Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Аэропорт Пермь и меморандум преткновения: Демченко подписал, а в правительстве даже не обсуждали

«Аэропортовый» меморандум с «Кольцово-Инвест» может вызвать «внутреннее напряжение» в правительстве Пермского края

Обретающий скандальную известность инвестиционный меморандум о строительстве нового аэропорта может спровоцировать некоторое недопонимание среди членов правительства Прикамья. Меморандум, который сегодня «под лупой» рассматривают антимонопольщики, подписал вице-премьер Олег Демченко: этот документ станет основой для разработки предметных соглашений между краем и инвестором, «Кольцово-Инвест» Виктора Вексельберга.

Обретающий скандальную известность инвестиционный меморандум о строительстве нового аэропорта может спровоцировать некоторое недопонимание среди членов правительства Прикамья. Меморандум, который сегодня «под лупой» рассматривают антимонопольщики, подписал вице-премьер Олег Демченко: этот документ станет основой для разработки предметных соглашений между краем и инвестором, «Кольцово-Инвест» Виктора Вексельберга. Между тем, краевой премьер Геннадий Тушнолобов заявляет, что на правительстве меморандум не обсуждался и вообще не имеет силы документа. Эксперты «ФедералПресс.Приволжье» считают, что выявленные нестыковки – лишь первый случай выхода наружу напряжения в отношениях между членами правительства. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

О некотором напряжении в отношениях между членами краевого правительства, а именно группами «пермских» и «варягов», в кулуарах говорили уже давно, однако вся информация оставалась на уровне слухов. Несколько верифицировала эти слухи ситуация вокруг меморандума о строительстве нового терминала пермского аэропорта, который якобы заключили краевое ОАО «Международный аэропорт «Пермь» (МАП), инвестор в лице ОАО «Кольцово-Инвест» Виктора Вексельберга и правительство Пермского края в лице Олега Демченко. Меморандумом заинтересовались антимонопольщики, посчитавшие, что отбор инвесторов (который выиграла структура Вексельберга) и грядущая приватизация аэропорта проходят с нарушениями законодательства. Сегодня меморандум проверяют в ведомстве.

Интересно, что текст меморандума – документа, который станет основанием для приватизации крупнейшего краевого актива, – до сих пор не представлен широкой публике. Зато потенциальный инвестор, «Кольцово-Инвест», уже вовсю пиарит новый проект аэропорта в СМИ. Пермский аэровокзал, конечно, не дотянет до екатеринбуржского Кольцово, став – если верить инвестору – просто приемлемым аэропортом, где будет, например, целых четыре телетрапа. Остальные, куда более интересные нюансы – четкие суммы и источники финансирования, разделение пакетов акций в будущем МАП после приватизации между краем и инвестором, и т. д. – покрыты мраком тайны. Более того – антимонопольщикам, которым меморандум также направили для проверки, раскрывать его подробности тоже запретили, что вызвало законные вопросы у и. о. главы Пермского УФАС Антона Удальева.

Формальный статус документа также остается непонятным. По словам источника «ФедералПресс.Приволжье» в краевом правительстве, главное в меморандуме то, что этот документ станет основой для подписания конкретных договоров между правительством и «Кольцово-Инвест». «Это такая подготовка почвы, узаконивание намерений, распределение ролей, базис для следующих конкретных документов», – говорит собеседник.

Интересно, что текст этого «базисного» для судьбы пермского аэропорта документа краевым правительством не обсуждался и даже не выносился на обсуждение – вице-премьер Олег Демченко просто подписал его «по доверенности» Виктора Басаргина. «Меморандум подписан Олегом Демченко на основании распоряжения губернатора Пермского края о наделении полномочий. Конкурс проводил аэропорт, но в то же время, согласно тексту меморандума, отбор (конкурс, в котором победило ОАО «Кольцово-Инвест», – «ФедералПресс.Приволжье») проводился в целях представления правительству Пермского края. То есть, в любом случае, Пермский край является стороной в этом меморандуме, потому его подписал представитель правительства», – говорит и. о. главы Пермского УФАС Антон Удальев.

Председатель правительства края Геннадий Тушнолобов считает этот документ «элементом рабочей переписки», и он не рассматривался на заседаниях правительства. «Это вообще не документ. Пока нет официального постановления правительства, это все пустые разговоры», – подчеркнул Геннадий Тушнолобов. При этом к подчиненному Олегу Демченко у Геннадия Тушнолобова вопросов нет.

«Странная ситуация. Аэропорт – знаковый проект, ворота в край. А меморандум, который станет основой для нового проекта этих ворот, ни глава правительства, ни губернатор не подписывали, и даже не обсуждали. Выводов из таких странностей может быть только два – либо Геннадий Тушнолобов действительно «выведен из игры», и вопросы решают без него, либо же он понял, что дальнейший процесс приватизации аэропорта, за который уже ему придется нести ответственность, может привлечь внимание как контролирующих, так и правоохранительных органов, чего он, естественно, совершенно не желает. Скорее, наверное, второй вариант – Тушнолобов все-таки не привык быть статистом», – считает политолог Василий Пономарев.

Политтехнолог Алексей Чусовитин считает, что пример с аэропортом можно считать примером иллюстрирующим конфликт пермских и варягов. «В пермском правительстве есть два ядра – это «варяги» и пермские. Между ними идет административная борьба. Пример с аэропортом еще раз иллюстрирует наличие конфликта. Однако Геннадий Тушнолобов не тот менеджер, который открыто пойдет на конфликт. Из-за этого качества Тушнолобова его и поставили на должность премьера, также как и Дмитрия Медведева», – уверен эксперт.

По мнению Чусовитина, вопрос с аэропортом и другими инвестиционными проектами в ближайшее время не будет решен. «У Басаргина нет серьезной поддержки на федеральном уровне, вдобавок к этому на него сейчас оказывается серьезное информационное давление, в том числе и при использовании федеральных СМИ, поэтому крупные инвесторы и тот же Виктор Вексельберг побоятся вкладываться. Это будет не по-олигархическии».

Экс-руководитель администрацией губернатора Пермского края Федор Алиев также считает, что «это ярчайшее подтверждение серьезного управленческого кризиса в команде Басаргина. Заявление Тушнолобова однозначно говорит о том, что часть представителей исполнительной власти не хотят разделять ответственность за сомнительную сделку по скрытой приватизации аэропорта. Это заявление должно быть принято во внимание контрольными органами и депутатами Законодательного собрания и необходимо, наконец, получить от губернатора исчерпывающий ответ о сути договоренностей со структурами Вексельберга».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.