспечение безопасности и экономически эффективного обращения с отходами.
Одно из направлений действий по реализации Стратегии прямо касается работы законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности в области обращения с твердыми бытовыми отходами. В настоящее время в органах государственной власти Тюменской области идет работа над Концепцией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Тюменской области. Планируется к разработке закон Тюменской области «Об отходах производства и потребления», однако принятие его во многом зависит от дальнейших шагов федерального законодателя.
В Тюменской области рассматривается возможность перехода к принципиально новому подходу в сфере обращения с отходами производства и потребления. Основой должно стать повторное вовлечение отходов в хозяйственный оборот или их утилизация. По предварительным оценкам такой подход должен обеспечить до 80 % переработки отходов производства и потребления. На территории Тюменской обалсти согласно намеченным планам, должны быть построены и начать свою работу четыре крупных мусоросортировочных и мусороперерабатывающих завода. Есть свои сложности – но они преодолимы. Над решением экологических проблем в нашей области планомерно работают, и эта деятельность, на мой взгляд, приносит свои положительные результаты.
Юрий Сергеевич, недавно дума приняла бюджет. На Ваш взгляд, он более «скромный», чем в прошлом году?
Областной бюджет на 2015 год и финансовый план на 2016, 2017 годы разрабатывались в непростой ситуации. Кризисные явления в отечественной экономике обусловили появление целого ряда трудностей, неблагоприятно влияющих на его формирование и на деятельность органов государственной власти Тюменской области по его исполнению. Это нашло свое прямое отражение в том, что плановый объем доходов областного бюджета в 2015 стал наименьшим за последние пять лет, составив около 111 млрд. руб. (против, примерно, 124 млрд. в прошлом, 2014 году). Закономерным является и некоторое сокращение планового уровня расходов: примерно на 2 млрд. по сравнению с 2014 годом. Вместе с тем, к 2017 году намечено постепенное наращивание доходной части бюджета до 125,5 млрд руб. Стоит также отметить, что на практике сумма доходов, зачисленных в областной бюджет по состоянию на конец года, обычно, немного превышает запланированный уровень, а бюджетный дефицит относительно невелик (вдвое меньше, чем в прошлом году). При этом отрадно видеть, что все свои основные социальные обязательства органы государственной власти Тюменской области подтверждают: в полной мере сохранено финансирование образования, здравоохранения, социальной защиты. Наибольшее сокращение бюджетных ассигнований по сравнению с прошлым годом намечено по разделу «Национальная экономика» (экономическая политика, некоторые инфраструктурные проекты). Но здесь все не так печально, как кажется: значительная сумма расходов «ушла» по причине завершения времени реализации целого ряда проектов развития экономики, которыми занимались региональные власти.
В своем очередном послании «О положении дел в области» 20 ноября губернатор Владимир Якушев подчеркнул, что «все долгосрочные программы и все основные мероприятия в их составе» будут сохранены. Более того, было заявлено даже об увеличении бюджетной поддержки инвестиционной активности в муниципальных образованиях и развития территории. По-прежнему значительные средства запланированы на развитие Тюменской области и автономных округов по программе «Сотрудничество», хотя с учётом завершения многих социальных объектов и перспективным прогнозом экономического развития, объемы финансирования по сравнению с предыдущими годами сокращены. В период 2014 – 2019 гг. на реализацию её мероприятий предусмотрено около 37,7 млрд руб. Нынешний бюджет, как это подчеркивается разработчиками, – бюджет, нацеленный на сохранение преемственности в социально-экономической политике областных органов власти. Но, в то же время, в нем обозначены возможности для освоения новых актуальных для Тюменской области направлений. Это важно.
Вы избирались в округе, в территорию которого входят Березовский и Советский районы (Югорск.).Как часто Вам удается встречаться с избирателями?
Поскольку я осуществляю депутатскую деятельность на неосвобожденной основе, мое постоянное место работы находится как раз «на территории», в Югорске. Здесь в приемной депутата регулярно ведется прием граждан. В постоянном режиме работает приемная на территории Березовского района, в поселке Игрим. Хотя бы раз в месяц стараюсь провести личный прием граждан в моем избирательном округе, несмотря на занятость по своей должности в ООО «Газпром трансгаз Югорск». Последний такой «ежемесячный» приём граждан состоялся в ноябре в Югорске и Советском районе. Разумеется, участвую в значимых общественных мероприятиях на территории избирательного округа. Это тоже немаловажная часть депутатской деятельности: отметить, поздравить, провести награждение государственными наградами Тюменской области. Такие мероприятия – это не только праздничные поздравления, но и возможность пообщаться с коллективами организаций на территории Березовского, Советского районов и Югорска, встретиться с представителями местных общественных организаций. Контакта с избирателями не теряю. Ко мне всегда можно обратиться, если не лично, то придя в приёмную депутата и пообщавшись с моими помощниками, либо направив письменное обращение.
С какими проблемами избиратели обращаются к Вам? Как в думе Вы защищаете их интересы, интересы «территории»?
В 2014 году по состоянию на 25 декабря в моей депутатской приемной зарегистрировано 62 обращения граждан, 95 обращений различных организаций, всего 157. Нужно отметить, что поступило-то их гораздо больше, и в ходе приема по личным вопросам, и на встречах с людьми. Полагаю, названные числа можно смело умножать в 2,5 – 3 раза. Регистрируем в системе документооборота приемной депутата, в основном, только те из них, которые требуют дополнительной работы, которые не удается разрешить сразу, нужно взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, иными организациями, ведение переписки. С целью надлежащего разрешения поднятых проблем направляются соответствующие запросы и ходатайства в федеральные органы власти, органы государственной власти Тюменской области, Югры, органы местного самоуправления на территории Югры и юга Тюменской области. Наибольший объем запросов направлялся в органы местного самоуправления Березовского, Советского районов и Югорска.
С точки зрения количества поступающих обращений самым «проблемным» является Советский район. Подавляющее большинство обращений граждан и организаций поступает именно с его территории. Хотя это не означает, что на остальной части Югорского избирательного округа все хорошо. Большое число социальных проблем по-прежнему остается неразрешенными до конца в Березовском районе. Сам Югорск выглядит более благополучным, но и тут есть, чем заняться. В большинстве случаев поступающие обращения носят социальный характер и затрагивают вопросы, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, чаще всего – органов местного самоуправления. Например, чуть больше трети всех поступивших в 2014 году обращений граждан посвящены жилищным вопросам и ЖКХ: обеспечение социальным жильем и переселение из ветхого жилья, функционирования ЖКХ, выделения помощи на ремонт, газификация и т.п.. На втором месте – вопросы социального обеспечения: пенсии, пособия, материальная помощь и др. (около одной восьмой части поступивших обращений граждан); на третьем – обращения по поводу проблем функционирования системы здравоохранения.
Но ключевая повестка на весь срок моих депутатских полномочий формируется, конечно, не частными обращениями граждан, она была утверждена по итогам моей избирательной кампании – перечень наказов избирателей депутату. Это перечень, упорядоченный и официально утвержденный постановлением Тюменской областной Думы от 28 июня 2012 года № 408, включил в себя в себя 56 вопросов. Среди них ремонты и строительство зданий больниц, детских садов, школ и библиотек на территории Советского и Березовского районов Югры, строительство и ремонт дорог регионального и местного значения, вопросы газификации и благоустройства населенных пунктов и др.
По результатам обсуждения проблемных вопросов, поставленных моими избирателями, органами исполнительной власти Югры была признана необходимость включения реконструкции центральной районной больницы в Советском в число мероприятий окружных целевых программ (предусмотрена Адресной инвестиционной программой Югры в период 2013 – 2016 гг.); признана целесообразность строительства библиотеки в п. Малиновском Советского района (строительство дома культуры и библиотеки предусмотрено Адресной инвестиционной программой Югры в период 2014 – 2015 гг.); признана социальная значимость строительства мусоросортировочного предприятия для обслуживания населения и организаций в п. Алябьевский Советского района и оказания помощи для этих целей со стороны органов государственной власти Югры. В поселке Светлый Березовского района согласовано строительство детского сада, районной администрацией была подготовлена заявка на включение этого объекта в соответствующую окружную целевую программу; ведется работа по согласованию строительства локального полигона твердых бытовых отходов.
Одно из важнейших направлений работы югорских депутатов в тюменской областной думе – депутатский контроль за реализацией областной программы «Сотрудничество». В число ее мероприятий в настоящее время включено и 12 объектов, находящихся непосредственно на территории моего избирательного округа (избирательный округ № 5: Советский и Березовский районы, Югорск), объем выделяемых средств по этим объектам в 2014 году составит 786,9 млн. руб. Среди них: строительство авторечвокзала в поселке Березово (1,2,3 очереди). Идет возведение объектов второй и третьей очередей. Работы, преимущественно, связаны со строительством здания авторечвокзала (срок сдачи в октябре 2015 года). Также проводится корректировка проекта: в него включены дополнительные работы по возведению склада хранения аварийного топлива. Общий остаток финансирования – около 500 млн. руб. из 1 550 млн. запланированных на весь авторечвокзал как комплекс. Объекты первой очереди сданы (в июне 2013 года). Объекты третьей очереди – преимущественно сданы (в сентябре 2013 года); 36-квартирный жилой дом по улице Первомайская в поселке Малиновский Советского района; 36-квартирный жилой дом по ул. Молодежная в г.п. Березово; 36-квартирный жилой дом по ул. Уральская в поселке Таежный Советского района; 36-квартирный жилой дом по ул. Промышленная в Советском Советского района; 36-квартирный жилой дом в Советском; детский сад в 5 микрорайоне Югорска на 300 мест. Срок сдачи объекта в марте 2015 года, уже профинансировано более 90 % в целом от сметы; детский сад на 300 мест в Березово Березовского района. Срок сдачи объекта в марте 2015 года; средняя школа на 300 учащихся в поселке Зеленоборск Советского района. Строительство и отделка здания, монтаж оборудования в текущем, 2014-м, году завершены, здание сдано в эксплуатацию; спальный корпус и переход между корпусами центра социальной помощи семье и детям «Росток» в поселке Игрим Березовского района: осенью 2014 года должны быть завершены все работы, – и объект будет сдан в эксплуатацию; средняя школа, поселок Березово (проектно-изыскательские работы). В 2014 году должно осуществляться финансирование работ по технологическому присоединению к сетям; специальный дом для одиноких престарелых граждан, поселок Березово (стадия проектирования и подготовки участка). Проектно-сметная документация в настоящее время проходит государственную экспертизу.
Также можно сказать и о некоторых других результатах: выполнен капитальный ремонта детской центральной библиотеки Советского района Югры (помощь в решении этого вопроса оказал депутат Ханты-Мансийской окружной думы В.Антонов); оказана помощь в проведении ремонта здания детского сада «Золотой ключик» в поселке Игрим Березовского района; в состав мероприятий программы «Сотрудничество» включено строительство автомобильной дороги поселок Коммунистический – поселок Уньюган с объемом финансирования 5 141 773,6 тыс. рублей, начало строительства в 2017 году и др. Помимо этого, по моему ходатайству из средств областного бюджета в порядке реализации наказов избирателей выделяются средства для оказания финансовой помощи заявителям и государственным и муниципальным организациям. В мой адрес часто поступают обращения муниципальных учреждений с просьбой оказать финансовую помощь для приобретения оборудования и инвентаря, проведения ремонта и др. В свою очередь, мы с моими помощниками составляем список наиболее приоритетных, на мой взгляд, из этих обращений, в соответствии с ним готовятся ходатайства на имя Губернатора Тюменской области с обоснованием необходимости выделения запрашиваемых средств. Моя квота по таким обращениям уже израсходована на 100 %, желающих очень много. Приходится оставлять «на второй год»!
И последнее, как планируете провести новогодние каникулы?
В кругу семьи, конечно. Даже если не удастся выехать куда-нибудь за пределы области, время, проведённое с родными и близкими – лучший отдых.