В Челябинской области усиливается влияние региональной исполнительной власти. Фактически во всех городах отменены прямые выборы мэров. Теперь руководить муниципалитетом будет один человек, назначенный специальной комиссией. Почему уходят мэры и кто будет править по-новому – в материале «ФедералПресс.Урал».
В Челябинской области усиливается влияние региональной исполнительной власти. Фактически во всех городах отменены прямые выборы мэров. Теперь руководить муниципалитетом будет один человек, назначенный специальной комиссией. Почему уходят мэры и кто будет править по-новому – в материале «ФедералПресс.Урал».
Глава Южноуральска Евгений Соболев сложил свои полномочия. На этой неделе мэр подал в отставку по собственному желанию в связи с избранием его в новый созыв городского собрания депутатов. На самом деле это не единичный пример, это система. Города Челябинской области один за другим возвращаются к одноглавой системе власти. Так поступили уже Челябинск, Миасс, Озерск, готовятся к таким решениям другие города.
Отметим, что в 2010 году все было с точностью до наоборот. Когда Михаил Юревич менял пост мэра Челябинска на должность губернатора, в его команде возник вопрос, на кого можно оставить главный город области. Однозначного ответа не было. Тогда и возникла идея ввести в дополнение к посту главы города должность главу администрации. Уже в мае 2010 года соответствующее решение приняла городская дума. Мэра стали выбирать из числа депутатов, а главу администрации стала назначать городская дума по результатам конкурса.
Тогда, пять лет назад, глава Челябинска Станислав Мошаров стал выполнять представительские функции, работать с иностранными делегациями и гостями федерального уровня. А сити-менеджер Сергей Давыдов выполнял черновую работу, отвечая за качество дорог, состояние транспорта, готовность коммунальных служб, вопросы озеленения. Такой опыт разделения власти был позаимствован на Западе. Однако в России система не прижилась. Челябинская область – яркий тому пример. Между теми же Мошаровым и Давыдовым периодически возникали трения. Кроме того, сам институт сити-менеджеров на Южном Урале критиковать начали с момента введения политические оппоненты Юревича. Потом стали выражать недоумение многие предприниматели и обычные горожане. «Непонятно, кто в городе хозяин. Когда был Михаил, все было понятно. А теперь двое. И каждый тянет одеяло на себя», – отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» руководитель одного из подразделений администрации Челябинска.
В то же время сити-менеджеры быстро распространились по региону. Часто при этом не обходилось без конфликтов. Больше всего проблем возникло в Миассе, где глава города Игорь Войнов конфликтовал со всеми, кто занимал должность главы администрации. Масла в огонь подлила история главы администрации Виктора Ардабьевского, который был задержан силовиками и обвинен в организации заказных убийств.
Напомним, что Михаил Юревич высказывался за двуглавую власть прежде всего в Челябинске. А в малых городах отстаивал прежний подход – мэры должны избираться: «Моя позиция по малым городам известна – я сторонник прямых выборов мэра, – подчеркивал Юревич. – Человек, избранный прямым голосованием, несет прямую ответственность перед своими избирателями. Получается меньше конфликтов внутри коллектива, который управляет городом». В то же время выяснилось, что в закрытых территориях области система разделения власти эффективна. «В трех наших ЗАТО работают сити-менеджеры, но конфликтов там нет», – отмечал Михаил Юревич.
Обратный процесс начался в нынешнем году, уже при новом губернаторе Борисе Дубровском. В конце августа 2015 года Законодательное собрание приняло изменения в реестр должностей муниципальной службы: из системы исключили должности глав администраций и их замов. Изменения коснулись всех населенных пунктов, за исключением четырех закрытых городов: Снежинск, Озерск, Трехгорный и Локомотивный, где схема управления устанавливается федеральным законом.
Тон обратному процессу задал снова Челябинск. Но возвращение одноглавой системы произошло с одной оговоркой, предусмотренной новым законом. Ныне действующего главу Челябинска не избирали напрямую жители города: Евгений Тефтелев был избран депутатами городской думы по предложению губернатора Бориса Дубровского. Политолог Александр Подопригора напомнил в связи с этим события десятилетней давности, чтобы сравнить, что было и что стало. «В 2005 году была жесткая выборная кампания – за кресло главы города боролись Михаил Юревич и Вячеслав Тарасов. Юревич победил. А Тарасов, уходя, провел через гордуму решение, чтобы в Челябинске была двуглавая система управления. Он хотел стать вторым главой. Но Юревич отказался от такой системы. На мой взгляд, вполне логичная позиция – ему нужна была полнота власти. А когда Юревич стал губернатором, то предложил двуглавую схему сам. То есть предложил отказаться от единоначалия – чтобы не было авторитетного легитимного, избранного народом мэра. Таким образом, губернатор хотел сохранить полный контроль над городом. И что же теперь? С одной стороны, в Челябинске снова есть единоличный глава. С другой – процедура его появления политически ущербна. Одно дело, когда народ избирает мэра. Другое – когда его назначают депутаты, 90 % которых – коммерсанты, имеющие бизнес в городе. Конечно, они проголосуют за того, кого предложил губернатор! Ничего личного в сторону Тефтелева – может, он окажется хорошим мэром. Я говорю лишь о процедуре выборов», – уверен политолог.
Теперь так будет и в других городах. Руководители муниципальных образований (за исключением вышеуказанных ЗАТО) будут избираться депутатами местных советов и дум из числа предложенных конкурсной комиссией. Должность руководителей территорий они будут совмещать с руководством администраций муниципальных образований.
В Миассе на прошлой неделе подал в отставку с поста главы города Игорь Войнов. 22 сентября после двух нервных заседаний был назначен исполняющий обязанности. Им стал Геннадий Васьков. За него проголосовали 22 депутата, почти все присутствующие на заседании. Интересно, что по информации от предпринимателей Миасса, у Васькова репутация человека Григориади. Бывший мэр Миасса Владимир Григориади в свое время расколол бизнесменов – он побеждал на выборах, но ряд предпринимателей предъявляли к нему претензии. Кончилось все задержанием Григориади при получении взятки.
Глава администрации Миасса Станислав Третьяков тоже претендовал на должность главы города. Тем более что должность сити-менеджера упраздняется. Однако по ходу голосования снял свою кандидатуру, заявив: «Вижу в собрании депутатов только цирк и клоунов. Я не настолько дорожу своим местом, чтобы дестабилизировать обстановку в городе, поэтому беру самоотвод».
В Магнитогорске 23 сентября на заседании собрания городских депутатов было принято решение о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Магнитогорска. Конкурс пройдет 21 октября. А за два дня до этого состоится заседание конкурсной комиссии.
Отметим, что новая система вызвала возражения ряда общественников, которые отстаивают принцип прямых выборов мэров городов. Так, глава Ассоциации сельских муниципальных образований области Юрий Гурман подал иск в суд. Он потребовал признать недействующей статью 2 областного закона о местном самоуправлении. Именно согласно этой статье главы муниципальных районов, а также городских и сельских поселений региона избираются теперь местными депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. По мнению правозащитника, это положение нарушает конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, а также права граждан. Областной суд Гурману в иске отказал. И тогда правозащитник подал жалобу в Конституционный суд России. «Мы считаем, что отмена прямых выборов противоречит Конституции России. Для небольших муниципалитетов такая схема никогда не будет эффективной. Жители не успели даже ознакомиться с документом, как его (закон) сразу приняли в трех чтениях. Люди выступили резко против такого решения депутатов», – рассказывал Юрий Гурман местным СМИ.