Одно из самых влиятельных СМИ региона в одночасье лишилось почти всего творческого коллектива. Редакция радиостанции «Эхо Перми» почти в полном составе ушла вслед за главным редактором Анастасией Сечиной, уволенной за отказ публиковать необъективный, по ее мнению, материал. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Одно из самых влиятельных СМИ региона в одночасье лишилось почти всего творческого коллектива. Редакция радиостанции «Эхо Перми» почти в полном составе ушла вслед за главным редактором Анастасией Сечиной, уволенной за отказ публиковать необъективный, по ее мнению, материал. Таким образом, с начала года на «Эхе» второй раз поменялся редактор. Подробности о причинах массового исхода журналистов и отношениях редакции с менеджментом и комментарии сторон – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Пермский медиахолдинг «АктивМедиа» начал создаваться в 2013 году и считается подконтрольным депутату Законодательного собрания Пермского края и директору федерального Фонда развития моногородов Дмитрию Скриванову. Сейчас в него входят газеты «ВКурсе» и «Пермская трибуна», портал «ВКурсе.ру», а также радио «Эхо Перми». Управляет холдингом бывший медиа-менеджер «Лайф Ньюс» Тимур Мардер.
В «АктивМедиа» «Эхо Перми» вошло весной прошлого года. С 2011 года радиостанция контролировалась структурами, аффилированными с губернатором Кировской области Никитой Белых, однако интерес к развитию медиабизнеса в Прикамье они быстро утратили, и «Эхо» было продано (по другим данным – передано в управление) структурам Дмитрия Скриванова.
Меньше чем через год после смены собственника, в начале февраля этого года, о своем уходе с радиостанции заявили главный редактор «Эха» Роман Попов и директор Ксения Злобина. По их словам, решение было принято самостоятельно, без давления, однако источники утверждали, что причиной стал конфликт с руководством «АктивМедиа». Место главреда заняла программный директор радиостанции Анастасия Сечина, директором стал заместитель Тимура Мардера Дмитрий Чечуров.
Вчера же, меньше чем через два месяца после назначения, стало известно об уходе и Анастасии Сечиной. Ей предложили вернуться на должность программного директора, но она от нее отказалась: «Это шикарное предложение. Мне никто такого на пермском медиарынке не сделает. Однако я его принять не могу», – заявила Анастасия Сечина на своей странице в Фейсбуке. Место главного редактора занял главред «Пермской трибуны» (еженедельник, входит в «АктивМедиа») Андрей Денисенко.
«Я отказалась ставить в эфир текст, который был, на мой взгляд, неприемлем. В ответ получила приказ шеф-редактора холдинга «АктивМедиа»: «Ставь». Я попросила аргументировать это решение, но аргументов не получила. Работать в режиме беспрекословного исполнения приказов я была не готова. Я считаю неприемлемым такой формат взаимодействия – в режиме беспрекословного исполнения приказов без возможности их обсуждения. Я считаю базовые принципы «Эха», которые распространяются как на эфир, так и на общение внутри коллектива, попранными. Я считаю намерение холдинга использовать «Эхо» в политических целях очевидным», – так прокомментировала сложившуюся ситуацию Анастасия Сечина.
Вслед за главредом радиостанцию покинул почти весь журналистский состав: Юрий Бобров, Владимир Соколов, Юлия Балабанова, Юлия Хлобыст, Михаил Данилович и Нина Соловей (она приняла решение об уходе раньше). Заявления «по собственному» были подписаны и удовлетворены сегодня же. По словам Владимира Соколова, шеф-редактор медиахолдинга Александр Григорьев пришел в офис радиостанции, и заявил: «Собрали свои чашки-кружки и свалили отсюда». В редакции осталось всего четыре человека из одиннадцати.
«Никто не искал здесь больших зарплат, – объясняют в публичном заявлении свой уход бывшие сотрудники «Эха». – Сюда приходили люди, которые не хотят работать по шаблону или по чьей-то указке сверху... До недавнего времени на «Эхе» – и в эфире, и за его пределами – была допустима только одна форма общения: аргументированный диалог. Поэтому когда с нами начинают разговаривать в стилистике приказа и жесткой корпоративной субординации, для нас это неприемлемо».
Текст, который отказалась публиковать Анастасия Сечина, ранее был выложен на сайте «ВКурсе». Речь в нем идет о массовой драке в Березниках, которая, по мнению автора, может пошатнуть позицию Виктора Басаргина в рейтинге губернаторов, потому что краевые власти не умеют «держать ситуацию под контролем».
Что интересно, в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Приволжье» Тимур Мардер сначала фактически опроверг версию редакции о причинах увольнения Анастасии Сечиной: «Говорить можно все что угодно, рассказывать можно все что угодно. Я вам скажу, что я завтра в космос полечу, вы мне поверите?». Однако чуть позже, на сайте газеты «ВКурсе» он все-таки подтвердил, что спор о публикации имел место. «Поводом для конфликта стал момент якобы «цензуры» на радиостанции, – цитирует слова шефа издание. – Этот факт действительно имел место. Но не со стороны руководства холдинга «АктивМедиа». Анастасия Сечина, исполнявшая обязанности главного редактора радиостанции, отказалась выпускать в эфир материал, запланированный в рубрике «Точка зрения». Напомню, что формат этой рубрики – субъективная позиция автора, которая может не совпадать с позицией редакции и собственников. Абсурдна ситуация, когда, прикрываясь лозунгами о защите свободы слова и многополярности мнений, эту самую свободу душат». Стоит отметить, что в заявлениях сотрудников ни слова о «цензуре» не было.
«Большая часть коллектива никуда не ушла, – заявил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Приволжье» Тимур Мардер. – Уходят три человека и главный редактор. В подписанном письме пять фамилий, из которых три – штатные сотрудники «Эха». Люди уходят, потому что не отвечают тем требованиям, критериям и задачам, которое ставит перед ними руководство холдинга. Сечина как редактор не устраивала – ей было предложена должность программного директора. Мне нужен человек во главе радиостанции, который будет создавать новые продукты, развивать радиостанцию, сам развиваться и расти в профессиональном плане. Забронзовевшие персонажи с достаточно низким профессиональным уровнем мне не нужны. Я хочу, чтобы станция двигалась, развивалась, создавались новые программы, чтобы был качественный продукт, чтобы люди стремились к чему-то, а не просто сидели и считали, что это наша площадка. Я строю бизнес-модель, которая будет стоять уверенно и прочно на ногах. Пока радиостанция является дотационной, и в ближайшее время мы ее выведем в ноль и сделаем прибыльной. Коммерческая составляющая и редакционная составляющая в какой-то мере связаны, но в данном случае то, что, происходит в редакции, немного другая история – мы делаем бизнес».
Многие наблюдатели, в частности владелец газеты «Местное время» Владимир Прохоров, говорят о том, что последние кадровые решения на «Эхе» – условие получения госконтракта для газет, входящих в «АктивМедиа». Однако, по словам собеседника «ФедералПресс.Приволжье» в администрации губернатора, ни одно из СМИ холдинга не получает средства по госконтрактам. «Все контракты с операторами и список СМИ, которые получают средства от операторов, находятся в открытом доступе, ни одного СМИ холдинга «АктивМедиа» в этом списке нет», – говорит собеседник. То, что ранее в своих комментариях, в том числе и «ФедералПресс.Приволжье», Тимур Мардер заявлял о наличии такого контракта, собеседник пояснил вероятным желанием с помощью такой информации добиваться контрактов с коммерческими структурами, которые, как известно, куда более охотно идут на контакт с «не оппозиционными» СМИ, у которых выстроены отношения с властями.
Председатель пермского отделения Союза журналистов Игорь Лобанов сегодня в эфире «Эха Перми» назвал увольнение сотрудников «Эха» «массовым психозом»: «Я могу понять решение и мотивы Анастасии, судя по всему, решение было принято давно. Но я огорчен массовым исходом людей, до конца не понимающих, что происходит. Если разбираться, кто какие заявления написал, понимаешь, что история не такая красивая, как это выглядит со стороны». Ведущий «Эха» Вячеслав Дегтярников добавил, что «те, кто возглавили это, не подписывали заявления об уходе, а предпочли уйти в декретный отпуск, что позволит потом вернуться на станцию».
Шеф-редактор «АктивМедиа» Александр Григорьев, обещавший публично прокомментировать сложившуюся ситуацию, предпочел вместо этого выложить скриншот из твиттера главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, который отреагировал на пермские новости весьма двусмысленно: «С «Эхом Перми» – еще раз, моя позиция неизменна, – журналисты НЕ должны бросать своих слушателей, если они могут по-прежнему работать».
Теоретически ушедшие с «Эха» журналисты действительно работать могли – ни у кого из них вроде бы нет справки об утрате трудоспособности, да и выглядят они вполне здоровыми.