Самый высокий индекс приоритетности присвоен задаче обеспечения устойчивых темпов экономического роста территорий в документе, который на днях подписал Шолбан Кара-оол. В инвестиционной стратегии Тувы подъем территорий предполагается осуществить за счет формирования зон опережающего развития. Второй по важности обозначена задача устранения транспортной изоляции Тувы. Сугубо социальные проекты, направленные на улучшение уровня жизни населения, заняли в перечне приоритетности третью позицию.
Самый высокий индекс приоритетности присвоен задаче обеспечения устойчивых темпов экономического роста территорий в документе, который на днях подписал Шолбан Кара-оол. В инвестиционной стратегии Тувы подъем территорий предполагается осуществить за счет формирования зон опережающего развития – теме, которую глава республики поднимал неоднократно. На Красноярском экономическом форуме в феврале прошлого года тувинский премьер смело вступил в дискуссию о создании территорий опережающего развития на Дальнем Востоке и в Сибири. Второй по важности обозначена задача устранения транспортной изоляции Тувы и обеспечения свободного доступа республики к дорожной сети России и международным путям сообщения. Сугубо социальные проекты, направленные на повышение благосостояния и улучшение уровня жизни населения, заняли в перечне приоритетности третью позицию. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«На самом деле градация стратегических целей инвестиционной политики достаточно условна, но новизна и ценность ее в том, что мы, пожалуй, впервые за постсоветское время официально закрепили главенство инвестиций в экономику над вложениями в социальную сферу, – пояснила смысл формирования стратегии развития республики замминистра экономики Тувы Людмила Трусова, которая представляла проект правительству. – Такой расклад не означает, что детсадов или сельских клубов, например, будет строиться меньше».
До сих пор вся экономика Тувы в силу географических особенностей и исторически сложившегося расселения строилась на оси восток – запад, вдоль основной региональной автомагистрали от Кызыла до Ак-Довурака. Поэтому территории, которые оказались вдали от этой оси, фактически остановились в своем развитии, а по мере структурной перестройки экономики Тувы в условиях рынка, когда жители стали мигрировать в экономически активные районы, особенно в столицу республики, над ними и вовсе нависла угроза деградации.
Переломить наметившийся дисбаланс в экономике осевых и неосевых районов планируется созданием территорий опережающего развития (ТОР) по кластерному принципу, в которых благодаря специальным налоговым режимам будут предоставлены условия для привлечения частных инвестиций, ускоренного промышленного освоения, роста предпринимательской инициативы.
Решать эту задачу власти Тувы намерены в два этапа. На первом, который фактически уже начался, будут выделены ТОРы, объединяющие однородные по социально-экономическому уровню районы. На втором в границах этих ТОРов предстоит определить центры развития, которые станут опорными точками экономического роста всей зоны.
Макрорайонирование Тувы, проведенное специалистами Минэкономики, представило следующую структуру территорий опережающего развития. На западе республики будет образован аграрно-индустриальный кластер с центром промышленного развития в городе Ак-Довураке, где планируется возродить производство на одном из крупнейших в России месторождений хризотил-асбеста – минерала, служащего сырьем для изготовления более чем трех тысяч изделий в самых различных областях техники. Вокруг этого производства предполагается сформировать еще как минимум три кластера – аграрный, легкой промышленности и строительных материалов.
Восточная Тува, территория которой почти полностью занята лесами, открывает возможности для создания туристско-рекреационной зоны. Эта зона на протяжении нескольких последних лет активно осваивается несколькими крупными горнодобывающими компаниями, а также лесозаготовительными предприятиями. Параллельно с профильным производством по мере выхода на запланированные мощности они постепенно наращивают свое участие и в проектах развития туристической инфраструктуры – сети баз отдыха, строительстве дорог и т. д. В минэкономики республики рассчитывают поддержать эту тенденцию преференциями, которые дает статус ТОРов.
Полностью аграрным макрорайоном с выраженным уклоном на мясное животноводство видится министерству экономики специализация южных районов республики – Тес-Хемского, Эрзинского, Овюрского и Монгун-Тайгинского. Тем более что положение приграничных территорий создает для них определенные трудности с точки зрения промышленного освоения. Дополнительным направлением, способным повлиять на экономическое развитие этой зоны, считается ее достаточно мощный туристско-рекреационный потенциал – на землях этих районов, в частности, располагается уникальный в мировом масштабе биосферный заповедник «Убсу-Нурская котловина», который к тому же признан одним из самых интересных для туризма мест в России.
Разумеется, отдельным, фактически уже сложившимся кластером являются территории вокруг столицы Тувы – города Кызыла. Здесь сконцентрировались основные энергетические, промышленные, строительные мощности, управляющие центры и другие важнейшие ресурсы. Город является крупным торгово-транспортным узлом всего региона, обеспечивающим транзит грузов на все остальные территории. Однако его дальнейшее развитие, по мнению специалистов, во многом напрямую зависит от темпов экономического подъема остальной республики и, в частности, уже упомянутых ТОРов.
«Для правительства республики конечный эффект зонирования по территориям и отраслям опережающего развития заключается в формировании целостной схемы, которая будет служить основанием и руководством к принятию взвешенных управленческих решений по оптимальному распределению производительных сил в границах Тувы, – убеждены в минэкономики. – Для республики и ее населения концентрация инвестиций на ускоренном развитии районов, объединенных в производственные кластеры, – это, на наш взгляд, единственная на сегодня возможность приблизиться к стандартам, по которым живут регионы Сибири».
В определенной степени работа над воплощением новой инвестиционной стратегии в реальность уже идет, поскольку практической моделью для ее формирования послужил губернаторский проект «Одно село – один продукт», объявленный по инициативе Главы республики Шолбана Кара-оола три года назад. Именно в его рамках были намечены первые предварительные контуры макрорайонирования Тувы по ТОРам, оценен ресурсный потенциал отдельных территорий, вплоть до каждого поселения, и даже определены силы, на которые власти республики смогут опереться в процессе реализации.
Еще в конце 2013 года президент России Владимир Путин в ходе оглашения послания Федеральному собранию предложил создать сеть специальных территорий опережающего развития, которым будут предоставлены особые условия для организации несырьевых производств. Руководитель страны предложил создавать ТОРы на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и Забайкалье, а также на территории Красноярского края и Хакасии. Эту тему активно поддержал Шолбан Кара-оол, который год назад на Красноярском экономическом форуме смело вступил в дискуссию о создании территорий опережающего развития. Глава Тувы довольно эмоционально выразил несогласие с некоторыми сибирскими губернаторами, предлагавшими не разбрасываться на создание многочисленных ТОРов, а сконцентрироваться на ключевых точках. Шолбан Кара-оол такой подход назвал контрпродуктивным, заявив, что он может привести к усилению уже имеющейся социально-экономической дифференциации между субъектами федерации. В качестве конкретного примера премьер Тувы назвал проект создания Енисейской территории опережающего развития, которая могла бы сформироваться вокруг проекта строительства железнодорожной ветки Кызыл – Курагино.
Что касается проекта строительства железной дороги Кызыл – Курагино, то его перемещение в инвестиционной стратегии на второе место объясняется новым этапом реализации. В свое время республика сделала все от нее зависящее, чтобы вывести его на федеральный уровень. Сегодня стройка включена в число десяти крупнейших инфраструктурных проектов России, полностью перейдя в компетенцию федерального правительства и даже став объектом международного партнерства. В частности, после заключения в мае 2015 года президентом РФ пакета соглашений с главой Китая прорабатываются вопросы участия в строительстве тувинской железной дороги китайских инвесторов, а также продолжения ее дальше, до соединения с сетью дорог стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Тем не менее обозначенные приоритеты стратегии инвестиций глубоко взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Развитие периферийных территорий региона невозможно рассматривать вне проекта ликвидации транспортной изоляции Тувы не только потому, что без железной дороги немыслим вообще экономический подъем республики. Есть и не менее очевидная обратная связь – строительство и эксплуатация железной дороги будут весьма затруднительны, если сама республика окажется не готова участвовать в проекте своими трудовыми, производственными, сырьевыми и другими ресурсами.
«Объемы расходов на социальные проекты останутся прежними, возможно, даже увеличатся, однако сами эти проекты будут тесно увязаны с перспективами промышленного развития конкретных районов и поселений, с экономической целесообразностью – заявила замминистра экономики Тувы Людмила Трусова – Социалка должна идти за производством, а не наоборот».