Крупный коррупционный скандал в Министерстве культуры может стоить отставки главе ведомства Владимиру Мединскому. Пока его подчиненные находятся под следствием, чиновник избегает общения с прессой, воздерживаясь от каких-либо комментариев. Официальные лица комментируют ситуацию сдержанно, заявляя, что необходимо дождаться решения суда. Эксперты считают, что министр лишился аппаратной поддержки, но его могут спасти былые заслуги перед Кремлем. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Крупный коррупционный скандал в Министерстве культуры может стоить отставки главе ведомства Владимиру Мединскому. Пока его подчиненные находятся под следствием, чиновник избегает общения с прессой, воздерживаясь от каких-либо комментариев. Официальные лица комментируют ситуацию сдержанно, заявляя, что необходимо дождаться решения суда. Эксперты считают, что министр лишился аппаратной поддержки, но его могут спасти былые заслуги перед Кремлем. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Министерство культуры оказалось в центре громкого коррупционного скандала. Чиновников ведомства подозревают в хищении бюджетных средств, выделенных на реставрацию объектов культурного наследия, в том числе Изборской крепости, Эрмитажа и Новодевичего монастыря. В настоящее время под следствием находятся заместитель министра Григорий Пирумов, начальник имущественного департамента Борис Мазо, трое его подчиненных, несколько руководителей коммерческих фирм, а также начальник подведомственного министерству Центра реставрации Олег Иванов.
По данным «Ъ», уголовное дело было возбуждено ФСБ по итогам проверки Счетной палатой расходования средств федерального бюджета на ремонтно-реставрационные работы в Псковской области на объекте культурного наследия «Ансамбль Изборской крепости» и местного академического театра. По словам источников «Фонтанка.ру» в центральном аппарате силового ведомства, оперативная разработка сотрудников Минкульта велась с начала 2015 года и носила название «Лжецы». В рамках операции ФСБ прослушивала телефоны подчиненных Мединского, чтобы знать, где они встречались, как подбирали нужные компании для конкурсных процедур и «удаляли из процесса тех, кто не был готов платить озвученные откаты». В рамках следственных действий по местам жительства подозреваемых уже прошли обыски. Параллельно они состоялись в самом Министерстве культуры, а также в органах исполнительной власти Псковской области. Глава региона Андрей Турчак накануне заявил, что воздержится от комментариев до решения суда.
Известия о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ведомства у Владимира Мединского вызвали шок. «Для всех нас это настоящий шок. Сейчас разбираемся. Работаем со следствием, окажем всю необходимую помощь», – заявил сразу после задержания своих сотрудников министр. По информации LifeNews, в 2008 году Григорий Пирумов уже проходил по делу о взятке в 300 тысяч долларов, однако это не помешало ему прошлой осенью стать заместителем главы ведомства и даже не шокировало Мединского.
Известно, что о готовящихся задержаниях были заранее проинформированы российский президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. «Безусловно, президенту докладывалось о выполняемых следственных действиях», – сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он заявил, что до вынесения судебного решения по делу в отношении чиновников Министерства культуры говорить о коррупции в ведомстве или признавать кого-либо виновным неправомерно. В самом Минкульте рассказали о начале внутренней проверки. «Мы как никто заинтересованы в установлении истины и наведении порядка», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Защита подозреваемых уже заявила, что министр культуры Владимир Мединский не имел отношения к госконтрактам на реставрацию объектов. «Нет, Мединский к контрактам отношения не имел», – сказал журналистам адвокат арестованного Лефортовским судом Москвы директора имущественного департамента Минкультуры Бориса Мазо Алексей Куприянов.
Однако политическая ответственность, по мнению председателя Псковского регионального отделения партии «Яблоко» Льва Шлосберга, лежит именно на министре культуры Мединском, который не мог не знать, чем занимался его заместитель. «В этой ситуации глава Минкульта должен немедленно подать в отставку», – заявил он в интервью «Коммерсант-ФМ». Политик считает, что при реставрации Изборской крепости были грубейшим образом нарушены все правила. «Даже официальная проверка Счетной палаты установила, что расходование не менее 60 млн рублей из почти 300 млн рублей не подтверждено никакими документами. А качество реставрации подверглось жесточайшей критике специалистов. Эта критика была не услышана Министерством культуры», – добавил он.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что происходящее в Минкульте – часть инициированной президентом системной борьбы за искоренение коррупции во власти. В беседе с «ФедералПресс» Кабанов отметил, что юридических оснований для отставки Мединского пока нет. Помощник главы министерства Роман Пикулин отказался комментировать информацию о планах Владимира Мединского. За комментариями он посоветовал обратиться в пресс-службу ведомства, телефоны которой не отвечают уже два дня. Пресс-секретарь Мединского Елизавета Анисимова также оказалась недоступна для комментариев.
Источник «ФедералПресс» в Госдуме утверждает: об отставке министра начали говорить еще две недели назад. «Это связано с финансовыми претензиями к ведомству», – отметил собеседник агентства. «Подобный скандал, безусловно, не улучшает позиций Владимира Мединского, тем более что члены его команды получили должности уже в бытность его министром», – говорит политолог Станислав Белковский. Он считает, что «с учетом того неприятия, которое фигура министра вызывает у части культурной среды, это может поколебать его позиции вплоть до отставки». С другой стороны, никаких важных аппаратных преступлений Мединский не совершал. Его поставили в 2012 году с вполне конкретными целями – произвести зачистку старой культурной элиты (в частности, директоров крупных музеев и театров) и заменить ее на представителей нового поколения или альтернативных команд, с чем он успешно справился, взяв весь негатив на себя.
Вторая задача Мединского заключалась «в обеспечении внедрения духовных скреп и ограничения финансирования не вполне лояльных власти культурных проектов», с чем глава Минкультуры, в отличие от всех своих предшественников на этом посту, тоже справился. По словам Белковского, учитывая эти заслуги перед вышестоящим начальством, сегодня министр имеет определенный аппаратный запас прочности. Но будущее Мединского будет зависеть от того, удастся ли следствию доказать, что сам министр был заинтересован в этих коррупционных схемах. «Я бы не стал утверждать, что он уйдет в отставку завтра. Но такая вероятность существенно возросла после того, что случилось с его ключевыми сотрудниками», – говорит политолог.
В новейшей истории были случаи, когда арестовывали чиновников министерства и это никак не влияло на судьбу самих министров, напоминает президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Министры и замминистра попадали под следствие достаточно часто, в некоторых случаях удавалось отбиваться, добавляет президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «[Заместитель министра финансов Сергей] Сторчак, например, даже пересидел своего руководителя. За него активно боролся [Алексей] Кудрин», – напоминает эксперт.
Однако сегодня, по мнению Абзалова, ситуация уже иная: грядут парламентские выборы, и, по всей вероятности, кабинет министров будет частично изменен. Мединский при этом не является самым популярным министром. Во главе ведомства он был назначен по протекции Владислава Суркова. После прихода нового вице-премьера – руководителя аппарата правительства Сергея Приходько – позиции Владимира Мединского ослабли, и теперь «аппаратно поддерживать его всеми силами никто не будет». Политолог напоминает, что серьезные претензии к министру возникли еще в августе прошлого года. На встрече с властями Крыма президент открыто поинтересовался у главы Минкультуры, почему выделенные год назад деньги до сих пор не дошли до местных учреждений культуры. При этом ничего вразумительного глава ведомства ответить не смог.
v/syuU57_2lBY
«Я думаю, что это был первый звонок, и после этих слов нужно было организовать служебную проверку, а ее результатами поделиться с федеральными органами. Росатом сам представил в правоохранительные органы результаты внутреннего расследования относительно злоупотреблений, то же самое на первом этапе сделал [глава Минэкономразвития] Алексей Улюкаев», – говорит политолог.
По словам Абзалова, реконструкция – это хорошие возможности для финансового обогащения, поэтому «в крупных агломерациях эта тема всегда была значимой». Чтобы избежать каких-либо проблем в предвыборный период, работы по реконструкции объектов нужно было сделать максимально публичными, привлечь внешних экспертов. «Теперь единственный способ исправить ситуацию – это повлиять на нее имиджево, показать свою открытость. Случаи «отбивания» есть, поэтому важно правильно сформулировать линию защиты. Самая странное – это закрываться и не реагировать на то, что происходит», – говорит эксперт.