Top.Mail.Ru
Политика
Ставропольский край
0

«Хлопонин привнес в имидж Северного Кавказа интеллигентную политику»

Полпред президента в СКФО отправлен в отставку

Президент России Владимир Путин назначил нового полномочного представителя в Северо-Кавказском федеральном округе. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», об этом заявила пресс-служба Кремля. О перестановках стало известно на встрече главы государства с Сергеем Меликовым и Николаем Рогожкиным. О кадровых перестановках на Северном Кавказе – в материале экспертного канала.

Президент России Владимир Путин назначил нового полномочного представителя в Северо-Кавказском федеральном округе. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Юг», об этом заявила пресс-служба Кремля. О перестановках стало известно на встрече главы государства с Сергеем Меликовым и Николаем Рогожкиным. О кадровых перестановках на Северном Кавказе – в материале экспертного канала.

Рокировка российского масштаба

В ходе встречи в Кремле Владимир Путин сообщил, что решил назначить Сергея Меликова полномочным представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Должность полпреда президента в Сибирском федеральном округе займет Николай Рогожкин. Ранее Сергей Меликов занимал должность заместителя начальника Главного штаба внутренних войск МВД России. Александр Хлопонин, бывший полпредом СКФО, сохраняет за собой должность заместителя председателя правительства.


Сергей Меликов с марта 2001 года занимал должность заместителя командира Отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН) внутренних войск МВД России. А с июня 2002 по апрель 2008 года являлся командиром ОДОН. В сентябре 2011 года указом президента назначен командующим Объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ – первым заместителем командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России.

Также Владимир Путин предложил губернатору Красноярского края Льву Кузнецову возглавить создаваемое Министерство по развитию Северного Кавказа. Александр Хлопонин сохранил за собой только пост заместителя председателя правительства. В свою очередь полпред в Сибирском ФО Виктор Толоконский назначен врио губернатора Красноярского края.

Очарование закончилось

С играми в песочнице сравнил главный редактор «Ставропольских губернских ведомостей» Александр Емцов отношения полпреда с главами субъектов Северо-Кавказского федерального округа. «Я как-то писал статью, она называлась «Разочарование Хлопониным», с тех пор мое мнение не изменилось. Я считаю, что этот человек был очень неудачным для нас. Мы надеялись, что эксперимент с созданием СКФО – это начало глобальной реформы центра управления страной. В том смысле, что часть административных функций передадут в округа и полпредство будет этим заниматься: созданием общей инфраструктуры, формированием экономических программ. Четыре года Хлопонин у нас просидел и только к концу третьего года создал концепцию развития Северного Кавказа, утвердил ее. В 40-х годах танки за три месяца с Украины на Урал перевозили, а у нас концепция три года разрабатывалась. Единственное, что реально сделано, – горнолыжный курорт в Архызе. Постоянно возникали какие-то напряги между губернаторами Ставрополья и Хлопониным. По большому счету, это по-детски, они же не в песочнице играют, а руководят регионом. Он не опирался на первых лиц, и это было заметно. Действительно, усилиями хлопонинской команды стал четко вырисовываться огромный курортно-туристический кластер всего Северо-Кавказского региона. Это была главная козырная карта экс-полпреда, тот самый паровоз, который должен был вытянуть в какой-то степени полуфеодальную провинцию в светлое будущее рыночной экономики и информационного общества. На размещаемых в рекламных журналах картинках видно, как кластер будет выглядеть, где пройдут дороги и другие современные коммуникации, какие объекты курортов и туризма вырастут, в каком городе расположатся те или иные индустриальные парки. Самим Хлопониным решительно отсечены и всякие наивные предложения типа строительства Кумо-Манычского канала, пуска дирижаблей для перевозки грузов или превращения Кисловодска в город электромобилей. Эти маниловские мечтания вроде никому не мешали, но создавали впечатление, что все понарошку. Ну, а раз так, то и веры в намерения власти не было. И это плюс Хлопонина», – считает журналист.

Сказать спасибо

Надо сказать огромное спасибо Александру Хлопонину за то, что он сделал для Северного Кавказа», – считает эксперт по Кавказу и журналист Максим Шевченко. «Он взял на себя очень тяжелую и неблагодарную миссию, выдержав массу упреков и недовольств, столкнувшись с регионом очень криминальным, – считает кавказовед. – Он привнес в имидж Северного Кавказа интеллигентную политику. Долгое время Северный Кавказ говорил по понятиям и на пальцах. А Хлопонин – политик совсем другого уровня, и он научил местную элиту, что можно применять политические методы при решении вопросов, а не «стрелки набивать», это крайне важно. Плюс Хлопонин создал и заложил основы стратегического развития всего региона в целом, он сконцентрировал все в руках федерального правительства, за это ему огромное спасибо. Уверен, что вице-премьером он сделает немало, и его политический и карьерный рост будет продолжаться. Что касается создания министерства, это было очевидно, что главной слабостью хлопонинского управления была невозможность сконцентрировать в своих руках финансовые бюджетные потоки, что не позволяло полпреду сосредоточить в своих руках управление. Рамзан Кадыров по-своему решает финансовые вопросы, каждый по-своему решал эти вопросы. А министерство может влиять на расходование важных стратегических средств, и это разумный ход, который давно напрашивался».

Специалист по Кавказу, историк и политолог Станислав Звонок заявил экспертному каналу, что сегодня в стране состоялось историческое событие. «Полпред Александр Хлопонин потерял свою приставку, из-за которой 4 года назад пришлось менять даже текст Конституции РФ, но сохранил за собой пост вице-премьера правительства РФ. Он опытный аппаратчик, и ему удалось, теряя бразды правления на Кавказе, завести в новое министерство по развитию Северного Кавказа человека из своей «красноярской» команды «Норникеля». Именно через это министерство предполагается продолжить финансирование всех ФЦП и отдельных проектов на Кавказе», – говорит Звонок.

Директор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил, что сам Хлопонин ушел в СКФО после длительного пребывания на посту губернатора Красноярского края. «Перемещение Кузнецова – это аппаратное усиление команды Хлопонина и более точное распределение функционала и обязанностей между президентской и исполнительной вертикалью. В связи с возникновением нового министерства произойдут серьезные изменения в работе с Южной Осетией и Абхазией. Речь идет о конструктивных изменениях в структуре управления регионом, и я думаю, такое повышение аппаратного веса игроков со стороны федерального центра сыграет позитивную роль», – считает политолог.

Все предсказуемо

Доктор экономических наук, директор Центра зеленой экономики совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития России и РАН, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Исследования актуальных вопросов развития конкурентной политики и государственного заказа в российской экономике» факультета «Институт подготовки кадров государственного и муниципального управления» Светлана Липина полагает, что смена руководства Северо-Кавказского федерального округа была ожидаема. «Многими экспертами отмечалась такая возможность уже после проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи. То, что назначен полпредом генерал-лейтенант, командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе, подчеркивает особую значимость Северного Кавказа и сложную геополитическую ситуацию в мире. Важно отметить, что Сергей Алимович имеет отличное военное образование, прошел командные должности, был командиром Отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск МВД России. Что касается создания нового Министерства России по делам Северного Кавказа, решение обосновано и давно требовало реальных действий. К сожалению, тот механизм, который был создан по развитию СКФО в 2010 году, в современных условиях нуждался в совершенствовании. Безусловно, мы, ученые, эксперты-кавказоведы, надеемся на позитивные изменения в социально-экономическом развитии региона. По сути, речь должна идти о полноценной социально-экономической интеграции Северного Кавказа в экономическое пространство России, о включении Северо-Кавказского региона в систему межрегиональных и международных хозяйственных связей, в крупные стратегические проекты и, конечно, развитие технологической инфраструктуры. Решение этой актуальной задачи – организации экономического пространства и экономической кооперации СКФО – требует определения точек роста, особенностей экономических потенциалов, наличия институционных факторов и административных возможностей для стабильного и поступательного развития территории, определения места, ролевых функций и рейтинга субъектов Российской Федерации в СКФО», – говорит Липина.

По ее мнению, основными параметрами развития СКФО являются обеспечение экономической (и не только экономической) безопасности региона, преодоление территориальной замкнутости республиканских хозяйственных комплексов с созданием инфраструктурно обустроенных территорий с высоким уровнем предпринимательской активности (агрохолдингов, МТК, промышленных групп, узловых производственно-хозяйственных структур), которые могли бы связать в одну схему размещение и развитие производительных сил всего региона; повышение уровня инновационности экономики субъектов СКФО: формирование и развитие производственной инфраструктуры хозяйственного комплекса (транспортных коридоров, интермодальных терминалов, информационно-компьютерных сетей, систем телекоммуникаций и др.); создание общего цивилизованного, конкурентоспособного рынка не только в рамках межрегионального уровня, но и на уровне международных экономических связей, мирового рынка. В связи с этим началом экономической интеграции субъектов Северо-Кавказского региона должно стать опережающее развитие ключевых инфраструктурных отраслей: транспорта и топливно-энергетического комплекса, которые являются стратегическими ориентирами развития точек роста и потенциальных кластеров в регионе.

Кавказ в информационном поле ушел на второй план

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Константин Казенин рассказал «ФедералПресс.Юг», что надо рассматривать два события совместно: и нового полпреда, и создание министерства, которое, судя по личности министра, будет, скорее, заниматься экономикой. «Я думаю, это будут такие две структуры, взаимодополняющие друг друга. Полпредство, которое будет больше олицетворять силовую составляющую, и министерство, которое призвано будет реализовывать экономический подход к оздоровлению ситуации на Северном Кавказе. Разделили не столько обязанности. Разделили два начала – силовое и экономическое. Много спорили и такое вот приняли своего рода Соломоново решение. А в каждой конкретной ситуации может повышаться роль либо министерства, либо полпредства. Как я понимаю, Александр Хлопонин и министр тесно связаны, фактически это будет достаточно плавный переход. В связи с этим я думаю, что недоверия к личности Хлопонина нет. А что произошло сегодня – изменение ли это подходов или же просто такая чиновничья рокировка, формальное изменение структуры, – будет видно по тому, поменяют ли новые руководители подходы к решению кавказских проблем, которые применялись до сих пор. Я считаю, что их надо менять и в экономической, и в силовой составляющей. Я, честно говоря, думаю, что роль полпредов, особенно за пределами Кавказа, будет постепенно сокращаться. Такая тенденция уже наблюдается: убираются некоторые окружные структуры в ведомствах, в частности, в МВД ликвидированы управления по федеральным округам, кроме Кавказа. Я даже не исключаю, что в каких-то конкретных случаях роль полпреда за пределами Кавказа может быть политической пенсией сейчас. Для Кавказа сейчас хороший момент потому, что из-за Украины он немножко ушел на второй план в информационном поле. Сократилось скандальное присутствие кавказской темы в информационном поле. Ну, наверное, это в любом случае хорошо. Какой-то шанс что-то сделать для более спокойного фона», – рассказывает о плюсах Казенин.

Алексей Титков, доцент Высшей школы экономики, полагает, что Хлопонин изначально, с момента назначения, выглядел прежде всего ответственным за экономическое развитие округа. «Замена полпреда одновременно с созданием Министерства по делам Северного Кавказа предполагает, что экономическими проблемами теперь будет заниматься в основном министерство, а полпредство опять сосредоточится в основном на проблемах безопасности в регионе. Схема с одновременно работающими полпредством и профильным министерством была опробована на Дальнем Востоке и, наверно, показалась успешной, если этот опыт распространили еще на два округа (Крымский и Северо-Кавказский). Успеха новой схеме на Северном Кавказе никто не гарантирует, но в ее пользу можно привести довод, что до сих пор в Южном (до разделения) и Северо-Кавказском округах мы видели периодические замены «силовиков» на «хозяйственников» и обратно, что косвенно показывает, насколько сложно было структуре полпредства отвечать за оба направления сразу. Когда одно из них (силовое или экономическое) становилось приоритетом, другое уходило в тень и проваливалось, исправлять ситуацию приходилось очередной заменой на полпреда другого профиля. Создание двух параллельных структур, экономической и силовой, выглядит в такой ситуации вполне логичным решением, которое, по крайней мере, стоит попробовать», – объясняет экономист.

Лариса Бахмацкая, Елена Свириденко

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.