В среду, 6 февраля, во время осмотра объектов олимпийского горного кластера недовольство президента России Владимира Путина вызвало катастрофическое затягивание сроков сдачи комплекса «Горная карусель». Возмущение главы государства, возможно, было вызвано и тем, что на задержку со строительством прыжкового трамплина ему указало руководство МОК. Тут же нашелся крайний, который, как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», по всей вероятности, ответит за срыв открытия горнолыжного комплекса.
В среду, 6 февраля, во время осмотра объектов олимпийского горного кластера недовольство президента России Владимира Путина вызвало катастрофическое затягивание сроков сдачи комплекса «Горная карусель». Возмущение главы государства, возможно, было вызвано и тем, что на задержку со строительством прыжкового трамплина ему указало руководство МОК. Тут же нашелся крайний, который, как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», по всей вероятности, ответит за срыв открытия горнолыжного комплекса.
Осматривая комплекс «Горная карусель», включающий трамплины, комплекс для лыжных гонок и биатлона, санно-бобслейную трассу, Владимир Путин поинтересовался у главы оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрия Чернышенко о сроках его сдачи. «Объект планируется к сдаче госкомиссии в июле. Основные тестовые соревнования на нем уже прошли…», – ответил Чернышенко. «В июле и планировалось, в июле? Или есть какая то задержка по срокам сдачи?», – переспросил президент. Явно замявшийся глава оргкомитета неуверенно ответил: «Я думаю, здесь корпорацию имеет смысл спросить…». Вместо представителей корпорации на вопрос вызвался ответить вице-премьер Дмитрий Козак: «Первоначальный срок, который в 2009 году был запланирован, это июнь 2011 года». Президент прикинул вслух: «Прошел июнь 2012-го, сейчас февраль 2013-го». Козак заверил, что в июне будет стопроцентная готовность, а в сентябре примут акт ввода в эксплуатацию. «Задержка более чем на два года, – добавил он, – связана с неисполнением предыдущим исполнителем сроков».
«А кто это?» – спросил Путин.
«Был товарищ Билалов», – ответил вице-премьер.
«Товарищ Билалов, он чем сейчас занимается?», – поинтересовался президент.
«Сейчас – «Курортами Северного Кавказа», – сообщил Дмитрий Козак.
«Молодец, а чем еще? - не останавливался Владимир Владимирович. – Где у нас Билалов работает?!».
Стоявший за спиной Путина президент Олимпийского комитета России Александр Жуков опускал в ходе этого диалога взгляд и жевал губы. Но находчивый министр спорта Виталий Мутко подсказал: «Билалов – вице-президент Олимпийского комитета». «Он у вас вице-президент?», – обернулся Путин к Жукову. Тот в ответ, как бы оправдываясь, неуверенно покачал головой. «И вице-президент олимпийского комитета страны занимается вот такой стройкой?», – возмутился глава государства. Тут же он узнал, что удорожание объекта произошло в семь раз – с 1,2 млрд до 8 млрд. «Молодцы. Хорошо работаете. Пойдем дальше», – неодобрительно подвел итог Владимир Владимирович.
Некоторые эксперты тут же поспешили заявить о закате политической карьеры Ахмеда Билалова, начавшемся еще прошлой осенью. Напомним, как стало известно еще в сентябре 2012 года и о чем одним из первых сообщил «ФедералПресс.Юг», после октябрьских выборов в Законодательное собрание Краснодарского края Билалов потерял кресло сенатора от исполнительной власти Кубани, в котором за год до этого сменил Александра Починка. Свой уход Билалов объяснил желанием посвятить себя полностью бизнесу – он возглавляет совет директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа», а сенаторская работа якобы занимала очень много времени.
Второй удар по политической карьере экс-сенатора был нанесен буквально на днях, с назначением и. о. президента Дагестана Рамазана Абдулатипова. Дело в том, что «товарищ Билалов» – уроженец Дагестана, а именно Хунзахкского района. Именно оттуда, по слухам, и «братья смоленские» Зиявудин и Магомед Магомедовы. Первый из них – совладелец компании «Группа Сумма». Некоторые эксперты отмечают, что «подняли» Билалова именно эти братья. По крайней мере, с ними в начале 1990-х годов он руководил банком «Диамант» – в свое время третьим по уставному капиталу в стране. Когда после кризиса 1998 года у банка начались проблемы, по словам Билалова, именно он нес основное бремя – около 70% – банковских долгов. Вероятно, тогда же пути партнеров разошлись
По другой версии Билалов – давний партнер Сулейамана Керимова (сенатор, владелец ФК «Анжи»). Так вот, назначение и. о. президента Абдулатипова – «человека братьев Магомедовых» – расценивается как явный проигрыш Керемова-Билалова. А как же начинался взлет владельца КСК?
Опустим пору «лихих 90-х», в которые деятельность не только Билалова, но и многих других бизнесменов вызывала серьезные вопросы. Политическая карьера предпринимателя и банкира началась в 1999 году, когда он избрался по списку движения «Единство» в Госдуму. Спустя пять лет он был переизбран. В первые годы работы в парламенте Ахмед Билалов познакомился там с депутатом, в 2001-м ставшим губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым. Как только Ткачев занял руководящее кресло, на юг перевел свои активы и бывший коллега по законотворчеству – уже в 2002 году вместе с партнером депутат-бизнесмен выкупил четвертую часть акций Новороссийского морского пароходства. За несколько лет он также стал владельцем ряда кубанских предприятий в сфере ЖКХ, среди которых «Краснодартеплоэнерго», «Южная газовая компания», Сочиводоканал и две крупные гостиницы в будущей олимпийской столице. В 2007 году Билалов перешел в Законодательное собрание Краснодарского края, став первым заместителем его несменяемого спикера Владимира Бекетова. Но главный бизнес-проект был еще впереди.
В деловых кругах уже легендой стала история о том, как Билалов предложил тогда президенту Медведеву зимой 2009 года сделать Северный Кавказ «туристической Меккой». «Какая красота», – несколько раз съехав с заснеженных вершин, поделился Дмитрий Анатольевич с сидевшим рядом в ресторане Билаловым. «Хотите, так будет всегда?», – угодливо предложил бизнесмен. Тут же он вытащил несколько припасенных к случаю листов с предложениями. Черным фломастером Медведев надписал на них: «Оказать всяческое содействие». Листы предназначались помощнику президента Аркадию Дворковичу, министру экономики Эльвире Набиуллиной и вице-премьеру Александру Хлопонину.
Так, вовремя сказанные слова упали на подготовленную почву. В октябре 2011 года Билалов вновь пообщался с Медведевым, уже в рамках встречи президента со своими сторонниками. Тогда Ахмед Билалов рассказал о «законодательных препонах» – на особо охраняемой территории Кавказского заповедника нельзя вести капитальное строительство, но КСК крайне нужны опоры для канатных дорог и горнолыжных трасс, гостиницы, дороги. И уже через месяц Госдума смягчила природоохранное законодательство.
Отметим, что Билалов неоднократно упоминался в федеральных СМИ в связи с различными уголовными делами и коррупционными скандалами. Застройку Кавказского заповедника крайне негативно оценили «зеленые» – «Экологическая вахта по Северному Кавказу» и «Гринпис». С возвращением в президентское кресло Владимира Путина политическая карьера экс-сенатора пошла к закату. Более прагматичный Путин, вероятно, не поверил сказочному обещанию – «Хотите, так будет везде?» – потому что оно априори неосуществимо во всем Северокавказском кластере.
Охладел к Билалову и поддерживавший его в первой половине 2000-х губернатор Ткачев, назначивший новым сенатором бывшего гендиректора ИТАР-ТАСС Виталия Игнатенко. Так что, получается, остался экс-сенатор у разбитого корыта. Хотя у этой истории может быть и совершенно другой конец.
«ФедералПресс.Юг» будет следить за развитием событий.