Top.Mail.Ru
Политика
Ставропольский край
0

«Семь полпредов – это вершина айсберга». Эксперты не одобряют новую инициативу главы Ставрополья

Не все понимают функционал и необходимость представителей Владимирова в районах

Полтора миллиона рублей в год из бюджета будет выделяться на содержание каждого полпреда губернатора в Ставропольском крае. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», задача этих чиновников – стать связующим звеном между главой региона и народом. Оправдает ли себя институт введения полпредов губернатора в муниципалитетах – в материале экспертного канала.

Полтора миллиона рублей в год из бюджета будет выделяться на содержание каждого полпреда губернатора в Ставропольском крае. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», задача этих чиновников – стать связующим звеном между главой региона и народом. Оправдает ли себя институт введения полпредов губернатора в муниципалитетах – в материале экспертного канала.

Не в пользу претендентов

Назначения семерых полпредов ставропольского губернатора ожидают в крае со дня на день. Впервые идея создания института представителей главы региона была озвучена в конце прошлого года самим же главой Владимиром Владимировым. Необходимость разделения края на округа и назначения в каждом из них «человека от губернатора» он объяснил желанием установить более тесный контакт с территориями, обеспечить прозрачность всех процессов, происходящих в районах и городских округах, повысить эффективность работы муниципалитетов, в том числе и в вопросах расходования бюджетных средств. Другими словами, увеличить КПД вертикали власти.

Официально имена новых чиновников еще не озвучены, однако это не означает, что кандидатуры потенциальных полпредов неизвестны. Они обсуждаются, и обсуждения нередко проходят не в пользу претендентов. Небезупречная репутация и уголовные преследования в прошлом одних кандидатов настораживают общественность не меньше очевидной политической слабости и неавторитетности других. Ведь как изначально предполагалось, новые «глаза и уши» губернатора должны быть людьми исключительными. Пользоваться высоким доверием как главы Ставрополья, так и населения, обладать должным уровнем компетенций, иметь достаточный для подобного поста опыт и кристально чистую биографию. И нетрудно предположить, что кадровые ошибки здесь будут стоить Владимиру Владимирову и его команде весьма дорого. Особенно за несколько месяцев до выборов губернатора Ставропольского края.

Где гарантии?

Эксперты между тем высказывают главные опасения не столько по кадровому вопросу института полпредов, сколько по теме целесообразности его введения в целом. Подобной позиции придерживается, в частности, депутат Госдумы от Ставропольского края, член комитета по делам Содружества независимых государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Илья Дроздов, с которым удалось пообщаться экспертному каналу. «Мы, региональное отделение ЛДПР, выступали против института полпредов губернатора. Потому что непонятен функционал, полномочия. Введение института полпредов президента, например, было оправдано. На момент его создания в стране имела место губернаторская вольница, и государева рука нужна была хотя бы для того, чтобы законодательную базу регионов привести в соответствие с федеральным законодательством. Плюс это обеспечение контроля над органами исполнительной власти. В нашем же случае у глав районов и городов нет особых полномочий: они не принимают собственные законы. Если надо с главами что-то решать, плохо работают – ну, так меняйте глав, а не создавайте дополнительные кадровые прослойки. У нас не такой большой край, чтобы губернатор не смог контролировать территории самостоятельно: 34 главы на все Ставрополье», – считает Дроздов.

Депутат Госдумы сомневается, что полпреды смогут предоставлять губернатору объективную информацию. «Губернатор говорил, что ему необходима объективная информация. Но, извините, а где гарантия, что новые полпреды будут объективны? Это живые люди. Нужна объективность? Пожалуйста, аналитику по территориям может предоставлять наша партия, любые другие партии, общественные организации. Бесплатно. Берите данные по одному и тому же району от нескольких структур и сопоставляйте. Если все напишут, что в том или ином районе беда, значит, там действительно беда. А семь полпредов – это только вершина айсберга. Полтора миллиона – их зарплата. Дальше им понадобятся офисы, транспортное обеспечение, телефонная связь, помощники-секретари. Постепенно появится аппарат. И все это потребует дополнительных бюджетных денег», – объясняет парламентарий.

Кризис доверия?

Политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что появление института полпреда губернаторов оправданно, только если есть кризис доверия муниципальным властям. «Я лично противник любых архитектурных излишеств. В данном случае эта инициатива, видимо, связана с выборами губернатора. И полпреды – это своего рода доверенные лица, информаторы, организаторы и драйверы кампании. Совсем не это нужно Ставрополью, где население обеспокоено вопросами межнациональных отношений и экспансии с Кавказа, где, судя по опросам, есть стойкое убеждение в ограниченности дееспособности власти региональной и коррумпированности власти местной», – рассказывает Калачев.

Политолог, эксперт в области региональной политики Алексей Титков в полпредах особого зла не видит, но вопросы остаются. «Полпреды губернаторов появились еще, как говорится, в прошлом веке: их ввел Россель в Свердловской области. А первым опытом были префекты по десяти округам в Москве в начале 90-х годов. В самой по себе идее ничего принципиально плохого нет (вероятно, она скопирована с первоначальных семи полпредов Путина). Путин же еще в 2012 году говорил о необходимости приблизить власть к населению. Но если это не идет к увеличению штатной численности, а осуществляется за счет перераспределения имеющихся ресурсов. В вопросе полпредов губернатора есть определенный риск – риск делегирования. Нужно быть уверенным в личной преданности этих представителей. Вполне возможно, что губернатор ошибается, но почему бы и не попробовать?» – рассуждает политолог.

Тем более что опыт института полпредов не ограничивается вышеупомянутыми. В 2008 году полпреды получили путевку в жизнь в Красноярском крае. Будучи тогда руководителем территории, Александр Хлопонин разделил край на восемь округов и назначил в каждом своего полномочного представителя. А спустя пару лет полпреды губернатора появились в ЯНАО – на прежнем месте работы Владимира Владимирова и его команды. Очевидно, что обкатанную систему чиновники с Севера решили использовать и на Ставрополье. Разница лишь в том, что территория Красноярского края составляет порядка 2,5 млн кв. км, ЯНАО – 800 тыс. кв. км, а площадь Ставропольского края меньше каждой из них в 35 и 11 раз. Несоизмерима и плотность населения – 1,2; 0,7; 42,24 человека на кв. км соответственно. Может, у нас правильнее общаться все-таки без посредников?

Елена Свириденко

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.