Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Эпоха Чиркунова. Предварительные итоги

Пермские чиновники отчитались об итогах восьмилетки

Еще 10 марта губернатор Пермского края Олег Чиркунов попросил чиновников опубликовать в своих блогах на wordpress.com итоги работы за последние восемь лет.

Еще 10 марта губернатор Пермского края Олег Чиркунов попросил чиновников опубликовать в своих блогах на wordpress.com итоги работы за последние восемь лет. «Почти восемь лет назад, 25 марта 2004 года, был подписан указ президента о назначении меня временно исполняющим обязанности губернатора Пермской области, – пишет в своем блоге глава региона. – С этого началась наша совместная командная работа. И сегодня это хороший повод подвести итоги». Губернатор предложил чиновникам определить свои успехи и провалы и обозначить планы на будущее. Установленный губернатором срок в неделю давно прошел, но отчитались далеко не все, включая самого Чиркунова. РИА «ФедералПресс» попыталось помочь губернатору и обобщить успехи и провалы пермских чиновников за время его правления.

Итак, начнем с успехов. Наибольшее количество успехов, как и следовало ожидать, в сфере культуры. Больше всех написал вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм. Концепцию культурной политики Пермского края один из ее идеологов называет уникальным документом, ставящим «во главу угла жителя Пермского края». Среди успехов отмечается «брендирование Перми как культурной столицы», создание музея современного искусства, театра «Сцена-Молот» (который Мильграм почему-то пишет как «театр-сцена МОЛОТ») и пары других музеев, появление фестиваля «Белые ночи Перми». Удвоен объем финансирования культуры до 2,86 % от бюджета края, из которых 7 % (всего-то! А мы думали, как минимум 95 %) направлены на финансирование современного искусства. Правда, в успехи Борис Мильграм записал и то, что еще предстоит сделать –  проектирование новой сцены оперного театра, нового здания художественной галереи и реконструкции Речного вокзала. Кроме того, многие чиновники вписывают в графу «успехи» проект «Культурная столица Европы»: почему они решили, что можно уже хоть как-то оценивать проект, остается загадкой.

Борис Мильграм: Мы не сильно продвинулись в преобразовании городской среды, хотя началась системная работа по внедрению мастер-плана


Результатом всего пермского культурного проекта следует рассматривать развитие туризма в регионе, считают чиновники. Глава краевого минторга Константин Пьянков пишет, что Пермь «появилась на туристической карте страны, о нас узнали в профессиональной среде туроператоров в РФ и за рубежом». Он же отмечает увеличение туристического потока края на 100 тысяч туристов каждый год в течение последних 3-х лет. В свою очередь Борис Мильграм называет туристическую программу края «слабой и недееспособной», а так же финансово не обеспеченной.

Среди других провалов в сфере туризма и культурной политики вице-премьер называет низкий уровень заработной платы в отрасли, так и не решенный вопрос о месте жительства галереи, так и не открытый театр в Кунгуре, а так же тот факт, что до сих пор «не установлена ни одна монументальная скульптура».

Другой масштабный проект «эпохи Чиркунова» – генплан Перми. Начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми Олег Горюнов создание мастер-плана города, генплана и утверждение правил землепользования и застройки Перми записывает в успехи. Впрочем, тут разночтений нет. Провалы кроются в деталях. Олег Горюнов выделяет нарушение плановых сроков приведения карты ПЗЗ в соответствие генплану и тот факт, что ряд территорий города остался без проекта планировки территории (долина реки Егошихи, микрорайон Красные Казармы и др.). Глава города Игорь Сапко к провалам добавляет «недостаточную готовность застройщиков действовать по новым правилам игры», а Борис Мильграм тот факт, что чиновники «не сильно продвинулись в преобразовании городской среды, хотя началась системная работа по внедрению мастер-плана».

Еще одна «острая» тема – дорожное строительство. Чиновникам снова есть чем похвастаться. Игорь Сапко рапортует об увеличении финансирования, росте масштабов дорожного строительства, появлении в Перми качественных дорог, новых развязок. Чиновники минтранса во главе с министром Еленой Громовой добавляют в список успехов создание Единого реестра жалоб по дорогам и стабильную мобильную связь вдоль трасс. Елена Громова как настоящая женщина отдельно выделила, что «вдоль главной магистрали» «посадили цветы».

Среди провалов Игорь Сапко отметил «качество дорожного покрытия, срывы сроков проведения конкурсов по дорожным объектам, недовыполнение планов по межкварталу, проигрыши в судах подрядчикам по причине юридических пробелов в контрактах». А Елена Громова считает, что создать в городе «ощутимые изменения» не удалось: «Это касается и общественного транспорта, включая выделенную полосу, остановок и прочего, и парковок – улицы по-прежнему бесплатно используют для хранения личного транспорта, нарушая интересы остальных жителей».

Пару слов можно сказать про крупные транспортные узлы. Александр Кудрявцев, вице-премьер краевого правительства, ответственный за создание комфортной среды проживания, в своих «успехах» пишет о том, что самолеты теперь садятся не со стороны города (хотя мы регулярно наблюдаем заход на посадку в районе коммунального моста с пролетом над Индустриальным районом Перми). Кроме того, разработаны концепции вокзала Пермь-2 и аэропорта Большое Савино, а сам аэропорт почти передан в краевую собственность. По-видимому, не только Борис Мильграм любит записывать в «успехи» туманные или фактически нереализованные проекты. Хотя оправданием чиновникам может послужить то, что даже для того, чтобы «сдвинуть с мертвого места» эти вопросы они приложили немало сил. Если судить по новостям на региональном сервере.

Константин Пьянков: Пермь появилась на туристической карте страны» (фото - storage.properm.ru)

Еще в «успехах» Кудрявцева железнодорожный обход Перми и «Белкомур», которые включены в стратегию развития ж/д транспорта РФ до 2030 года, а также разрушение монополии на междугородных автобусных маршрутах и пригородных железнодорожных перевозках. В «провалах» консультант отдела транспорта краевого минтранса Павел Темляк отмечает то, что властям «не удалось развить межрегиональную сеть авиамаршрутов».

Среди инвестиционных успехов чиновники выделяют появление в Перми таких брендов как Henkel, Wimm-Bill-Dann, Nestle, Hilton, Mcdonalds, Siemens, Subway, Metro, Castorama, а так же программу развития предпринимательства, появление индустриальных парков, бизнес-инкубатора, биржи субконтрактации и франчайзинга. Правда то, с каким трудом на пермский рынок пробивался тот же McDonalds, никто не вспоминает. Равно как и то, что компания Henkel появилась на территории края за несколько лет до «пришествия Олега Чиркунова».

Точно так же, записывая в «успехи» постройку перинатального и Кардиологического центров, чиновники не упоминают про затягивание сроков и коррупционные скандалы. В «провалах» – Пермская АЭС (не включена в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики РФ), нерешенная проблема «обманутых дольщиков», вопрос с водоснабжением Краснокамска, перинатальный центр в Кунгуре. Глава Коми-Пермяцкого округа Игорь Быкариз в свои успехи записывает донельзя затянутую реконструкцию национального Коми-Пермяцкого драмтеатра. Но оговаривается в «провалах», что объект не сдан в эксплуатацию. Министр физкультуры и спорта Павел Лях добавляет в этот список крупные спортивные объекты: СК «Олимпия», СК им. Сухарева, Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта. Сокрушается лишь, что Пермь не вошла в предварительный список городов-участников ЧМ по футболу 2018 года.

Бодро рапортуют чиновники и об успехах в сфере ЖКХ. И. о. министра ЖКХ Наталья Князева в графу «успехи» пишет привлечение более 6 млрд рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ, что позволило переселить из аварийного жилья почти 8 тыс. человек, а замглавы администрации Перми Сергей Южаков добавляет «стабильное прохождение отопительного сезона». Так же успехом Сергей Южаков считает переход от централизованного управления ЖКХ к системе рыночного взаимодействия и высокий уровень газификации (85,7 %).

В «успехи» чиновники пишут рост зарплаты бюджетников. По словам вице-премьера краевого правительства Татьяны Галицыной, «созданы мотивы и инструменты повышения заработной платы бюджетников». Рост средней зарплаты бюджетников с 2008 года составил в государственных учреждениях 84 %, а в муниципальных – 52 %. При этом Татьяна Галицына отмечает отставание средней зарплаты работников бюджетной сферы от средней в экономике региона.

Наиболее пространно в своих блогах чиновники расписывают успехи в образовании и здравоохранении. Министр образования Николай Карпушин в длинный список отраслевых «успехов» записывает в числе прочего изменение статусов двух пермских вузов, повышение зарплаты научных работников, появление трех школ международного бакалавриата, стипендии школьникам, высокие результаты ЕГЭ, систему электронных дневников, подключение всех школ к Интернету, снижение подростковой преступности вдвое, программу «Мамин выбор», подушевой принцип финансирования, повышенное финансирование сельских школ, строительство новых школ и детсадов, а также закрытие 110 школ, не соответствующих нормативным требованиям. Глава департамента образования Перми Людмила Гаджиева добавляет в этот список гибкую систему оплаты труда учителей, которая, к слову, вызывает у самих работников отрасли массу вопросов.

В числе провалов – наличие ненормативных и аварийных зданий школ, низкая доля молодых специалистов отрасли, низкая зарплата воспитателей детских садов и другое.

Министр здравоохранения Дмитрий Тришкин в своих успехах пишет, что властям «удалось выстроить правильную модель организации медицинской помощи, в которой определяющее значение стал играть участковый врач». Как показатель эффективности реформ он приводит уровень смертности населения. За последние 8 лет этот показатель уменьшился на 22 %. Отдельно министр останавливается на успехах в сфере обязательного медицинского страхования, электронной записи на прием, увеличении зарплаты в отрасли и реконструкции медицинских учреждений. Как проблемы Дмитрий Тришкин выделяет дефицит кадров, износ основных фондов в 67,5 % и проблемы с лицензированием медкабинетов в школах и детсадах.

Об успехах и провалах в социальной сфере наиболее подробно отписалась министр соцразвития Татьяна Абдуллина. В «успехах» она упоминает систему ранней профилактики и выявления социально опасного положения и социального сиротства, а так же первое место среди субъектов РФ по количеству усыновленных детей-сирот. Наиболее спорную новацию – аутсорсинг социальных услуг, Татьяна Абдуллина тоже записала в «успехи». Туда же ушла монетизация льгот, обеспечение жильем ветеранов ВОВ и региональный материнский капитал. В «провалах» – профилактика насилия в семье и детских суицидов, а также тот факт, что властям «не удалось в полном объеме обеспечить охват замещающих семей услугой по сопровождению, обеспечить качество предоставления услуги». Многие считают это прямым следствием аутсорсинга – бизнес экономит на специалистах.

В общем и целом, срез получился очень выборочным – несмотря на просьбу губернатора писать кратко, многие чиновники в запале трудолюбия написали длинные тексты с множеством аббревиатур и цифр. Поэтому Олегу Чиркунову предстоит большая работа по приведению всего этого объема информации к общему знаменателю. Правда, во многих случаях, жители края поспорили бы с чиновниками о том, что есть «успех», а что «провал». Замглавы администрации Перми Надежда Кочурова, например, в «успехи» записала создание безбарьерной среды для инвалидов, которой в Перми не было и нет – есть только программа. Отделить зерна от плевел, а цифры и «программы» от реальной жизни предстоит губернатору. Надеемся, этот текст ему хоть немного, но поможет.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.