Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

«Если нет денег – чего выбирать?» В Екатеринбурге реформу МСУ откладывают до лучших времен

Регионы отчитались перед центром по исполнению первого этапа долгоиграющего закона

Сегодня истекает срок, до которого, по 136-му федеральному закону о реформе местного самоуправления, должны быть приняты акты субъектов РФ о том, как на местах будут впредь формироваться органы МСУ. На обдумывание этой процедуры регионам давался год, но особого накала страстей вокруг реформы нигде не наблюдалось. Теперь жареный петух клюнул, а ясности на местах до сих пор нет.

Сегодня истекает срок, до которого, по 136-му федеральному закону о реформе местного самоуправления, должны быть приняты акты субъектов РФ о том, как на местах будут впредь формироваться органы МСУ. На обдумывание этой процедуры регионам давался год, но особого накала страстей вокруг реформы нигде не наблюдалось. Теперь жареный петух клюнул, а ясности на местах до сих пор нет. Как нет и единства. Например, депутаты гордумы Екатеринбурга до последнего саботировали направленный губернатором в заксобрание для утверждения проект такого закона. Областные депутаты его таки приняли – и ничего страшного не случилось. Да и не могло случиться, ведь это пока только планы. Копья начнут ломаться, как водится, в последний момент – к самим выборам, до которых еще далеко. Почему такая заведомо конфликтная тема спускается на тормозах – в материале «ФедералПресс.Урал».

Формально первый этап реформы МСУ завершился. Федеральный закон действует, регионы отчитались о том, что нашли свои варианты выборов местных дум и глав городов и районов. Например, в Свердловской области в большинстве муниципалитетов планируется сохранить существующие схемы формирования местных органов власти, потому что они вполне соответствуют времени. В таких крупных городах, как Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский, возможно, появятся районные думы (чтобы максимально приблизить власть к народу – по идеологии закона). Возможно, электорат там будет избирать депутатов районных дум, из их числа будет формироваться городской представительный орган, а уже гордума будет выбирать главу города и сити-менеджера с участием губернатора.

Почему «возможно»? Потому что у депутатов и общественности еще есть время подумать. И время немалое. Как уже говорил на эту тему полпред президента России в УрФО Игорь Холманских, «у областных властей есть еще больше трех лет на то, чтобы решить, как будет организовано самоуправление в Екатеринбурге. Ведь те, кто избраны в 2013 году, будут дорабатывать до конца своих полномочий. Когда полномочия истекут, тогда, возможно, изменения в местном самоуправлении и будут. А пока есть время принять взвешенный закон».

Так что падать раньше выстрела никто на Урале не собирается. Сейчас можно только предполагать, как будет выглядеть обновленное местное самоуправление в каждом конкретном городе и районе. «Пока законы, определяющие реформу местного самоуправления, не вступят в силу, говорить о каких-либо конкретных решениях преждевременно, – заявила «ФедералПресс.Урал» заместитель председателя комитета законодательного собрания Свердловской области по региональной политике и развитию местного самоуправления Галина Артемьева. – Многовариантность новых форм муниципального управления есть, главное – думать о последствиях».

Не гнать волну по поводу муниципальной реформы советует и экс-губернатор Свердловской области, член Совета Федерации Эдуард Россель. Комментируя дискуссию об отмене выборов мэров крупных городов, он сказал, что это в муниципальной реформе вообще не самое главное. Главное – деньги. «С одной стороны, мы избираем мэра и как представитель народа он должен реализовать наказы, которые люди ему дают перед выборами, решать проблемы. Вот тут получается разрыв. Всенародно мэра-то избрали, а у него бюджета нет. Нет денег решать проблемы. То есть мэр приходит и на этой должности мучается каждый день. Если нет денег, чего выбирать? Можно назначать, можно любые схемы придумывать – это все без толку», – заявил Эдуард Россель.

Тем не менее даже потенциальную, удаленную в реформенной перспективе возможность расчленения крупных городов на районы самые активные депутаты из этих городов воспринимают в штыки. Не желая делиться, депутатское большинство в гордумах Екатеринбурга и Нижнего Тагила продавило принятие протестного обращения в адрес губернатора и заксобрания Свердловской области. Перестраховываясь, они требуют отложить вопрос на потом (хотя он и так необязателен к немедленному исполнению). Апеллируют к общественному мнению, пугают его неизбежными издержками «децентрализации» и (как же без этого!) – увеличением «ненужных» расходов на содержание районных дум.

А вот народные избранники Каменска-Уральского, наоборот, не примкнули к протестантам, а заявили, что реформы необходимы. Они приняли свое обращение к областному заксобранию, в котором согласились: власть должна быть сильной, независимой, финансово состоятельной, и чтобы (по Путину) «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой». По мнению депутатов, внесенные в федеральные законы изменения расширяют возможности управления муниципалитетами и позволяют оптимально перераспределить полномочия между различными уровнями власти. А результат – повышение качества жизни жителей.


Сергей Авдеев 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.