Федеральные власти задумались о защите удаленных территорий от возможной атаки с воздуха: министр обороны Сергей Шойгу не так давно озвучил решение рассредоточить авиацию ВВС по небольшим аэродромам страны. Власти ХМАО-Югры направили в Минобороны предложение сделать основной базой ВВС в Югре гражданский аэропорт Урая.
Федеральные власти задумались о защите удаленных территорий от возможной атаки с воздуха: министр обороны Сергей Шойгу не так давно озвучил решение рассредоточить авиацию ВВС по небольшим аэродромам страны. Власти ХМАО-Югры направили в Минобороны предложение сделать основной базой ВВС в Югре гражданский аэропорт Урая. Какие недостатки усматривают эксперты в этом предложении и какие существуют альтернативные варианты, читайте в материале «УралПолит.Ru».
Впервые вопрос о размещении ВВС именно в Урае поднял этим летом первый заместитель губернатора Югры Геннадий Бухтин. «Принято решение о том, чтобы каждый полк размещался на небольших аэродромах. Если существует возможность разместить авиаполк у нас, например, в Урае, – это и дополнительные рабочие места, и диверсификация для моногорода, и дополнительные доходы аэропорта и муниципалитета, снижение расходов на поддержку самого аэропорта со стороны автономного округа», – пояснил свою идею первый заместитель губернатора. Мотивы округа понятны: ранее аэропорт Урая находился в федеральной собственности, но несколько лет назад был полностью передан Югре, которая сейчас вкладывает средства в его развитие. Открылись несколько новых направлений, построена новая ВПП, но пока особой отдачи не видно: по итогам 2012 года дивиденды округу от урайского аэропорта составили 0 рублей.
Недостаток Урая источники «УралПолит.Ru» видят в том, что в случае базирования подразделений ВВС на гражданских аэродромах они превращаются в аэродромы совместного базирования. Это означает прежде всего неизбежный конфликт интересов между гражданскими и военными пользователями: когда летают военные, график гражданских рейсов нарушается. Еще одна проблема – то, что взлетно-посадочные полосы в этих аэропортах настелены плитами ПАГ-14, а для военных нужны более прочные ПАГ-18. Реконструкция же полосы – это сотни миллионов рублей, которые будут потрачены исключительно в «военных» интересах. А во время реконструкции гражданские перевозчики понесут убытки.
Аэропорт Урая является исключительно гражданским
Поэтому существует и другая точка зрения: военных летчиков нужно вернуть именно туда, откуда их выселили двадцать лет назад, – в Югорск, точнее, военный городок Югорск-2. Лоббистом этого варианта выступает депутат Госдумы от ХМАО-Югры, член комитета по обороне Вячеслав Тетекин. «Опыт показал – площадка для базирования авиационного полка в Югорске-2 уникальна. Этой площадке однозначно и с разгромным счетом проигрывают Нягань, Урай и Советский. Здесь уникальны даже природные характеристики – в нескольких километрах (в самом Югорске) может бушевать ненастье, а над аэродромом в Югорске-2 – чистое небо, – заявил депутат. – Но это не все».
По мнению Вячеслава Тетекина, первый вариант имеет ряд очевидных минусов. Военный аэродром должен быть оборудован зоной рассредоточения самолетов, а это дополнительные гектары земли для построек капониров (сооружения для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям) – вдобавок к существующим площадям. Это опять приведет к большим бюджетным тратам на проектные, строительные работы и пересмотр генерального плана застройки города: земля нужна военным именно около Урая. Кроме того, тыловое обеспечение даже одной эскадрильи – это масса ГСМ и тонны иных расходных материалов. А грузы в условиях северного бездорожья доставлять сложно.
Истребительный полк № 763 до 1998 года располагался в Югорске
Зато в пользу Югорска-2 он он приводит сразу несколько фактов: «Земля в Югорске-2 все еще принадлежит Минобороны. Несмотря на полное разграбление всей материально-технической базы, к базе в Югорске-2 не потребуется строить отдельные автомобильные или железные дороги, а значит, и завоз материалов для строительства будет относительно дешевым; рельеф местности и род угрозы с воздуха на данном театре военных действий не изменились. А значит, и все решения на боевое применение истребительной авиации с привязкой к данному месту дислокации, существующие в архивах Министерства обороны, требуют лишь уточнения, а не проведения новых, в том числе и опытно-изыскательских работ. Наконец, под Югорском продолжает нести боевое дежурство пункт наведения, командный пункт, радиолокационная рота, изначально привязанные к своему «материнскому» полку».
Как уже сообщал «УралПолит.Ru», до 1998 года в Югорске-2 базировались летчики-истребители ныне расформированного 763-го истребительного авиаполка первой линии. Возможности его были уникальны: уже через 15 минут после взлета МиГ-31 в случае боевой тревоги мог достичь Обской губы. Напомним, МиГ-31 является перехватчиком четвертого поколения, способным развивать скорость до 3000 км/ч и находиться в воздухе без дозаправки более 3,5 часа. Самолет предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах днем и ночью, в сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800–900 км. Кроме того, в Югорске-2 была взлетно-посадочная полоса длиной 2500 метров и шириной 44 метра, покрытая плитами производства «Курганстальмоста», способная принимать любой тип самолетов. По словам бывших летчиков, боеготовность размещенного в Югорске-2 полка находилась на крайне высоком уровне и составляла около 95 %.
Напомним, на сегодняшний день ближайшая к нефтегазовому северу военная авиабаза расположена в Пермском крае, в аэропорту Большое Савино. По мнению членов комитета Госдумы по обороне, этого явно не достаточно, чтобы «закрыть» стратегически важные объекты Ямала и Югры.
«УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.