В пятницу, 11 апреля, истекает срок подачи в Государственную думу отзывов региональных властей на законопроект об очередной реформе местного самоуправления, согласно которой в городскую думу депутатов будут делегировать районные законодательные органы – совет или собрание, они же из своего состава будут избирать главу города. «ФедералПресс.Приволжье» узнал перспективы Самары.
В пятницу, 11 апреля, истекает срок подачи в Государственную думу отзывов региональных властей на законопроект об очередной реформе местного самоуправления, согласно которой в городскую думу депутатов будут делегировать районные законодательные органы – совет или собрание, они же из своего состава будут избирать главу города. «ФедералПресс.Приволжье» узнал перспективы Самары.
Предложение было внесено группой депутатов Государственной думы во главе с председателем комитета по местному самоуправлению Виктором Кидяевым и председателем Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) Вячеславом Тимченко. Как стало известно «ФедералПресс.Приволжье», Самарская область стала первым регионом России, который прислал одобрительные заключения на законопроект и от законодательной, и от исполнительной власти. Предлагаемая федеральным центром концепция идеально вписывается в заявленную самарским губернатором Николаем Меркушкиным систему «ручного управления» областью. Напомним, что сегодня в двух крупнейших городах Самарской области – в Тольятти и в Самаре – продолжают работать всенародно избранные мэры, причем мэр Тольятти Сергей Андреев является беспартийным. При этом в ряде более мелких городов прямая система выборов главы была отменена после прихода нового губернатора и при его поддержке.
«Если 20 лет в России строили демократию, то это нововведение расходится с демократическими принципами. Такими темпами мы дойдем до того, что и президента не нужно будет выбирать, соберутся депутаты и выберут сами. КПРФ выступает против этой инициативы. Что касается конкретно Самарской области, то никто не отменял пикеты и митинги. Планируется первомайская демонстрация, и я думаю, что там эта тема тоже будет отражена», – сообщил лидер самарского обкома КПРФ Алексей Лескин.
По мнению депутата Государственной думы, экс-мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова, реформа МСУ никак не повлияет на роль демократических процедур в формировании местной власти. Там, где губернаторы не собирались возвращать выборы мэров, считает Булавинов, этого и не произойдет, а где собирались – там уже давно сделали это.
«Реформа МСУ и соответствующий закон носят рамочный характер и не имеют прямого действия. Россия – федеративная республика, и речь идет только о штрихе к этому федерализму. Нет никакого смысла блокировать федеральный закон перед вторым чтением. Конкретную модель МСУ в городе-миллионнике определяет не федеральный, а региональный закон. Альтернативы три: сохранение двухголовой системы, возврат прямых выборов мэров или спуск МСУ на уровень внутригородских районов. Там, где региональная власть чувствует себя недостаточно уверенно и раздражается по поводу независимости МСУ, на него оказывается давление, изымаются полномочия, сокращаются налоговые нормативы, меняется политическая система. Где губернаторы уверены в себе, работают успешно и не боятся здоровой конкуренции – там больше выборов и демократии в целом», – подчеркнул Булавинов.
Самарская область находится на переходном этапе: после прихода к власти Николая Меркушкина в регионе, по аналогии с Нижегородской областью, были отменены прямые выборы мэра в ряде городов, и – в отличие от Самары – в областном центре, Нижнем Новгороде. В этом смысле «ручное управление» нижегородского губернатора Валерия Шанцева оказалось эффективнее, чем у Меркушкина. Тем не менее на нынешнем этапе эксперты оставляют Самаре шанс сохранить всенародные выборы мэра.
«Решение, отменять ли выборы мэра, будет спущено на уровень региона. Пространство борьбы сохраняется, можно пытаться противостоять отмене выборов. Правильнее было бы, чтобы решение об отмене или сохранении прямых выборов мэра принималось на референдуме. В других случаях решения часто принимаются не из эффективности управления, а как инструмент удержания мэрской власти, чтобы никаких оппозиционных мэров не было», – заявил руководитель экспертной группы по подготовке закона о возвращении прямых выборов мэра Дмитрий Некрасов.