В Красноярском крае наделал шуму законопроект, согласно которому существенные изменения должен претерпеть порядок избрания глав муниципальных образований. В двух чтениях он был одобрен на сессии Законодательного собрания региона, и теперь краевой закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» предлагает избирать глав на конкурсной основе. Подробности – в материале «ФедералПресс Сибирь».
В Красноярском крае наделал шуму законопроект, согласно которому существенные изменения должен претерпеть порядок избрания глав муниципальных образований. В двух чтениях он был одобрен на сессии Законодательного собрания региона, и теперь краевой закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» предлагает избирать глав на конкурсной основе. Подробности – в материале «ФедералПресс Сибирь».
Согласно принятым изменениям прежде всего кандидатов оценивает конкурсная комиссия, а затем из числа тех, кто прошел конкурс, главу выбирает представительный орган. Сообщение о таком порядке избрания мэров муниципальных образований с численностью более 500 человек стало новостью лишь отчасти. Первого декабря в крае был принят закон, согласно которому главы должны избираться из числа депутатов, но вот никакого конкурса он не предполагал. Уже в феврале стало известно о внесении изменений в только что принятый закон. При этом рассмотреть проект, предполагающий создание конкурсной комиссии, которая будет оценивать кандидатов, депутатам краевого парламента было рекомендовано в срочном порядке.
«Чем вызвана такая срочность внесения закона? В этом году предстоит большая выборная кампания в большинстве муниципальных образований края. Определиться с моделью выборов, внести необходимые изменения в уставы муниципальных образований необходимо в ближайшее время, до 14 июня, когда стартует эта кампания», – прокомментировал губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.
Также он прояснил, что порядок избрания глав муниципалитетов по схеме «конкурсная комиссия – представительный орган» был предусмотрен законом № 8-ФЗ от 3 февраля 2015 года.
Еще один важный нюанс, который также закреплен федеральным законодательством, заключается в том, что кандидат, который прошел конкурс, а затем был избран на пост мэра советом, автоматически становится главой местной администрации. Таким образом, ликвидируется двуглавая модель управления. Толоконский на сессии заявил о том, что в крае в настоящий момент она имеет большое распространение, но при этом является абсолютно неэффективной.
«В Новосибирской области эта модель не была так распространена, как в Красноярском крае. И с этой проблемой я столкнулся сразу же во время поездок по районам. Приезжаем в район: дороги, вода, канализация, ремонт школы – я говорю о хозяйстве, а на меня глава смотрит непонимающими глазами: мол, вы о чем, это не ко мне, это к другому главе. Я своими глазами видел потерю управляемости на местах. Я просил руководство страны исправить эту ситуацию. Надо уходить от неполноценно ответственной системы», – сказал губернатор.
Что касается самих депутатов, то за новый порядок проголосовало абсолютное большинство, закон был принят во втором чтении 35 голосами против 11, но все же голосованию предшествовала бурная дискуссия.
«При прямых выборах главы несут ответственность непосредственно перед населением – чем плоха эта модель?» – задал вопрос лидер красноярских коммунистов, депутат Петр Медведев.
Справедливоросс Олег Пащенко поинтересовался порядком формирования конкурсной комиссии, а также заявил, что за принятый закон в скором времени станет стыдно: «Что за комиссия, кто выбирает саму эту комиссию? Наши соседи – Хакасия во главе с Зиминым – отстояли прямые выборы. А у нас нет доверия к людям – отсюда такие законы. Нам всем спустя некоторое время будет стыдно».
Но главным во всем обсуждении стал вопрос: сохраняется ли за органами местного самоуправления право законодательной инициативы по изменению способа выбора главы? Напомним, когда был принят первый закон, отменяющий прямые выборы, муниципалитеты начали пользоваться предоставленной им лазейкой – выступать с законодательными инициативами о порядке избрания глав на собственной территории. В Законодательном собрании даже были разработаны методические указания по оформлению инициатив.
Новый закон право выстроить свой порядок избрания за муниципалитетами сохраняет. В этом народных избранников заверил Виктор Толоконский. И по-прежнему над оформлением такой законодательной инициативы работают депутаты городского совета Красноярска. Напомним, еще с декабря они выступают за выборы главы Красноярска на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Вот только все же окончательное решение остается за депутатами Законодательного собрания, и пока о сохранении прямых выборов в Красноярске в местном горсовете говорить с уверенностью не готовы.
«Честно скажу, не знаю, я не экстрасенс, но я специально следил за трансляцией той сессии Законодательного собрания. Особого желания сохранить прямые выборы я не увидел. Но в то же время я понимаю, что принимался закон все-таки в первую очередь не под Красноярск, а под муниципальные образования, в которых пройдут выборы этой осенью», – комментирует депутат горсовета Виталий Дроздов.
Политологи отнеслись к закону без особого восторга. Красноярский политолог Сергей Комарицын назвал внесенные изменения противоречащими Конституции, обосновав это тем, что по основному закону органы МСУ отделены от государственной власти, но здесь присутствует вмешательство последней. «Я уверен, что ситуация на местах с принятием этого закона только усугубится», – считает Комарицын.
Интересно, что мнения общественности на этот счет разделились. Вообще законопроект не остался незамеченным и собрал массу отзывов. И если кто-то также высказывается о нарушении конституционных прав и разрушении основных принципов демократии, то есть и те, кто уверен, что выборы в России – бесполезная растрата колоссальных средств, так как посещаемость на них далека от идеальной, а побеждает все равно тот, кто угоден верхам.