«ФедералПресс.Юг» продолжает публикацию материала о госкорпорации ОАО «Курорты Северного Кавказа». В первой части эксперты нашего агентства назвали риски для инвесторов и предположили, почему затягивается процесс создания туристического кластера. Во второй части авторитетные международные организации оценивают экологические риски и построение пиар-компании КСК.
«ФедералПресс.Юг» продолжает публикацию материала о госкорпорации ОАО «Курорты Северного Кавказа». В первой части эксперты нашего агентства назвали риски для инвесторов и предположили, почему затягивается процесс создания туристического кластера. Во второй части авторитетные международные организации оценивают экологические риски и построение пиар-компании КСК.
Переживания экологов
Специалисты в области туризма отмечают, что горнолыжные проекты КСК страдают гигантоманией и не оправданны экономически. Как писал «ФедералПресс.Юг», ученые Кавказского заповедника и Адыгейского госуниверситета сомневаются в обоснованности решения о размещении в Республике Адыгея горнолыжного курорта. Их поддержали не только представители общественных организаций, но и председатель комитета госсовета Адыгеи по туризму, спорту, экологии и природопользованию Рамазан Бричев, член комитета госсовета по культуре, заслуженный турист Адыгеи Иван Бормотов, директор санатория «Лагонаки» Заур Жанэ. Специалисты в области туризма отметили, что республика имеет огромный потенциал для развития других видов отдыха.
Российский и международный «Гринпис» призывали французских инвесторов отказаться от участия в реализации «нерационального проекта, нарушающего российское федеральное и международное природоохранное законодательство», несущего «экологическую опасность уникальным природным объектам всемирного значения».
«Мы вовсе не выступаем против туристического развития Северного Кавказа. Наоборот, считаем это совершенно правильным и перспективным направлением. Мы протестуем против конкретного варианта туристического кластера, который предлагает ОАО «Курорты Северного Кавказа». У нас есть доказательства того, что этот вариант создает большие природоохранные и экологические риски, – комментировал ранее «ФедералПресс.Юг» директор «Гринпис» России Сергей Цыпленков планы по развитию кластера «Лагонаки». – Развитие туристической инфраструктуры не должно проходить за счет уничтожения особо охраняемых природных территорий. Вот и все. На наш взгляд, уникальная нетронутая природа Северного Кавказа является главным конкурентным преимуществом кластера. Изменять ее значит терять это преимущество. Сам горнолыжный комплекс можно построить не за счет охраняемых природных территорий. Но в КСК пошли по другому пути».
По мнению экспертов, горнолыжный комплекс можно было построить не за счет охраняемых природных территорий. Но КСК пошли по другому пути, создав вероятность угрозы для природы
Известный российский политик, экс-заместитель главы Росприроднадзора, а теперь лидер партии «Альянс зеленых – Народная партия» Олег Митволь также входит в число противников строительства на охраняемых природных территориях. «Я не до конца понимаю план развития этой корпорации и не понимаю, где конкретно они собираются делать элементы инфраструктуры, лыжные трассы, дома для проживания, но важнее всего то, чтобы развитие проекта не происходило за счет особо охраняемых природных территорий. Я не против того, чтобы кататься на лыжах, но необходимо учитывать сохранение природных ландшафтов», – рассказал «ФедералПресс.Юг» Олег Митволь. «В других странах при создании таких курортов стремятся, чтобы человеческое воздействие было минимальным. Если все-таки на этих территориях будут развивать курорты, то это чревато нарушением экосистемы. Последствия могут быть любыми: начиная от оползней и заканчивая изменением ландшафта», – предостерег он.
В то же время Владимир Кревер, руководитель программы по биоразнообразию WWF России, считает, что степень нанесения ущерба природе от любой хозяйственной деятельности человека зависит от применяемых им технологий. «И, по счастью, развитие рекреации, горнолыжного спорта, экологического туризма, в принципе, позволяет использовать уже хорошо известные и отработанные технологии, которые минимизируют ущерб природе. Дальше вопрос только в том, насколько современные технологии будут применяться, насколько все это будет хорошо совмещаться с условиями природы Кавказа», – поделился своим мнением с «ФедералПресс.Юг» эколог. «То, что хорошо работает на равнине, не всегда будет хорошо работать в горах. Здесь надо говорить о каждом конкретном курорте и о каждом конкретном технологическом решении. Насколько мы знаем, глядя на список инвесторов, которые участвуют в этом процессе, включая французов, корейцев, в общем-то, это достаточно известные в мировом масштабе структуры, которые могут и, надеемся, привнесут на территорию России именно самые современные и передовые технологии, которые если и не сведут к нулю потенциальный ущерб, то хотя бы минимизируют его», – рассказал собеседник.
Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис» России Михаил Крейндлин настроен не столь оптимистично. В своем интервью экспертному каналу он рассказал, что из пяти первоначально планируемых курортов (Лагонаки, Мамисон, Матлас, Архыз, Эльбрус-Безенеги, какие-то добавились в Ингушетии), четыре расположены на федеральных особо охраняемых территориях. «Так, например, курорт Мамисон располагается на территории Северо-Осетинского парка, курорт Архыз – на территории Чегемского заповедника. Это – древнейшие территории Кавказа, – пояснил эколог. Соответственно, мы считаем, что развитие курортов, по крайней мере, на территории заповедников, во-первых, нарушает законодательство, во-вторых, грозит серьезным ущербом, как бы экологично ни велось строительство».
Из пяти первоначально планируемых курортов четыре расположены на федеральных особо охраняемых территориях
Крейндлин напомнил, что курорт Лагонаки, попадающий на территорию кавказского заповедника, является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. «И Комитет всемирного наследия неоднократно указывал, что любое воздействие на этой территории ведет к нарушению. Мы совершенно не против развития курортов, но считаем, что они должны создаваться не на территории особо охраняемых зон и не на такой большой площади как Большой Кавказ. Это наша позиция, – твердо заявил собеседник. – Если все же строительство, невзирая на законодательство и предостережения экологов, будет вестись, то причинение вреда растениям и животным, занесенным в Красную книгу, неминуемо. Как результат – территории утратят свою ценность. А это, в свою очередь, приведет к нежелательным изменениям среды».
Пиар хромает
Тем временем, как сообщает пресс-служба КСК, корпорация неустанно вкладывает средства в собственное продвижение за рубежом.
Так, например, по заявлению председателя совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа», вице-президента Олимпийского комитета России, сенатора Ахмеда Билалова, презентация курортов Северного Кавказа, прошедшая на Олимпийских играх в Лондоне, стала «положительным шоком» для лондонской аудитории. По крайней мере, именно так заявил он в своем интервью телеканалу «Россия-24».
Кроме того, корпорация вложила $2 млн в создание фильма Федора Бондарчука «Кавказская пленница – 2». По словам руководства корпорации, фильм соответствует маркетинговым задачам компании. Картина продемонстрирует зрителю живописные виды Кавказских гор, познакомит его с бытом и культурой народов республик и развенчает миф о бандитском Кавказе. А это, как уверены в КСК, должно привлечь туристов.
«Аудитория пристрастно смотрит на экран на протяжении фильма, видит какие-то красивые места, а затем выясняет, что это за место и принимает решение туда ехать. Наш фильм ни в коем случае не будет рекламным роликом. Никаких названий продуктов или мест, иначе мы рискуем потерять лояльность зрителя. Это просто Кавказ, горы, перевалы», – рассказал Interfax-Russia.ru заместитель генерального директора ОАО «Курорты Северного Кавказа», сопродюсер фильма Ростислав Мурзагулов.
Тем не менее, не все европейские PR-специалисты считают, что пиар КСК за рубежом ведется на должном уровне. Так, например, Анна Леоненко, директор PR-агентства MediaOst в Берлине рассказала корреспонденту «ФедералПресс.Юг», что продвижение компании, по крайней мере, в Германии, незаметно.
«Если пиар-кампания «Курортов Северного Кавказа» и проводится, то она абсолютно незаметна», – отметила директор агентства. По ее словам, если по местному телевидению время от времени можно увидеть фильмы или ролики о России в целом и каких-либо отдельных ее регионах, то, во всяком случае, не о курортах Кавказа. Как специалист в области пиара, эксперт стремится регулярно отслеживать в СМИ продвижение тех или иных компаний, но каких-либо упоминаний о КСК она не встречала.
Леоненко также отметила, что пиар-кампании в Германии значительно отличаются от Российских. «Здесь иначе составляются пресс-релизы, по-другому строится взаимодействие с журналистами, нежели это принято в России, – рассказала директор MediaOst. – Возможно, организаторам PR-кампании нужно учитывать особенности западного пиара, чтобы добиться успеха».
Впрочем, определенные успехи в плане PR за последний год у КСК действительно есть. Так, еще год назад через поисковые системы практически невозможно было найти сайт организации. Сейчас, как минимум, эта задача решена. Хотя на самом web-ресурсе все равно нет подробной информации о проекте создаваемого туристического кластера, а лишь общие тезисы.
Справка «ФедералПресс.Юг»:
По данным источников изданий «Коммерсант» и «Интерфакс», ОАО «Курорты Северного Кавказа» создано в 2008 году, в самой компании говорят о более коротком сроке существования - с 2010 года. ОАО создавалось для управления строящимися курортами в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Дагестане и Ингушетии. Корпорация на 98% принадлежит правительству РФ, 2% поделены между ВЭБ и Сбербанком. Среди ее инвесторов – французский госбанк Caisse des Depots et Consignations и корейская Korea Electric Power Corporation.