Выставка британских художников братьев Чепменов в санкт-петербургском Зимнем дворце вызвала широкий общественный резонанс и закончилась проверкой прокуратуры. О низком культурном уровне страны, о смешивании всевозможных табу и об огельминтизации Эрмитажа – в материале «ФедералПресс».
Выставка британских художников братьев Чепменов в санкт-петербургском Зимнем дворце вызвала широкий общественный резонанс и закончилась проверкой прокуратуры. О низком культурном уровне страны, о смешивании всевозможных табу и об огельминтизации Эрмитажа – в материале «ФедералПресс».
На войне бывают не только победы
В культурной столице России разгорелся весьма некультурный скандал. В залы Эрмитажа нагрянули сотрудники прокуратуры. Ставшая скандальной выставка знаменитых британских художников братьев Чепменов под названием «Конец веселья» открылась в Эрмитаже 20 октября. Центральная работа выставки, как рассказали «ФедералПресс» в самом музее, представляет собой трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. Сверху витрины, где развернут единый ландшафт ада, похожи на свастику, внутрь нее помещены фигурки нацистов, которые убивают друг друга. Самим художникам свойственно работать с широким для современного искусства кругом бывших табу: секс, извращение, насилие, фашизм, уродство, разложение, глобализация, причем смешивая все друг с другом.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский так описывает выставку: «Братья Чепмены – выдающиеся художники мирового класса – выставили в Эрмитаже свою знаменитую работу «Конец веселья». Это первая выставка в каком-либо музейном пространстве. Выставка очень жесткая, носящая подчеркнуто антинацистский характер и восходящая к традиции изображения Страшного суда в мировом искусстве».
В официальном пресс-релизе к выставке сказано, что братья Чепмены, подобно архивариусам старинной кунсткамеры, запирают фашистов в капсулу самонаслаждения зверством. Эрмитаж считает, что, помещая жестокость в закупоренные музейные витрины-диорамы, художники стремятся исцелить от нее общество. «Чепменовские фигурки вернут нам ужасы войны и ощущение, что на войне бывают не только победы. Пришло время про это напомнить. Неоднозначные и провокационные художники предлагают зрителям вновь поразмышлять о вечных гуманитарных ценностях, высказанных на языке современного искусства», – написано в пресс-релизе.
Директор Эрмитажа объяснил «ФедералПресс» название выставки: «Конец веселья» – это наше название, которое мы согласовали с братьями Чепменами. Вся инсталляция когда-то называлась «Ад». Она у них сгорела. Они сделали новую и назвали ее «Гребаный ад». Это в переводе на русский. По-русски такого названия выставке было давать нельзя. Да и английское название экспозиции Fucking Hell тоже нельзя писать на воротах Эрмитажа».
Судный день адской выставки
7 декабря началась прокурорская проверка выставки. Правоохранительные органы искали в ней признаки экстремизма. Поводом послужили обращения граждан с требованием отменить выставку Джейка и Диноса Чепменов из-за того, что она оскорбляет их религиозные чувства.
Как сообщила «ФедералПресс» представитель пресс-службы прокуратуры Санкт-Петербурга Марина Николаева, в надзорный орган поступило 114 жалоб от граждан по поводу выставки братьев.
Как заявил сам Михаил Пиотровский, проверка началась, так как «люди посчитали, что осквернен христианский крест тем, что на выставке к нему приколочены макдональдский клоун и плюшевый мишка».
Михаил Пиотровский прокомментировал ситуацию «ФедералПресс»: «Само собою, разумеется, что такая выставка далеко не всем нравится. Речь о другом: прокуратора города получила несколько десятков писем, почти идентичных по тексту, в которых требуют призвать к ответу Эрмитаж, а, в частности, и меня за экстремистскую деятельность. Знаком экстремизма является то, что у Чепменов изображено распятие на кресте клоуна Макдональда и плюшевых мишек. Авторы писем считают это оскорблением всем христианам, поклоняющимся кресту. Не буду объяснять, что даже с богословской точки зрения это не серьезные рассуждения. Мы твердо считали и считаем, что музей является тем учреждением, которое вправе решать, что является искусством и что выставлять. Вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром».
Директор Эрмитажа ставит акцент на том, что образец заявления в прокуратуру против выставки Чепменов, по которому были написаны все посланные письма, выложен в Интернете. На том же сайте опубликована пошаговая инструкция по направлению обращения к прокурору Петербурга с подробными ссылками на тексты, которые должны там содержаться.
«Музеи, показывающие признанных мастеров мировой живописи, не должны бояться того, что каждый может натравливать на них прокуратуру. Что же касается самой выставки, которую заявители, вероятнее всего, не видели, то она сделана в эрмитажной традиции разговора о современном искусстве и помещает работы знаменитых братьев Чепменов в исторический контекст рядом с гравюрами Гойи и средневековыми орудиями пыток. Всякому человеку, интересующемуся искусством, понятно, что братья Чепмены с современной резкостью и провокационностью продолжают традиции мирового искусства с его Адами Босха, Ужасами Брейгеля и многочисленными Страшными Судами. Все это проходит через опыт XX века, а символы массовой культуры, повешенные на традиционном орудии древней казни, служат напоминанием о том, что однажды пережитые ужасы могут повториться», – комментирует Михаил Пиотровский.
На сайте проекта «Отдельный дивизион» действительно существует образец заявления с пошаговой инструкцией. Дата опубликования – 29 октября. Участники проекта ратуют за спасение и возрождение российской семьи. В самом же заявлении говорится буквально следующее: «Действия художников, изобразивших на почитаемом христианами кресте клоуна и плюшевых мишек, организатора выставки Дмитрия Юрьевича Озеркова, заведующего отделом современного искусства, и директора Государственного Эрмитажа Пиотровского Михаила Борисовича невозможно расценивать иначе, как действия, направленные на унижение достоинства граждан, исповедующих христианство, как действия, направленные на глумление над чувствами верующих лиц, исповедующих христианство, а также на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием СМИ. Принимая во внимание, что в таких действиях могут содержаться признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, прошу Вас провести прокурорскую проверку о соответствии законодательства об экстремистской деятельности проводимой выставки, по результатам которой принять меры прокурорского реагирования».
Прокурорская проверка завершилась 12 декабря. В результате никаких фактов осквернения христианских святынь на экспозиции выявлено не было. Таким образом, в отношении организаторов выставки никакие меры приниматься не будут.
«Как сказал наш эксперт, ведущий специалист российского государственного исторического архива Кретич, целевой направленностью выставки является демонстрирование разрушающего влияния насилия на человеческое сознание. Крест является не только символом христианства, но и орудием казни в Римской империи», – приводит пресс-секретарь прокуратуры Марина Николаева точку зрения эксперта.
В прокуратуре «ФедералПресс» дали полное обоснование результатам проверки. Дело в том, что в соответствии со ст. 29, 44 и 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55); каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества (ст. 29, 44); цензура в Российской Федерации запрещена (ст. 29).
А согласно пункту 7 Пленума Верховного суда РФ № 11 от 28.06.2011 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.
«С учетом изложенного, в настоящее время оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении организаторов выставки «Конец веселья» в Государственном музее Эрмитаж не имеется», – подвела черту Марина Николаева.
«Отдельный дивизион»: Эрмитаж огельминтился
На официальном сайте организации «Отдельный дивизион» написано: «Печально известное своим недружественным отношением к нашей стране международное сообщество гельминтов (гельминты (в просторечии глисты) – общее название паразитических червей, обитающих в организме человека, животных и растений) организовало очередную выставку, на которой представлены «произведения», издевающиеся над христианской верой. Теперь в это дело оказались втянутыми государственные структуры России, а именно ФГУК «Государственный Эрмитаж», в стенах которого развернута выставка «Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья». Братья-гельминты Чепмены изобразили распятыми на святом Кресте, главном символе христианства, клоуна и плюшевых мишек. Мы все помним, как в Питере сексуально озабоченные мракобесы из министерства культуры присудили госпремию похабникам с гигантским фаллосом на мосту, теперь, похоже, и Эрмитаж огельминтился».
Евгений Мазепин, представившийся юристом «Отдельного дивизиона», рассказал «ФедералПресс» про проект: «ОД – это содружество людей, озабоченных состоянием дел в нашей стране по сохранению нравственных семейных ценностей и решивших активно выступать за их сохранение. Что касается «одинаковости» заявлений в прокуратуру, каждое протестное письмо вовсе не должно с юридической точки зрения отличаться от другого. Это можно сделать и в Интернете, поставив свою подпись уже под готовой формой. Мы даем максимально удобный «интерфейс» для всех людей, которые хотят присоединиться к нашей борьбе с недругами народа. Волеизъявление каждый человек, подписавший заявление в органы прокуратуры, выражает непосредственно и лично».
Руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков приводит некоторые поступившие доводы в пользу закрытия выставки: «Есть совершенно нелепые доводы. Например, изображение, где семь Гитлеров пишут обнаженную натуру на природе. По мнению людей, это изображение является кощунственным изображением Нагорной проповеди Христа. Если так пойдет дальше, то в зале античных мраморов у скульптур придется перевязывать, цензурировать какие-то места».
Министр культуры выставку одобрил
Все это не удивительно, ведь, как и полагается настоящему произведению искусства, выставка пришлась по вкусу далеко не всем. Руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс», что подавшие жалобу безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия и просто крестообразного изображения. То же самое касается и объяснения свастики, в форме которой выставлены витрины. По мнению Дмитрия Озеркова, выставка ориентирована на зрителя, знакомого с фактами истории и принятой трактовкой этих фактов. При этом в Эрмитаже подчеркнули, что музей максимально ограничил возможность доступа на выставку несовершеннолетних, то есть тех, кто не может в силу возраста правильно понять замысел авторов. И экспозиция, и все материалы помечены знаком «18+».
Накануне министр культуры РФ Владимир Мединский отверг все обвинения в экстремизме, адресованные музейной выставке. «Я думаю, что там нет вообще никакого криминала. Другое дело, если у человека испорченный взгляд, и он подходит к чему-то субъективно, то можно увидеть что угодно. Сам я выставки братьев Чепменов не видел. Но я знаю художественный вкус и самого Пиотровского, и, самое главное, знаю научную команду Эрмитажа. Работники ничего противозаконного допустить не могли», – заявил министр в одном интервью.
«Тех, кто отрицает антифашистский характер работы Чепменов, можно обвинить в защите нацизма от нападок. Иными словами, такие люди являются проповедниками нацизма», – добавил Михаил Пиотровский.
Сами авторы выставки подошли к этому вопросу иронично и в интервью BBC сказали: «Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки «Конец веселья» в Эрмитаже были экстремально расстроены. Экстремально грустно получать обвинения в экстремизме – особенно от религиозных групп. Мы надеемся, что государственный прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения. Да, и не забыть: в Россию больше ни ногой».
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил «ФедералПресс»: «Этот курьез отражает крайне низкий культурный уровень, существующий в нашей стране, а также расцвет доносных настроений в нашем обществе. Человек, приходящий в музей, – гость, а не хозяин. Это вот многим не понравится, но это именно так. И в культуре тоже. Культура – это не услуга для людей, которые хотят отдохнуть, это мощное воспитательное средство. Это мощное образующее средство. Это мощное средство пропаганды человеческих ценностей».
Сразу после новогодних праздников выставка братьев Чепменов покинет культурную столицу России.
Справка «ФедералПресс»:
Джейк и Динос Чепмены – британские концептуальные художники. Живут и работают в Лондоне. Попробовав себя в разных профессиях, они окончили Королевский колледж искусств в Лондоне в 1990 году. Они принадлежат к образовавшейся в начале 1990-х годов группе «Молодых британских художников». Впервые работы братьев Чепменов показал в своей галерее британский миллионер Чарльз Саатчи. Как правило, братья создают проекты, используя манекены или маленькие фигурки. Или же они берут графику или живопись известных и безымянных авторов и дорабатывают ее в своем духе. Известные работы: «Деяния ради мертвых» (1994), «Зиготная акселерация: биогенетическая десублимированная либидональная модель» (1995), «ДНК зиготное» (1997), «Ад» (2000), «Секс» (2003), «Смерть» (2003) и другие. Работа Джейка и Диноса Чепменов «Четырехголовая», выполненная в 1997 году, находится в собрании Государственного центра современного искусства в Москве.
Инициатор и духовный лидер проекта «Отдельный дивизион» – протоиерей Димитрий Смирнов. Своими целями ОД называет воссоздание и пропаганду истинных семейных ценностей, оказание юридической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, привлечение внимания общественности к проблемным ситуациям, с которыми семьи в одиночку справиться не могут, конструктивное взаимодействие с органами власти всех уровней, борьбу за запрет детоубийств (абортов), суррогатного материнства и т. п.