Top.Mail.Ru
Политика
Республика Алтай
0

Оппозиция Горного Алтая готова замутить курултай по-великому

В июне она собирается собрать в долине Кабайлу-Межелик несколько тысяч человек

Общественная организация «Алтай калыктын Курултайы» объявила о планах в июне следующего года собрать в долине Кабайлу-Межелик Улу Курултай (в переводе с алтайского – Великий Курултай). Организаторы уверены, что мероприятие соберет несколько тысяч человек. Это, по их мнению, станет очевидным свидетельством единения алтайского народа, напоминая о том, что в местах его компактного проживания Александр Бердников прошедшие в сентябре выборы главы республики фактически проиграл.

Общественная организация «Алтай калыктын Курултайы» объявила о планах в июне следующего года собрать в долине Кабайлу-Межелик Улу Курултай (в переводе с алтайского – Великий Курултай). Организаторы уверены, что мероприятие соберет несколько тысяч человек. Это, по их мнению, станет очевидным свидетельством единения алтайского народа, напоминая о том, что в местах его компактного проживания Александр Бердников прошедшие в сентябре выборы главы республики фактически проиграл. Симпатизирующие идее проведения съезда политики Горно-Алтайска уже проводят аналогии между намеченным мероприятием и событиями 1904 года в окрестностях села Кырлык. Тогда был разгромлен лагерь молящихся, принявших алтайскую версию буддизма – бурханизм, алтайцев, решивших отказаться от шаманизма. Эксперты напоминают, что за последние годы курултаи нередко использовались различными группировками для достижения своих политических целей. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

Первым о намерении созвать курултай в долине Кабайлу-Межелик сообщил на своей странице в Facebook председатель терминологической комиссии аппарата правительства Республики Алтай Владимир Торбоков: «Мероприятие соберет алтайцев, живущих в Республике Алтай и за ее пределами. По предварительным подсчетам, во всеобщем съезде будут участвовать несколько тысяч алтайцев всех родов». Сам Владимир Торбоков на одном из форумов в интернете отверг обвинения в том, что он является организатором мероприятия. По его словам, новость он услышал, когда его вызывали «для отчета по исполнению закона о языках при оформлении официальных документов». Как заявил Торбоков, организаторы намерены «пожертвовать не менее десяти коней на угощения столь внушительного собрания».

«На нем будет избран единый Эл Башчы алтайского народа, главы алтайцев районов и отдельных территорий, – сформулировал основную цель предстоящего курултая председатель терминологической комиссии. – Думаю, что сбор всех алтайцев и прямые выборы покончат с раздвоением курултаев». По его словам, предполагается упразднить все другие институты самоорганизации алтайского народа, в том числе и зайсанат.

Существование в Горном Алтае двух общественных организаций с одним названием, которое у одной пишется на русском языке, а у второй – на алтайском, уже не первый год обсуждается в политических кругах. Движение «Курултай алтайского народа» было создано в 1997 году по инициативе Юрия Антарадонова, который был тогда кандидатом на пост главы республики. Но появление организации не помогло кандидату, проигравшему на выборах Семену Зубакину всего лишь несколько сот голосов. Позже общественное движение долгое время возглавлял Борис Алушкин.

«Каждая группировка, находящаяся у власти в Республике Алтай, время от времени пыталась использовать Курултай алтайского народа для своих интересов, – считает историк Елена Королева. – Курултай зависел от политической конъюнктуры. Частенько ему просто навязывали решения, а резолюции Тос Торго (совета старейшин) готовились заблаговременно и в таком виде предлагались для утверждения».

Начиная с 2011 года, когда на внеочередном курултае на пост Эл Башчы был избран вице-мэр Горно-Алтайска Эжер Татин, общественное движение становится ареной противостояния чиновников и оппозиции. Прошел съезд, где лидером движения стал депутат Госсобрания Урмат Князев, но управление Минюста РФ по Республике Алтай не признало легитимность обоих избранных лидеров. Новым лидером Курултая в конце мая 2012 года был избран секретарь Союза писателей России Бронтой Бедюров, а оппозиции удалось узаконить свою организацию только через год под названием «Алтай калыктын Курултайы». Это объединение, которое возглавил депутат Горно-Алтайского горсовета Василий Кудирмеков, провозгласило себя «народным курултаем», а организацию во главе с Бронтоем Бедюровым назвало «чиновичьей».

На прошлой неделе Василий Кудирмеков подтвердил планы созыва Великого Курултая, сообщив, что такое решение Тос Торго «Алтай калыктын Курултайы» принял 18 октября в доме культуры в райцентре Онгудай. Однако он несколько подкорректировал повестку дня предстоящего съезда. Так, по его словам, это не стоит рассматривать как попытку «объединения курултаев», но в то же время он уверял журналистов, что в долину Кабайлу-Межелик будут приглашены и Бронтой Бедюров, и Юрий Антарадонов. Василий Кудирмеков также фактически опроверг информацию о планах по ликвидации института зайсанов. В интервью журналистам глава организации «Алтай калыктын Курултайы» намекнул, что кроме общественно значимых вопросов Курултай намерен обсудить и политические проблемы. «Наше Тос Торго призывало не голосовать на выборах главы региона 14 сентября за Александра Бердникова, – отметил Василий Кудирмеков. – Народ поддержал наш призыв. Бердников не получил большинства среди алтайцев».

Какие конкретно политические вопросы планируется обсудить на созванном Великом Курултае, депутат Горно-Алтайского горсовета уточнять не стал, но очевидно: будет актуализирована ситуация, связанная с итогами последних выборов, когда выяснилось, что республика расколота на две части. Ее южные районы, где в основном проживает коренное население Горного Алтая, фактически проголосовали против действующего главы Александра Бердникова.

О реакции Курултая алтайского народа на инициативу созвать съезд в долине Кабайлу-Межелик пока ничего не известно. Но многие помнят, как в марте нынешнего года Бронтой Бедюров наотрез отказался участвовать в так называемом объединительном Курултае, который должен был пройти в Национальном драматическом театре им. П.В. Кучияк в Горно-Алтайске. За последний год Курултай алтайского народа существенно изменился: он был перерегистрирован из общественного движения в общественную организацию с поименным членством, а ее лидера стали называть Алтай Башчи, отказавшись от термина Эл Башчи.

Известны довольно существенные разногласия руководства Курултая алтайского народа с организацией, которую возглавляет Василий Кудирмеков. Так, например, Бронтой Бедюров вообще не считает зайсанат легитимным институтом, называя его фарсом. «Зайсанат как институт власти в дореволюционном алтайском улусе был официально упразднен еще при царской власти в 1913 году, – заявлял глава Курултая алтайского народа в интервью «ФедералПресс.Сибирь» в марте нынешнего года. – Мы же давно уже не те кочевники, для которых такая форма местного самоуправления была логична в условиях царской системы власти, а, как все граждане страны, ведем оседлый образ жизни».

Впрочем, в ближайшее время можно ожидать усиления агитации за проведение Великого Курултая. Стоит отметить, что Владимир Торбоков на своей странице в социальной сети неслучайно провел историческую параллель между предстоящим съездом и событиями вековой давности. «Сход был разгромлен полицией, силами русских крестьян и крещенных казахов, – отмечает Торбоков. – Суд над организаторами проходил в Бийске. В историографии эти события трактуются двояко: как реакционное и как национально-освободительное движение алтайского народа».

События, которые произошли в 1904 году в долине Теренг, действительно имеют для алтайцев существенное значение: они ознаменовали отказ коренного населения Алтая от шаманизма и переход в бурханизм – алтайскую версию буддизма. Первыми проповедниками бурханизма стали Чет Челпанов и его приемная дочь, которым якобы явился Бурхан, провозгласив скорый приход Ойрот-хана. В июне 1904 года в ожидании его скорого пришествия в долине Теренг собралось несколько тысяч алтайцев. Их стихийное собрание довольно сильно напугало представителей православной Алтайской духовной миссии и поздних русских переселенцев. Поскольку в тот момент страна находилась в состоянии войны с Японией, все это вылилось в разгром лагеря молящихся силами полиции, казаков и крестьян, которые потом еще некоторое время грабили алтайские кочевья. Чет Челпанов и другие активисты, которых обвинили в призывах к «неповиновению русским властям», были арестованы. Но прибывшие из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска адвокаты сумели доказать невиновность алтайцев: во время нападения они не оказывали сопротивления. Все они были оправданы в 1906 году.

Чет Челпанов с женой Кул


«Владимир Торбоков неслучайно вспоминает историю 1904 года, – отметила историк Елена Королева. – События в долине Теренг – это отправная точка этнической истории алтайского народа. Алтай-кижи – это те, для кого эти события не пустой звук. Можно сказать, что события в долине Теренг сопоставимы по значимости со Сталинградской битвой».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.