Top.Mail.Ru
Политика
Сибирский ФО
0

«Механическое расширение территории Новосибирска – мина замедленного действия. Изменения должны затрагивать всю структуру города»

Экс-глава областного минстроя в ходе презентации своей книги изложил свежий взгляд на градостроительную политику Новосибирска

Президент Института развития города Владимир Анисимов представил автобиографическую книгу «Берега судьбы» – о прошлом, настоящем и будущем Новосибирска. Значительная часть издания посвящена улучшению облика столицы Сибири.

Президент Института развития города Владимир Анисимов представил автобиографическую книгу «Берега судьбы» – о прошлом, настоящем и будущем Новосибирска. Значительная часть издания посвящена улучшению облика столицы Сибири. Во время презентации книги в магазине «КапиталЪ», где присутствовал и корреспондент «ФедералПресс.Сибирь», Владимир Анисимов, занимавший ранее должности вице-мэра Новосибирска и вице-губернатора НСО по строительству, высказал мнение, что необходимо кардинально менять градостроительную политику, особенно в сфере строительства новых микрорайонов. Заодно автор рассказал, что мешает городу на Оби встать в один ряд с развитыми европейским городами. Подробности – в материале экспертного канала.

«Сейчас стройка больших денег не приносит, поэтому пришлось обратиться к труду писательскому, – пошутил Владимир Анисимов. – Хотя, по правде говоря, мысль написать книгу появилась у меня давно: много важных и даже эпохальных событий произошло за последние тридцать лет, о многих людях хотелось рассказать. Мой фолиант появился не за один день: долгие годы делались наброски, накопилось большое количество фотографий. И в книгу вошло далеко не все!»

Метро и трехмерный город

«Надо думать о развитии, планировать в трех измерениях. Это абсолютно нормально – учитывать не только плоскостные координаты, так как мы живет в трехмерном пространстве, – считает экс-министр строительства области. – Кроме того, комфорт жизни в городе обеспечить одними небоскребами нельзя. Не забор до Луны строим. И если слишком активно «скрести» небо – можно его попортить, поцарапать, заслонить. И кто потом захочет жить в таком городе, где-нибудь на 155-м этаже с видом на Кемерово?»

Согласно авторской градостроительной концепции, в комплексе с высотками обязательно должны быть и дома малой этажности, причем различного назначения: и жилье (элитное и экономкласса, социальное), и инфраструктурная застройка.

По мнению экс-министра, необходимо осваивать и подземное пространство под Новосибирском, «застраивать его более активно». «Оживить новый уровень андеграундного пространства» поможет перенос парковок, хозяйственных построек, гаражей. И не только. Одно из важных направлений – как раз обсуждаемое в городе строительство метро. Как отметил Анисимов, эксперты из Санкт-Петербурга сравнивают свой, питерский, и новосибирский метрополитены с московским. И в их глазах два первых выглядят неоконченными, «недоделанными», требуют существенного развития: «В Москве постоянно открываются новые станции. Почему не у нас?»

«Деньги на строительство «подземки» в основном остаются в столице, – отметил Анисимов. – Я помню ситуацию, когда в Новосибирск «Бамтоннельстрой» притащил проходческий щит Lovat. Однако у города не было денег на строительство метро, и щит увезли в Сочи. Тоска охватила: работать ручным способом – не здорово. Но сейчас не до жиру – быть бы метро живу: хотя бы вручную, без передовых технологий, о которых у нас столько говорят, – но продолжали метрополитен новосибирский строить».

Градостроительную политику – на экспертизу

«В Новосибирске налицо темпы развития, и темпы эти высокие, потенциал у города велик, – констатировал президент общественной организации «Институт развития города». – Только рост, к сожалению, происходит не за счет естественного прироста, а за счет деградации прилегающих территорий».

В последние годы идет интенсивная застройка окраин Новосибирска, что приводит к транспортному коллапсу. Автор книги – коренной новосибирец – напомнил, что большинство жителей работает за пределами своего микрорайона, и это значит, что им нужно добраться до места работы и обратно. Дальность «народной дороги» (ежедневного пути для работающего населения) усиливает нагрузку на существующие транспортные магистрали.

«Нужен грамотный подход к застройке города. Простое, механическое расширение границ Новосибирска является миной замедленного действия, – уверен экс-глава минстроя. – Вспомните закон Ома, еще в школе учили: на каждый дополнительный метр провода идет повышение сопротивления. Что это значит? Если границы расширить, то и прокладка дополнительных коммуникаций к строительным объектам в новой городской черте будет за счет горожан: издержки и потери в коммуникациях – электроэнергии, тепла, воды – оплатят жители. Городу нужно освоить прежде всего, то, что есть, вобрать в себя куски необжитого, а не распыляться».

Городские ценности

По мнению Анисимова, в Новосибирске множество городских ценностей и преимуществ, их гораздо больше, чем в других регионах. Как беречь их и развивать, могут подсказать эксперты, тем более, в университетском городе их много. Мозговые штурмы и правильные научные подходы и методики должны помочь правильно организовать жизнь в городе, начиная с транспортного каркаса и заканчивая социальной средой отдельных микрорайонов.

«К примеру, река Обь – одна из самых красивых рек в России, – размышляет Владимир Анисимов. – Едешь за границу (насовсем я никогда не хотел уехать, а посмотреть всегда полезно) – там какая-нибудь маленькая речка, в которой и воды-то нет, зато шикарная набережная. У нас, увы, «лица» со стороны реки у города нет... Какое-то массовое мероприятие – перегорожен центр города, что, безусловно, создает страшные неудобства для людей. Нам нужна протяженная и благоустроенная набережная, где бы проводились эстафеты, праздники, концерты. Да и просто для отдыха и хорошей жизни нужен «надежный берег».

Генплан

По словам Владимира Анисимова, необходимо делать долговременные прогнозы, не только на год вперед. В том числе нужно учитывать и постоянно модернизировать генеральный план, доступ к которому должны иметь все новосибирцы.

«Но кто видел этот генплан? – рассуждает президент Института развития города. – Попробуйте найти его на сайте мэрии – вряд ли получится. На мой взгляд, именно проблемы с генпланом и привели к такой ситуации с третьим мостом (речь о конфликте жителей зоны строительства третьего моста через Обь, недовольных действиями мэрии по их расселению – прим. ред.). Дело дошло до конфликта горожан с властью! Этого можно было избежать.

Другой пример – театр оперы и балета, тоже наша ценность, одна из главных. Что мешало в генплане прописать ограничение на застройку вокруг этого уникального во всех смыслах сооружения? Так нет же, за театром ходят трамваи, эксперты бьют по этому поводу в колокола: динамические нагрузки и трансформация грунта отрицательно влияют на состояние здания. Зачем было тогда годами реставрировать? Чтобы потом обрушить? Вот для чего и нужны эксперты – указывать ответственным лицам, от имени общественности, на слабые места, показав при этом пути выхода. Конечно, право каждого руководителя – района, города – принимать мнение специалистов к сведению или не принимать. Как бы то ни было – ответственность всегда ложится на первое лицо города. И если глава не воспринимает слова профессионалов – это говорит об эффективности его работы».

Образец для Новосибирска

«Самый яркий пример удачной застройки мегаполиса в мире – Сингапур, – считает эксперт, – очень комфортный и для бизнеса, и для жизни город, который, по сути, построили на болоте. За 40 лет аналог быстрорастущего и развивающегося Новосибирска смог стать мировым центром. Это по силам и мегаполису на Оби. И не в одной правильной застройке, понятно, дело. Тут много составляющих. Но преобразования должны быть планомерными, объемными, системными и рассчитанными на длительную перспективу, а информированность о происходящем в городе, порядок действий властей – понятными для всех горожан».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.