На востоке России заговорили об отмене моратория на смертную казнь, причем с инициативой выступают представители региональных элит. Во вторник, 17 сентября, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев высказался за введение смертной казни для чиновников-коррупционеров. По его словам, людей «достали» высокопоставленные лица, которые «воруют миллиарды и остаются безнаказанными». Тема отмены моратория на высшую меру наказания на прошлой неделе возникла и в Якутске
На востоке России заговорили об отмене моратория на смертную казнь, причем с инициативой выступают представители региональных элит. Во вторник, 17 сентября, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев высказался за введение смертной казни для чиновников-коррупционеров. По его словам, людей «достали» высокопоставленные лица, которые «воруют миллиарды и остаются безнаказанными». Сам Тулеев указывает, что ведет жесткую борьбу против коррупции – только за последний год он уволил 13 глав территорий. Тема отмены моратория на высшую меру наказания на прошлой неделе возникла и в Якутске – там большое количество людей, включая мэра города Айсена Николаева, призвали применять самые суровые меры в отношении педофилов. Как к отмене моратория на смертную казнь относятся граждане России и при каких условиях федеральные власти могут на это пойти, попытался выяснить корреспондент «ФедералПресс».
«В Китае бывших руководителей-коррупционеров, вплоть до мэров городов-миллионеров просто расстреливают, к стенке ставят, – заявил Аман Тулеев на первой сессии нового созыва Совета народных депутатов Кемеровской области. – За последние 12 лет в Китае по обвинению в коррупции расстреляли 13 тыс. чиновников. Вдумайтесь в эту цифру. Включая заместителей мэра Пекина, депутатов парламента, министров. Доходит до того, что на некоторых китайских территориях семьям казнокрадов пишут: извините, мы вашего родственника еще не «шлепнули», не хватает патронов, но «шлепнем». У нас смертная казнь запрещена, хотя, мое мнение, я за ввод ее».
По словам главы региона, в настоящее время как минимум нужно вводить самые жесткие меры в отношении коррупционеров, которые уже «достали», причем на самом высшем уровне. По его мнению, явно свидетельствует об этом и московские выборы мэра 8 сентября, где оппозиционер Алексей Навальный набрал 27,24 % голосов.
«Люди, которые отдали свой голос Навальному, в основном голосовали не за него, а против произвола чиновников и коррупции? – считает губернатор Кузбасса. – Ну, у нас действительно так. Вот вроде выборы, идет очередная информация, показывают «Оборонсервис», она уже достала всех, эта Васильева. Столько миллиардов стащила, ходит по бутикам, хихикает и так далее. Ну, это любого приведет в ярость, любого нормального человека. Да кто она такая, почему она ходит, почему ее не посадят?!»
По данным экспертов, Кузбасс входит в число наименее коррумпированных территорий России. И сам Аман Тулеев жестко наказывает чиновников за любые подозрения во взяточничестве. Только за последний год он уволил 13 глав муниципальных образований. Но глава Кузбасса – не единственный представитель региональных элит, который выступил за смертную казнь.
Как сообщал «ФедералПресс.Дальний Восток», в конце прошлой недели десятки тысяч якутян потребовали возвращения высшей меры наказания для педофилов. Изнасилование четырехлетней девочки в Якутске, происшедшее 8 сентября, потрясло буквально всю республику. Сотни люди вышли на несанкционированный митинг к зданию следственного управления Следственного комитета РФ по Якутии, буквально осадив его. Жители составили петицию, адресованную лично президенту России Владимиру Путину.
«От имени всех родителей обращаемся к Вам с просьбой отменить мораторий на смертную казнь в тех случаях, если преступление было совершено в отношении несовершеннолетних, особенно детей до 12 лет, – говорится в петиции. – Либо применять высшую степень наказания – пожизненное заключение. Передать словами весь страх и отчаяние в наших сердцах невозможно. Надеемся, что Вы и члены правительства посмотрите на эту проблему, прежде всего, как отцы и деды и уже потом – как должностные лица».
Под документом подписался и мэр Якутска, а жители республики пригрозили, что намерены проводить митинги и пикеты, пока власти РФ не отменят мораторий на смертную казнь. Исследования социологов указывают, что за возврат «высшей меры социальной защиты» выступают в совокупности более половины населения страны.
Правда, согласно опросу Левада-центра, число сторонников смертной казни в России постепенно сокращается. При этом «наиболее кровожадно настроены жители Москвы», а наименее — Поволжья и Северного Кавказа. По данным исследования, проведенного в июне 2013 года, сторонники восстановления смертной казни в нашей стране в том объеме, в каком она применялась до введения моратория в 1996 году (за особо тяжкие преступления против личности), составляют 38 % населения. Вместе с теми, кто ратует за расширение применения смертной казни (еще 16 %), доля сторонников высшей меры составляет 54 %. Между тем, еще в 2012 году их было 61 %, а в 2002 — 68 %.
«При этом число убежденных противников высшей меры остается практически неизменным: если в 2002 году за полную отмену смертной казни в России высказывались 12 % участников опроса, а в прошлом — 10 %, то сейчас в неприятии убийства в качестве меры наказания признались 11 % респондентов, – сообщили в Левада-центре. – В целом более склонны одобрять лишение жизни в качестве меры наказания люди старшего возраста (61 % против 54 % в целом по стране) и мужчины (57 %). Молодежь значительно менее кровожадна — 43 % за высшую меру».
Зампред комитета Госдумы РФ по уголовному и процессуальному законодательству Александр Куликов согласен, что повышенная агрессивность больших городов обусловлена лучшей информированностью. И считает, что о снижении доли сторонников смертной казни в стране говорить нельзя: «Я за восстановление смертной казни, хотя бы как временной меры, на 5–10 лет. Только так можно снизить количество тяжких и особо тяжких преступлений в стране. И по моим данным, таких, как я, более 65% населения», — утверждает парламентарий.
Косвенно его позицию подтверждает исследование Института социологии Российской академии наук, которое проводилось в течение 2009-2012 годов и было опубликовано несколько месяцев назад. По данным ИС РАН, 63 % опрошенных считают занятием политикой требование смертной казни. Правда, по опросам фонда «Общественное мнение», лишь 5 % респондентов считают, что эту меру можно ввести для коррупционных преступлений. Для сравнения за конфискацию имущества осужденных выступают 15 % опрошенных.
«Возвращение смертной казни и отказ от плоской шкалы налогообложения – это те вещи, против которых не будет выступать ни один нормальный человек – заявил «ФедералПресс» политолог Виталий Иванов. – Но, к сожалению, наше руководство находится в плену разных либеральных предрассудков и слишком дорожит репутацией перед европейской публикой. Так что пока ждать отмены моратория не стоит, хотя за него и высказываются разные люди. Но решение о возврате смертной казни вызовет резкий подъем поддержки власти в народе. Так что в случае долгосрочного спада рейтинга Владимира Владимировича, возможно, все-таки будет принято».