Top.Mail.Ru
Политика
Республика Крым
0

Чалого подвела команда. К конфликту с Меняйло

В ситуацию вмешалась администрация президента

Конфликт между главой севастопольского АСИ, народным мэром Севастополя Алексеем Чалым и исполняющим обязанности губернатора Сергеем Меняйло вышел из кулуаров городской администрации. То, о чем смутно догадывались и шептались горожане, когда говорили, что «Чалый пожалел о решении уйти с поста», стало очевидно.

Конфликт между главой севастопольского АСИ, народным мэром Севастополя Алексеем Чалым и исполняющим обязанности губернатора Сергеем Меняйло вышел из кулуаров городской администрации. То, о чем смутно догадывались и шептались горожане, когда говорили, что «Чалый пожалел о решении уйти с поста», стало очевидно. Но так же очевидно, что к конфликту Алексея Чалого толкает его команда. И это тем более опасно, если вспомнить, что в Крыму только формируются обычные для материковой России инструменты диалога бизнеса, власти и общества. Подоплека – только в материале РИА «ФедералПресс».

Эта неделя принесла плохую новость из Севастополя: конфликт между народным мэром Алексеем Чалым и и. о. губернатора города Сергеем Меняйло достиг такой фазы, что их будут мирить в администрации президента России. В Кремле не сомневаются, что политики найдут общий язык, потому что «им еще предстоит работать вместе». «ФедералПресс» напоминает, что Алексей Чалый выступил с обращением к жителям Крыма, в котором критически высказался в адрес городской власти. Чалый объяснил свое заявление тем, что в информационных материалах в рамках проводимой избирательной кампании нередко упоминается его имя. «Комментарии свои хотел бы начать с признания своей ошибки, которую я совершил в апреле сего года, в результате чего к власти пришли люди, обладающие редким сочетанием двух противоречивых качеств – некомпетентности и чванства. Таким образом я подвел вас, подвел президента, в связи с чем, видимо, должен извиниться», – сказал он.

Примечательно, что конфликт между Чалым и Меняйло был давно, но он был скрытым, наблюдатели видели лишь отдельные его проявления. Они выражались, например, в кадровых решениях. Так, в команде Меняйло стали появляться люди прежних руководителей города (заместитель губернатора Евгений Дубовик, советник губернатора Сергей Норманский, пресс-секретарь Игорь Долгополов). А вот оставшихся в правительстве сотрудников из команды Чалого стали всячески прижимать. Так, через неделю после официального вступления в должность уходит в отставку начальник департамента прессы и информации Жуков, забрав с собой всех сотрудников департамента. При этом на всех мероприятиях, где присутствует Чалый, Меняйло – незваный гость. Наблюдатели говорили, что, по сути, у Чалого и Меняйло два разных подхода к развитию города. У Меняйло как выходца из флота он строится на том, что Севастополь – в первую очередь военно-морская база. Чалый же уверен, что городу нужно развивать гражданскую промышленность. Гражданский бизнес.

На уровне элит конфликт выражался в сугубо кулуарном недовольстве несогласованностью агитационной политики Алексея Чалого. Так, странно выглядел готовившийся всю прошлую неделю митинг доброй воли. Горожан на него призывали достаточно спорные плакаты «Русская весна. Что дальше?».

Пикантности добавляло и то, что 23 августа исполнилось ровно полгода с того дня, когда в Севастополе прошел тот самый митинг народной воли, на котором город высказал однозначное желание быть в России и который стал, собственно, одним из центральных событий «Русской весны». Именно тогда, 24 февраля, выступающие выдвинули Чалого в народные мэры, и тот безропотно согласился, сказав единственную фразу: «Приступаю к работе».

Недоумение чиновников разного уровня вызывал и тот факт, что разрабатываемый совместно с возглавляемым АСИ план стратегии развития Севастополя был разработан и презентован без привлечения представителей администрации губернатора. Но списали на занятость Меняйло – у него действительно много дел в связи с присоединением к России.

Для жителей это напряжение не было заметно: события на полуострове развивались так стремительно, что общество просто не успевало их отслеживать. Его зарождение осталось незамеченным и для федеральных политологов – «ФедералПресс» неделю назад опросил как минимум четверых, но ни один не сказал, что напряжение есть. Крымский политолог Денис Батурин напомнил, что президент России назначил и. о. губернатора Севастополя вице-адмирала запаса Сергея Меняйло взамен бизнесмена Алексея Чалого.

Кстати, Чалый стал одним из 33 российских политиков и чиновников, против которых Евросоюз ввел финансовые и визовые санкции. Ему принадлежит компания «Таврида Электрик». Поэтому конкуренция среди местной элиты Севастополя, безусловно, есть. «Но говорить об этих процессах можно пока на уровне предположений, поскольку явного противостояния не видно», – отмечал Батурин. Сегодня общество интересуют более глобальные вопросы. В том числе свзяанные с присоединением Крыма и Севастополя к России, с Украиной, тема санкций, которыми обменялись наша страна и Евросоюз. Тем не менее если говорить о конкуренции внутри элит Севастополя, то есть две персоны – Чалый и Меняйло. Чалый позиционировался как один из «отцов» Республики Крым и наверняка видит собственную идеологию развития Севастополя. Плюс как у бизнесмена у него наверняка есть экономические интересы. Поэтому можно предположить у него наличие некоего конфликта на управленческом, административном уровне с Меняйло, но не на политическом.

Что же произошло за неделю, что ситуация вышла из плоскости, некий конфликт на управленческой почве – на уровень Кремля? Эксперты отмечают, что значительную роль в разжигании противостояния между Чалым и Меняйло сыграла команда пиарщиков и советников Чалого. Именно она заложила фундамент в противостояние между и. о. губернатора и народным мэром. Так, Чалый поставил на первое место в списке «Единой России» себя, а не Меняйло, что вызвало удивление у Кремля и экспертов, но Меняйло на это среагировал неоперативно. Зато потом этот факт стал существенным для обострения ситуации. Кроме того, говорят в Севастополе, Чалый надеялся, что ему вновь предложат возглавить администрацию Севастополя. Он весь август ожидал встречи с Путиным, но президент не счел нужным встречаться с Чалым. Именно это, по мнению наблюдателей, заставило Чалого выступить с публичным видеообращением, в котором он сказал, что его решение уйти от управления Севастополем было ошибочным.

Однако внимание Кремля привлекло опубликованное с подачи Чалого письмо отдельных членов регионального штаба Общероссийского народного фронта. В нем члены ОНФ переживали, что на город «буквально обрушился вал предлагаемых российскими компаниями различных проектов, предполагающих как масштабные реконструкции знаковых для севастопольцев исторических и архитектурных памятников, так и строительство разного рода глобальных объектов». Это, по мнению авторов письма, не только повлечет коррупцию, но и сведет к нулю саму концепцию развития города. Перед «новыми русскими» город не выстоит однозначно. В письме представители Народного фронта предупредили, что если правительство Севастополя не сможет противостоять давлению и не прислушается к их призыву, они обратятся напрямую к правительству и президенту России Владимиру Путину, который является также и председателем ОНФ. К чести Сергея Меняйло, он не стал воздерживаться от публичного ответа и аргументированно ответил, что все проекты будут обсуждаться, проходить экспертизу и общественные слушания: «Было бы гораздо хуже, если бы о Севастополе все забыли. Все проекты проходят «тщательную экспертную оценку, в том числе и с привлечением специалистов Агентства стратегического развития Севастополя». При этом Сергей Меняйло отмечает, что решение, «как нам жить дальше», будут принимать севастопольцы. «Поэтому могу сказать однозначно, что так, как было при украинской власти (такой себе коррупционный междусобойчик), больше не будет», – подчеркнул и. о. губернатора.

Источник в центральном аппарате ОНФ заверил «ФедералПресс», что это письмо было не согласовано с центральным аппаратом. По данным экспертного канала, с членами штаба ОНФ была проведена разъяснительная беседа и предложено, с одной стороны, продолжать открытую дискуссию по вопросам разработки и реализации стратегии развития города совместно с администрацией губернатора и экспертным сообществом, а с другой – согласовывать публичные заявления на местах и воздержаться от эскалации конфликта, используя бренд ОНФ. В пользу того, что это именно пиарщики толкают Чалого на бессмысленный конфликт, говорит и тот факт, что хорошо знающие Чалого люди считают: публично критиковать кого-то – вообще не в его стиле. «Он не прибегает к подобным методам. Это не в его стиле. Он может тактично указать на ошибки. Не более того», – говорят источники.

Получается, что усилия команды советников Чалого развязать публичную войну с губернатором Севастополя, преследующие цели разделения будущих портфелей в случае победы Чалого, провалились. Они думали, что заманят губернатора уже на дискуссию не просто с Чалым, а с ОНФ. Но вышло наоборот: после того как дискуссия перешла в поле ОНФ как эффективной площадки для диалога власти, общественных лидеров, бизнеса, ситуация с публичным конфликтом начала выправляться.

Разумеется, опасения местного бизнеса от экспансии федеральных компаний понятны. Ведь тогда, в случае прихода федерального бизнеса, придется жить в конкурентных условиях и соответствовать более высоким стандартам ведения бизнеса и качеству продукции и услуг. А отсутствие в Крыму привычных для остальной России институтов и площадок для диалога различных социальных групп приводит к дезориентации политиков и бизнеса, к резким поступкам. Но тем не менее постепенно эти институты заходят в регион. Так что со временем крымские бизнес- и общественные организации научатся строить свои отношения и проводить дискуссии на таких площадках, которые уже зарекомендовали себя в России за последние несколько лет. И речь тут не только об ОНФ, но и о бизнес-ассоциациях и союзах, представительства которых активно открываются в Крыму и Севастополе. Это и «Деловая Россия», и Ассоциация поддержки инвесторов Крыма и Севастополя (АПИКС), и «Опора России», и отраслевые союзы.

По мнению экспертов, Алексею Чалому сейчас не надо воевать с губернатором. С этой точки зрения показательна позиция экс-командующего Черноморским флотом Игоря Касатонова. Адмирал подчеркивает, что необходимо было избежать раскола между командами Алексея Чалого и Сергея Меняйло, более того, Агентство по стратегическому развитию Севастополя должно быть подразделением губернатора, добавил экс-командующий. «Да вы что, товарищи! Работать по единому плану и замыслу. Никакого раскола!» – заявил Игорь Касатонов в эфире одного из севастопольских телеканалов.

Тем более что у Алексея Чалого сейчас уже есть потенциально большой ресурс власти – это дума Севастополя, которую он, скорее всего, и возглавит после выборов. Но если же команда Чалого будет провоцировать его на конфликты с Меняйло и дальше, то, наверное, очень скоро будет достигнута критическая точка, после которой у федеральной власти не останется другого выбора, как вывести его из политического поля.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.