Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Пермский ОНФ: затишье перед бурей

Контроль над региональным штабом движения может спровоцировать новый политический конфликт в Пермском крае

Пермский ОНФ, появившись на свет, ушел в глубокое подполье: борьба за власть и влияние в региональном отделении переместилась из публичной в подковерную плоскость. Публично пермские «фронтовики» неторопливо определяются с главой исполкома, декларируя, что пост этот – «технический» и не стоит уделять ему внимание.

Пермский ОНФ, появившись на свет, ушел в глубокое подполье: борьба за власть и влияние в региональном отделении переместилась из публичной в подковерную плоскость. Публично пермские «фронтовики» неторопливо определяются с главой исполкома, декларируя, что пост этот – «технический» и не стоит уделять ему внимание. Между тем в ряде регионов местные отделения ОНФ, а значит и функционеры этих отделений, стали настоящей третьей силой в политике, несколько раз приложив руку к отставкам губернаторов. В других регионах, например, в Свердловской области, «фронтовики» погрязли во внутренних интригах: группировки борются за контроль над таким эффективным инструментом влияния на политические процессы. В ситуации с Пермским краем победа оппонентов Виктора Басаргина в борьбе за контроль над регштабом ОНФ значительно изменит расклад сил в политическом пространстве региона и может оказаться фатальной для карьеры губернатора. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

Президентское движение «Народный фронт «За Россию» изначально создавалось в качестве «третьей силы», всероссийской структуры, не связанной с очевидными группами влияния на местах, осуществляющей контроль за деятельностью чиновников (в том числе и губернаторов) и кадрового резерва Владимира Путина. Невзирая на внешнее благолепие было понятно, что появилась новая точка политического напряжения – местные элиты всеми силами пытаются взять реготделения Фронта под свой контроль, особенно сегодня, когда этот политический институт доказал свою эффективность, в том числе в части влияния на судьбу глав регионов.

Наиболее показателен в этой связи пример Челябинской области. Многие помнят, что путь к отставке для Михаила Юревича начался с критики со стороны местных «фронтовиков», которые обрушились на губернатора за слишком большие его траты на собственную безопасность. Считается также, что работа ОНФ обеспечила «черную метку» губернатору Волгоградской области Сергею Боженову, на место которого был назначен экс-руководитель федерального исполкома Фронта Андрей Бочаров. ОНФ считается «виновником» увольнения и новосибирского губернатора Василия Юрченко.
Фигуранты опубликованного накануне «списка губернаторов-смертников» по версии Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), в который вошел, например, пермский губернатор Виктор Басаргин, также заняли свои «места смерти» отчасти благодаря ОНФ: взаимодействие с движением было одним из критериев составления этого рейтинга.

В ряде других регионов ситуация обратная: губернаторы и местные «фронтовики» достаточно активно сотрудничают в том формате, что активисты движения выявляют недостатки, а губернатор старается их исправить (общими, разумеется, усилиями). Так, в Воронеже представители ОНФ вместе с губернатором остановили скандальную продажу крупного земельного участка. В Ульяновске члены штаба и областные власти борются против застройки городского парка. На Чукотке Фронт сумел добиться прекращения увольнения бюджетников: нужный результат обеспечил круглый стол, проведенный движением, который власти проигнорировать не сумели.

В третьей же группе регионов местные отделения ОНФ погрязли в скандалах. Наиболее показателен пример Свердловской области: постоянный передел должностей, внутренние интриги, игнорирование распоряжений центрального штаба движения стали уже чуть ли не нормой жизни у свердловских «фронтовиков»; очевидно, что положить конец такой ситуации могут только жесткие кадровые решения из центра.

На фронтах пермского ОНФ между тем установилась непонятная тишина. В конце июля прошлого года движение провело организационный съезд, были выбраны сопредседатели – глава «Города сердца» хирург Сергей Суханов, директор лицея № 10 и депутат краевого парламента Ирина Ивенских, руководитель местной «Опоры России» Дмитрий Сазонов. С тех пор региональное отделение в вялотекущем режиме определяется с шорт-листом претендентов на пост главы исполкома. Звучали фамилии директора ритуальной компании Андрея Смольского, бывшего военкома области Анатолия Самойлова, бывшего командира Пермского ОМОНа Сергея Габы, руководителя местного отделения «Патриотов России» Андрея Степанова и реготделения «Спортивной России» Евгения Симакина. Неожиданным было появление в этом шорт-листе фамилии депутата краевого парламента Ильи Шулькина, который считается противником губернатора Виктора Басаргина. Декларируется, что последний не является реальным претендентом на пост главы исполкома – но декларации эти ничем не подкреплены.

Шулькин является, пожалуй, единственным претендентом на пост главы исполкома, у которого есть четкие политические, а возможно, и бизнес-амбиции, для реализации которых он потенциально может использовать новую должность. По политической части все понятно: Илья Шулькин – последовательный противник губернатора Басаргина. В бизнес-части все не так явно. Пока что Шулькин работает в Китае, однако, по словам наблюдателей, он уже начал готовить почву для возвращения в Пермский край. Одним из сигналов является лоббирование депутатом выделения средств краевого бюджета на строительство второй очереди газопровода в Чусовском районе. Формально он действовал как депутат, представляющий эту территорию в парламенте и отстаивающий интересы своих избирателей. Но по другой версии, такая активная позиция Шулькина в деле продолжения строительства газопровода может оказаться реализацией коммерческих интересов: поговаривают, что депутат является чуть ли не соинвестором проекта строительства одного из коттеджных поселков на пути действия второй очереди газопровода. Естественно, что наличие газовой инфраструктуры существенно увеличит стоимость домов в таком поселке.

Пермские «фронтовики» ушли в подполье настолько, что вообще не высказываются ни по каким вопросам: есть ощущение, что регионального штаба попросту не существует. Впрочем наблюдатели отмечают кулуарную активность одного из сопредседателей пермского штаба – Дмитрия Сазонова. Например, не так давно он сопровождал работавшую в Перми бригаду одного из федеральных телеканалов, которая снимала сюжет о злоупотреблениях пермских чиновников, продавших детский сад в городе за цену в 4,5 раза ниже рыночной. Об этом 10 апреля, сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов доложил президенту Владимиру Путину в Ново-Огарево на его встрече с активом Общероссийского народного фронта. Прошли соответствующие сюжеты по федеральным телеканалам. В сюжетах чуть ли не напрямую обвиняют чиновников администрации в воровстве.

Правда есть одна незадача: в администрации Перми несмотря ни на что считают, что продажа прошла с соблюдением законодательства. Здание – 1956 года постройки, расположено в промзоне, уже 20 лет не использовалось как детсад, в 2005 году было передано Пермским пороховым заводом в муниципальную собственность. «Было проведено несколько аукционов, интереса к которым никто не проявил. В итоге здание было продано за 1,251 млн рублей физлицу. Здание в промзоне не может быть использовано городом – тем более под социальный объект, так что в этой части вопроса все понятно», – говорит и. о. главы администрации Дмитрий Самойлов.

Губернатор Виктор Басаргин в процессах вокруг пермского ОНФ практически не принимает участия – по крайней мере публично. Между тем, если реготделение Фронта будут контролировать противники губернатора (например, все тот же Шулькин), или же просто люди с «неясной политической ориентацией» (например, Дмитрий Сазонов), то Басаргин может получить еще одну «головную боль» – притом куда более серьезную, чем группа оппозиционных депутатов в краевом парламенте.

Сегодня глава Пермского края отчаянно нуждается в новых союзниках. Разрыв между Басаргиным и местными элитами увеличивается – чем дальше, тем больше. Причин тому масса: за прошедшие почти два года губернатор так и не сумел сформировать внятную идеологию, ответить на вопрос «куда идет Пермский край?», создать идею и механизмы для объединения всех здравых сил Прикамья. Клубок внутренних проблем в регионе только нарастает: эффект от трудоемкого привлечения новых инвесторов одним махом нивелируется закрытием действующих производств и еще больше усугубляет непростую ситуацию с бюджетом края. Главу региона постоянно втягивают в местечковые по сути своей скандалы, больше напоминающие внутрикорпоративные разборки. Напряженные отношения сложились и с рядом федеральных ведомств, руководство которых не упускает случая для того, чтобы вставить палки в колеса губернаторским инициативам. Пермские медиа в большинстве своем настроены в отношении Басаргина скептически; внятную объединяющую всех информационную политику также создать не получилось. А сконструированный эрзац, так называемый «прогубернаторский медиахолдинг», своей деятельностью оказывает главе региона медвежью услугу, расширяя пропасть между ним и местными элитами. Попытка найти точки соприкосновения с общественностью посредством создания экспертных советов также не удалась: участники таких институций регулярно обвиняют власти в нежелании их слышать.

В такой ситуации именно ОНФ может стать той соломинкой, которая ломает спину верблюда – почти так же, как это произошло в январе все с тем же Михаилом Юревичем.

«ФедералПресс.Приволжье» будет следить за развитием событий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.