Депутаты Государственной думы и эксперты разошлись в оценках законопроекта, запрещающего расходовать бюджетные средства на информационную поддержку собственной деятельности. Принимавшие участие в расширенном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи правозащитники, члены Союза журналистов и редакторы федеральных и региональных изданий указывают на явные перегибы в законодательной инициативе.
Депутаты Государственной думы и эксперты разошлись в оценках законопроекта, запрещающего расходовать бюджетные средства на информационную поддержку собственной деятельности. Принимавшие участие в расширенном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи правозащитники, члены Союза журналистов и редакторы федеральных и региональных изданий указывают на явные перегибы в законодательной инициативе. Тем не менее предложение главы комитета Госдумы по информполитике Леонида Левина о привлечении широкого круга участников медиарынка для детального обсуждения данного законопроекта внушило оптимизм: вероятно, голос представителей медиа будет услышан и законопроект выйдет в той редакции, которая меньше всего ущемляет интересы журналистского сообщества. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Законопроект о запрете расходования главами регионов бюджетных средств на самопиар был внесен на рассмотрение депутатов представителями четырех думских фракций. Согласно инициативе, парламентарии предлагают внести в Уголовный кодекс РФ статью о «незаконном расходовании бюджетных и внебюджетных средств на информирование о деятельности органов госвласти субъекта РФ». Речь идет о том, что в случае если общие траты на пиар превысили 1,5 млн рублей, с осужденного взимают штраф в размере 300 тысяч рублей или же в размере одно- или двухлетнего дохода, либо назначают ему наказание в виде принудительных работ или тюремного заключения сроком до двух лет или арестом до шести месяцев. В том случае, если траты превышают 7,5 млн рублей, штраф составляет 500 тысяч, а срок лишения свободы – пять лет.
«В нынешних условиях урезания расходных статей, когда сокращается финансирование в том числе жизненно важных инфраструктурных проектов и субсидий, суммы расходов на информационное обеспечение у граждан не вызывают другой реакции, кроме раздражения. Нам вместе следует разобраться в актуальности проблематики в масштабах всей страны и целесообразности регулирования этой проблемы в рамках уголовного законодательства», – заявил глава комитета Госдумы по информполитике, эсер и руководитель Института развития интернета (ИРИ) Леонид Левин.
Леонид Левин: нам вместе следует разобраться в актуальности проблематики в масштабах всей страны
Надо отметить, что о чрезмерных тратах на саморекламу губернаторов регулярно сообщали активисты Общероссийского народного фронта. Согласно данным «фронтовиков», излишне много денег на информационное обеспечение собственной деятельности тратят власти Подмосковья и Москвы. Возмущение дошло, наконец, и до президента России Владимира Путина, заявившего 23 июня о том, что неплохо было бы «изобрести такую формулу, которая не позволяла бы деньги, которые надо использовать для решения социальных задач, тратить на голый пиар».
По словам парламентариев, региональные власти сегодня раздают заказы своим приближенным редакторам, поддерживая их благосостояние за счет государства. В то же время другие СМИ, честно выполняющие свой долг, страдают от пристального внимания правоохранителей и регулярных штрафов. Впрочем, у руководителей СМИ взгляд на сложившуюся ситуацию кардинально другой.
«Опираясь на свой 15-летний опыт работы на региональных и федеральных рынках медиа, могу без преувеличения сказать, что обсуждаемая сегодня инициатива депутатов Госдумы вызвала крайнюю тревогу и настороженность в медиаотрасли регионов и особенные опасения высказывались о том, что закон инициируют те, кто не понимает реалий жизнедеятельности СМИ в регионах. И тот факт, что сегодня на заседании комитета собрались представители ведущих СМИ и эксперты медиаотрасли страны, дает сигнал нам, что к голосу медиарынка все-таки прислушаются. И большая заслуга в этом, как я понимаю, Леонида Левина, который собрал нас всех и пригласил к экспертизе проекта до его поступления на голосование в Госдуму», – сказал на заседании комитета генеральный директор РИА «ФедералПресс» Иван Еремин.
Иван Еремин: принимая закон в такой редакции, мы заведомо навязываем СМИ статус фигурантов будущих уголовных процессов
В ходе обсуждения законопроекта неоднократно звучал тезис о том, что не стоит злоупотреблять применением карательных форм Уголовного кодекса в подобных вопросах. «Сегодня государство располагает всеми необходимыми институтами и механизмами контроля за расходованием госбюджета. А вводить уголовную или иную ответственность за нецелевые расходы региональной власти – это, скорее, вопрос исполнительской дисциплины надзорных органов. Конечно, нельзя не отметить, что проблема с нецелевым расходованием государственных средств в регионах существует, впрочем, не меньше, чем и на федеральном уровне. Заказы распределяются родственным или аффилированным с чиновниками фирмам, практикуются откаты и нецелевые траты. Механизмы контроля действительно нужны, но тут важно, как говорится, вместе с водой и ребенка не вылить. Сегодня, принимая этот закон с такими трактовками наравне с ограничением деятельности региональной власти, мы рискуем потерять главнейший институт общественного контроля – региональные независимые СМИ. И ни одна другая организация или структура не сможет столь же органично и эффективно заполнять эту нишу», – заявил Иван Еремин.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что данная тема касается не только деятельности губернаторов, но также всех участников информационного поля. «А это наравне с губернаторами и региональные медиа, и население регионов, интересы которых законопроект может ущемить. Принимая закон в такой редакции, мы заведомо навязываем СМИ статус фигурантов будущих уголовных процессов», – отметил эксперт.
Представитель Союза журналистов России также выступил против пункта о наказании чиновников за необоснованные траты на самопиар. По словам секретаря СЖР, члена президентского совета по развитию гражданского общества Леонида Никитинского, нужно сегодня заниматься другим – поддерживать самобытность и разнообразие газетной журналистики, развивать ее.
Леонид Никитинский: сегодня нужно поддерживать самобытность и разнообразие газетной журналистики
«Мы категорически против принятия этого проекта в таком виде. Но готовы говорить об обсуждении механизмов прозрачности и критериев для распределения такой поддержки на культуру», – заявил Никитинский.
Наличие уголовной ответственности за расходование денег на информационную поддержку работы региональной власти вызвало критику со стороны Совета по правам человека при президенте РФ. По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, репрессивные меры борьбы нужно экономить, иначе власти просто девальвируют само понятие уголовной ответственности. Федотов призвал внести в законодательство поправки, позволяющее региональным властям учреждать любого формата СМИ, а не только печатные рупоры для публикации нормативных документов.
Михаил Федотов: репрессивные меры борьбы нужно экономить
«Последствиями разрушения формировавшейся десятилетиями системы социального заказа и господдержки региональных СМИ может стать общая деградация рынка СМИ (и региональных, и федеральных) и возвращение к моделям существования, давно забытым с лихих 90-х годов», – сказал в ходе дискуссии Иван Еремин. – Нужно не разрушать СМИ, а способствовать развитию рынка региональных медиа, поддерживать СМИ, вплоть до создания национальных резервных фондов для поддержки региональных СМИ, в формате как ежегодных грантов от различных министерств, так и целевых субсидий».
«В классическом понимании рынка региональных СМИ у нас нет. Да и не может быть на этом этапе развития России. Россия – уникальная страна. У нас исторически медиа рассматривались как институт выполнения государственных функций, а не механизм получения дохода, как за рубежом. За последнее время, по сути, мало что изменилось, и подлинный медийный рынок практически отсутствует», – заметил гендиректор «ФедералПресс».
«Сейчас основные деньги на федеральном уровне получают федеральные СМИ и пиар-агентства, которые формируют образ бесполезности региональных медиа. Отмечу, что региональные общественно-политические СМИ на 50–90 процентов выживают за счет госконтрактов. А контракты на информационное освещение деятельности власти – это не привилегия, а обязанность власти. Эти заказы некорректно рассматривать как баловство «региональных баронов», это их ответственность, в частности перед центральной властью», – сказал Иван Еремин.
По словам гендиректора «ФедералПресс», в данный момент у нас нет единого рынка СМИ, а федеральные и региональные издания живут в совершенно разных реалиях. «На текущем историческом этапе крайне важно, чтобы на федеральном уровне при Общественной палате, Госдуме или других федеральных институтах сформировался совещательный орган, куда бы входили представители региональных медиа и где бы обсуждались основные проблемы рынка, столь социально значимого для регионов. Хорошая идея видится мне и в создании национальной ассоциации региональных СМИ, включении ее представителей в работу различных комитетов. Необходимо также выработать методики решения проблемы перераспределения рекламных потоков как от органов федеральной власти, так и госкорпораций из федерального центра в регионы. Более детальные предложения о механизмах развития рынка региональных СМИ мы направим участникам комитета уже в ближайшее время для изучения», – констатировал Иван Еремин.
Обсуждения новой законодательной инициативы будут продолжены в ближайшее время. Парламентарии твердо намерены принять данный закон. Очевидно, что благодаря информационному комитету Госдумы принять законопроект без учета мнения представителей СМИ и экспертного сообщества будет сложно. Однако какие именно замечания учтут чиновники – пока неизвестно. В любом случае, в прежней редакции законопроект ударит не столько по рейтингам местных руководителей, сколько по региональным СМИ, которые и так с трудом остаются на плаву в новых рыночных условиях.