В уральском полпредстве продолжается кадровый переполох. Пока идет подбор и утверждение в должности заместителя Игоря Холманских, курирующего экономический блок, сразу несколько чиновников и бизнесменов занимаются мониторингом одного из ключевых проектов полпредства – «Корпорации развития».
В уральском полпредстве продолжается кадровый переполох. Пока идет подбор и утверждение в должности заместителя Игоря Холманских, курирующего экономический блок, сразу несколько чиновников и бизнесменов занимаются мониторингом одного из ключевых проектов полпредства – «Корпорации развития». Речь идет не только об аудите текущей деятельности, рассматриваются и планы, и работа, проделанная в рамках «Урала промышленного – Урала Полярного». Подробности выяснил «УралПолит.Ru».
Новый человек
С начала года в уральском полпредстве пустует вакантная должность – заместителя полпреда по экономическим вопросам. После того, как эту должность покинул Александр Сидоров, идут консультации. Как стало известно «УралПолит.Ru», один из претендентов на этот пост – Юрий Клепов, его кандидатура на данный момент проходит все необходимые согласования. По словам собеседников «УралПолит.Ru», его персона весьма удобна и для администрации президента, и для полпредства, и для местных ФПГ. Клепов никогда не проявлял каких-либо серьезных политических амбиций, не был замешан в скандалах, равноудален от коммерческих структур и действительно является грамотным экономистом.
Сейчас, как выяснил «УралПолит.Ru», Юрий Клепов и еще несколько человек в статусе советников на общественных началах приступили к анализу показателей и стратегий «Корпорации развития». Задач много, так что некоторые из специалистов работают непосредственно на территории полпредства.
Справка «УралПолит.Ru»:
Юрий Клепов – фигура довольно известная на Урале, особенно в Челябинской области. До весны текущего года он на протяжении почти 5 лет (с 2008 года) занимал пост вице-губернатора региона по экономике. Сначала в команде Петра Сумина, позже – Михаила Юревича. Кстати, в 2010 году Клепов был одним из конкурентов Юревича и входил в тройку кандидатов на пост главы региона после отставки Сумина. До этого Юрий Клепов долгое время работал в правительственных структурах Южного Урала – в 1999 году он занял пост начальника отдела комитета по экономике Челябинской области, затем, до 2003 года, последовательно занимал должности первого заместителя председателя и председателя областного комитета по экономике, в 2004 году возглавил главное управление экономического развития и торговли Челябинской области и практически сразу же был назначен на пост министра экономического развития региона.
После отставки Петра Сумина Юрий Клепов один из немногих сохранил свой пост. Правда, как рассказывают источники «УралПолит.Ru», близкие к правительству Челябинской области, несмотря на то, что Клепов имел репутацию высококлассного экономиста, слухи о его грядущей отставке циркулировали в коридорах власти. Главная причина – он представитель старой команды и с трудом вписывался в правительство Михаила Юревича. Последней каплей, по мнению местных наблюдателей, стала жесткая критика деятельности Клепова и курируемой им стратегии социально-экономического развития региона со стороны первого вице-губернатора Челябинской области Сергея Комякова. Как анонсировалось тогда, Юрий Клепов ушел в отставку по собственному желанию и «решил вернуться в бизнес». В какой, правда, не уточняется до сих пор.
По данным «УралПолит.Ru», аналитичку на кандидатуру Клепова в Кремль уже отправил нынешний (и пока единственный) заместитель полпреда Андрей Андриянов, курирующий в полпредстве взаимоотношения с силовиками. Для заместителя полпреда Клепов – фигура знакомая: с 2009 до 2011 года Андриянов занимал пост главного федерального инспектора Челябинской области и по роду службы тесно работал с региональным правительством.
Новые задачи
По данным «УралПолит.Ru», в ранге советника полпреда Игоря Холманских, Клепову в первую очередь поставлена задача разобраться с непростым хозяйством – «Корпорацией развития». Напомним, в конце мая в корпорации сменился руководитель. Александра Белецкого, который пришел на эту должность с поста зама полпреда, в конце мая 2013 года сменил Сергей Маслов. Он до своего назначения возглавлял ЗАО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа». Кандидатура Маслова была консолидированным предложением трех акционеров корпорации: Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Маслов сразу заявил, что к концу июля представит подробный аудит проектов и, самое главное, стратегию развития корпорации до 2016 года. Проще говоря, он пообещал, что наконец-то выделит самые главные из той массы проектов, которые есть у корпорации сейчас (не менее десяти), и именно на их реализации компания сосредоточится. Это все, отметим на фоне фактически прекращенного финансирования корпорации из российского бюджета. Но теперь, спустя два с половиной месяца, стало очевидно, что решить за такой срок все накопившиеся проблемы не получается. Очевидно, что в помощь питерцу Маслову выдан пул политиков-тяжеловесов, которым придется убеждать своих бывших боссов – руководителей Свердловской и Челябинской областей, что «Корпорация развития» – дело нужное. Юрий Клепов – на данный момент первый из таких тяжеловесов, кому предстоит привлекать регионы в проект.
Главная проблема корпорации – распыление ресурсов по разным проектам. Сейчас их реализуется как минимум десять. Это и вполне понятные проекты по добыче полезных ископаемых на участках вдоль железной дороги, и довольно экзотические – вроде глубокой переработки яиц. И все они находятся в разной степени пробуксовки. Даже желающих добывать подземные ископаемые в условиях вечной мерзлоты и непонятной транспортной инфраструктуры почему-то гораздо меньше, чем самих участков для добычи. Именно эти дочерние компании, на которые были оформлены лицензии, и генерировали убытки компании в течение нескольких лет.
Сейчас ситуация выправляется, но еще далека от нормальной. «Корпорации принадлежит восемь лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых. В настоящее время стратегические инвесторы привлечены на четыре лицензионных участка. Для развития остальных участков корпорация ведет активный поиск и привлечение частных инвесторов», – отмечал в интервью «УралПолит.Ru» председатель наблюдательного совета корпорации Борис Кириллов.
Вопрос в том, удастся ли Клепову заинтересовать в новых инвестициях в проект, например, Челябинский электрометаллургический завод. Правда, как отмечают собеседники «УралПолит.Ru», близкие к предприятию, у Клепова и одного из собственников предприятия Александра Аристова сложились вполне конструктивные отношения, в связи с чем проблем с лоббированием этой идеи быть не должно. Это практически единственное крупное предприятие Урала, которого удалось заинтересовать проектами корпорации. И дочерней структуре ЧЭМК принадлежит 74,9 % акций компании, на которую оформлена лицензия на разработку хромитовых месторождений Южного и Юго-Западного полей (ЯНАО), запасы которых, по экспертной оценке, превышают 100 млн т.
Вторая проблема – низкая прибыль корпорации и невозможность получить отдачу с вложенных средств. Напомним, уставный капитал корпорации сформировали северные регионы, вложив на первоначальном этапе около трех миллиардов рублей. Челябинская область вошла в число акционеров только в 2008 году, приобретя около 6 % акций за 200 миллионов рублей. Существующая с 2006 года компания первую прибыль получила только по итогам 2011 года. В 2012 году размер заработанного корпорацией составил в пять раз меньше запланированного: 200 млн рублей вместо миллиарда рублей. Отношения с акционерами запутаны и не всегда урегулируются полюбовно. Так, 13 августа в Арбитражном суде Свердловской области будет рассмотрено в общем-то беспрецедентное дело: правительство ЯНАО в лице департамента имущественных отношений пытается получить с корпорации около 15 млн рублей: недополученные за 2011 год дивиденды (14,4 млн рублей недовыданных акционеру дивидендов и 1,1 млн рублей процентов за пользование чужими денежными средствами).
Этот спор обнажает еще одну проблему: акционеры, то есть регионы УрФО, вообще не понимают, на что, собственно, идут их деньги и что должна за эти деньги им корпорация. Так, северянам казалось, что предложение Белецкого инвестировать не только в строительство железной дороги, но и в птицефабрики – это размытие сути проекта, распыление средств. А правительство Свердловской области вообще не очень понимало свою выгоду от проекта. Действительно, Севера после всех реализаций получали железную дорогу и новые полезные ископаемые. Челябинские предприятия – вроде как необходимую руду. На более поздних этапах, а в 2012 году весь регион, – еще и 12 модернизированных котельных. Тюменцы – «глубоко переработанные яйца». А выгоды Свердловской же области всегда были неочевидны.
Не стали они понятнее и сейчас. Тем более, что в настоящий момент область занимают глобальные проекты с понятным пиар-эффектом и нормальным государственным финансированием: Экспо-2020 и Чемпионат мира по футболу – 2018, высокоскоростная магистраль от Москвы до Екатеринбурга. Эти, как и многие другие инфраструктурные проекты региона, курирует собственная «Корпорация развития Среднего Урала», и ей, при всем наборе вопросов, которые существуют у губернатора, все же доверяют.
И если раньше «Корпорация развития» еще могла хоть как-то заинтересовать Свердловскую область (тот же Белецкий мог попросить что-то по старой дружбе у своего бывшего босса Куйвашева), теперь между Свердловской областью и полпредством отношения прохладные. У Свердловской области просто нет лишних средств, чтобы финансировать весьма отдаленный – и по времени и географически – проект. Так что Клепову предстоит на своем посту не просто трудная, а совершенно невыполнимая задача.