Top.Mail.Ru
Политика
Чувашская республика
0

Михаил Бабич: Ресурс полпреда должен быть «заточен» под решение наиболее острых задач в регионах

Эксклюзивное интервью полномочного представителя президента в ПФО Михаила Бабича РИА «ФедералПресс». В марте после выборов президента, несмотря на наметившуюся преемственность курса Путина, эксперты все чаще ощущают в воздухе ветер перемен в политическом устройстве страны. Россия стоит на пороге изменения политической ситуации, которую аналитики и политологи воспринимают очень неоднозначно.

Эксклюзивное интервью полномочного представителя президента в ПФО Михаила Бабича РИА «ФедералПресс».

В марте после выборов президента, несмотря на наметившуюся преемственность курса Путина, эксперты все чаще ощущают в воздухе ветер перемен в политическом устройстве страны. Россия стоит на пороге изменения политической ситуации, которую аналитики и политологи воспринимают очень неоднозначно. В  этой связи  фигура недавно назначенного полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, сумевшего показать наибольший результат в стране по абсолютному количеству голосов, отданных жителями округа за Путина на выборах, приковывает к себе особо пристальное внимание политических и экономических элит и экспертов. Ведь от того, какова будет кадровая политика федеральной власти  в отношении института полпредства и какой  стиль ведения дел выберет сам полпред в ПФО, зависит политическая ситуация в 14 регионах округа.

Для того, чтобы удовлетворить интерес политэкономических элит регионов ПФО и раскрыть для себя и читателей фигуру успешного и амбициозного политика, недавно вставшего у руля Приволжского федерального округа, мы организовали встречу Михаила Викторовича с генеральным директором РИА «ФедералПресс» Иваном Ереминым и редактором Западно-Приволжского бюро агентства Алексеем Головенко. Это первое с момента назначения развернутое интервью СМИ, в котором Михаил Бабич рассказал об итогах выборов президента и протестных митингах, раскрыл секрет формирования успешной команды и поделился своим видением проблемы Чебоксарского водохранилища. Об этих и других темах подробнее читайте в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

Тема выборов до сих пор остается актуальной. Насколько вы довольны их результатами?

Абсолютно довольным быть нельзя, но мы, безусловно, удовлетворены теми результатами избирательной кампании, которые получили 4 марта. Если говорить о таком традиционном индикаторе, как явка, то она была выше, чем на прошлых выборах, на 3 %, составила больше 69 % в среднем по округу. Если говорить об электоральном результате, то он в среднем по округу составляет почти 68,2 %, что является вторым результатом в стране.

По количеству избирателей, проголосовавших за нашего кандидата, этот показатель составляет 11 миллионов 135 тысяч человек – первый результат по стране. Наибольшее количество избирателей проголосовало за Путина именно в Приволжском федеральном округе.

Если говорить о чистоте выборов, то, даже принимая во внимание критику (которая звучит, но документально не подтверждена), – все признают, что эти выборы были значительно чище, чем все предыдущие. Как только предлагаешь тем, кто говорит о фальсификациях, подтвердить свои слова результатами записей на веб-камерах, то они сразу начинают отказываться от своих слов, заявляя, что камеры ничего не показывают. На самом деле это не так. Веб-камеры абсолютно точно показывают реальную явку на участках, на них можно посмотреть, принимали ли участие в голосовании по несколько раз одни и те же люди – так называемые «карусельщики». Веб-камеры точно показывают, были ли нарушения в отношении наблюдателей от партий. Также прекрасно видно, как производился подсчет бюллетеней… Как только начинаешь запрашивать такого рода доказательства, сразу наши визави опускают глаза и говорят, что они пойдут, подумают, как подтвердить свои якобы имеющиеся претензии.

Нарушения, безусловно, были. Голосует 109 миллионов человек, сотни тысяч человек задействованы в администрировании этого процесса. Конечно, не может быть, чтобы никто не ошибся, не нарушил, не так понял, не так сделал… Не был, в конце концов, подвержен психологическому давлению и так далее. Тем не менее, количество нарушений было минимальным, и все заявления, которые поданы в прокуратуру, в органы внутренних дел, в избирательные комиссии и судебные инстанции, у нас находятся на особом контроле. Главные федеральные инспекторы в каждом регионе внимательно отрабатывают каждую жалобу и по каждому эпизоду пишут информационное донесение на предмет обоснованности жалоб и наличия фактов нарушения.

Как-то по умолчанию принято считать, что нарушения были допущены в пользу только одного кандидата. На самом деле это нарушения, которые были допущены всеми по совокупности.

Еще раз повторю: результатами выборов мы удовлетворены. Считаю, что они позволяют победившему кандидату иметь карт-бланш, аванс доверия на проведение преобразований, опираясь на выбравшее его большинство избирателей.

Как вы относитесь к протестным митингам и выступлениям, где в ПФО оппозиционеры проявляют наибольшую активность?

Традиционно оппозиционеры проявляют активность в крупных городских центрах, где высока концентрация людей с различными политическими взглядами и различными точками зрения на политические, экономические процессы. Там, где большое количество либерально настроенных избирателей, много вузовской молодежи. В ПФО – это Нижний Новгород, Самара, Пермь, Казань. Но даже в этих городах количество участников так называемых «протестных» митингов не превышает 150 человек. Мы бы, может, и рады были подискутировать на предмет путей развития страны в ближайшем будущем, но особо не с кем. А у тех, кто выступает, не можем почерпнуть ничего рационального.

В последнее время вы провели несколько кадровых перестановок. Будут ли еще кадровые изменения? Какие задачи вы ставите для вновь назначенных главных федеральных инспекторов?

Я расцениваю главных федеральных инспекторов как своих заместителей по территории. На них возложен весь спектр задач, начиная от координирующих и контрольных функций территориальных органов федеральной исполнительной власти и реализации основных приоритетов федеральной политики во всех ее аспектах, до защиты и соблюдения прав и свобод граждан. Но, в то же время, я ставлю и более амбициозные задачи. Главные федеральные инспекторы должны стать партнерами региональной власти по реализации планов социально-экономического развития. И ресурс полпреда, и инспекторов должен быть «заточен» под решение наиболее острых задач, которые стоят в том или ином регионе. Мы должны стать лоббистами тех проблем, которые регионы самостоятельно без нас решить не могут. При этом мы должны быть очень объективны и профессионально погружаться во все аспекты развития региона, и там, где курс областного правительства требует необходимой корректировки, мы должны как партнеры достигать компромиссов с региональными властями, чтобы необходимые коррективы были внесены в интересах большинства населения.

Кроме того, в ближайшее время возникнет еще одна серьезная задача – в связи с изменением федерального законодательства в части некоторых политических процессов (прямые выборы губернаторов, упрощение процедуры регистрации политических партий, подготовка к изменению системы выборов депутатов в Государственную думу). На всех уровнях власти будут, видимо, меняться подходы – децентрализация полномочий обозначена президентом как приоритетная задача. И сейчас идет работа федеральных органов исполнительной власти по расчету наполнения этих полномочий и мандатов, наполнения их бюджетными ресурсами, и в этой работе у нас очень плотно задействованы главные федеральные инспекторы.

Возвращаясь к кадровой политике: из 14 субъектов ПФО главные федеральные инспекторы поменялись в 10-ти. Этому есть естественные причины: в ряде регионов были люди, которые приехали туда как в командировку из Москвы. Были и те, кто не соответствовал возлагаемым на них задачам. Кто-то просто решил сменить работу... Я достаточно консервативен в кадровой политике, стараюсь основательно подходить к вопросу подбора и подготовки кадров, и надеюсь, что состав, который сейчас сформирован, сможет эффективно работать на длительную перспективу.

В то же время для ГФИ одномоментно, значительно изменился функционал. Нагрузка – профессиональная, физическая, моральная –  возросла в несколько раз. Задачи, которые ставились вчера, и те, которые ставятся сегодня, просто несопоставимы по масштабу. Я допускаю, что не все были к этому готовы, и могут еще отказаться. По итогам выборов у нас есть регионы, где не все хорошо получилось. И я считаю, что за результаты выборов должен отвечать не только губернатор, но и главный федеральный инспектор: если население не доверяет власти, если не решаются вопросы, которые люди ставят перед ней, почему только губернатор должен отвечать? Главный федеральный инспектор – это не надсмотрщик, а такое же должностное лицо, которое должно работать в интересах населения.

В основном я доволен той командой, которую удалось сформировать. Люди на данном этапе свою задачу выполнили, и потенциал их высок, но кадровая работа – это живой процесс, и «тонкая настройка» будет продолжена.

Во время работы во Владимире вы проводили политику по привлечению к управлению молодежи. Аппарат полпреда тоже будет активно привлекать к работе молодых и перспективных специалистов? В каких сферах и откуда берется кадровый резерв?

Ротация произошла не только в аппарате главных федеральных инспекторов: мы существенно обновили и центральный аппарат полпредства. Руководящий состав омолодился. Но когда мы на ходу создавали команду, во время избирательной кампании, для нас возраст не был ключевым индикатором при выборе той или иной кандидатуры.

Мы уже спланировали и утвердили у президента план работы с кадровым резервом. Он будет состоять из двух составляющих: из нескольких тысяч человек, входящих в окружной, региональный и местный резерв, мы формируем первую сотню на пять категорий должностей, и к этой сотне «взрослого» резерва сразу подбираем сотню из лучших представителей молодежи. Есть такой инструмент –  Малая академия Государственного управления. Лучшие представители вузов в каждом регионе объединены в группы по 25 человек, которые в течение двух лет проходят доподготовку по специальностям Государственного и муниципального управления. Этот резерв не должен быть виртуальным: каждый человек будет сопровождаться, начиная от стажировки до устройства на реальную работу в органах государственной муниципальной власти. Все эти люди должны находить реализацию на должностях, к которым мы их сейчас готовим. Тем более, что сейчас создаются все условия для прихода на госслужбу молодых, амбициозных людей.

Вы много ездите по округу и уже наверняка хорошо его изучили. Какой регион в ПФО, на ваш взгляд, является лидером, а какой –  аутсайдером (по экономическим и социальным показателям)?

Экономический потенциал и база, которую регионы получили от Советского союза, настолько неоднородна, что искать лидеров и аутсайдеров среди регионов с разной экономикой некорректно. Безусловно, по абсолютному большинству показателей в округе и стране лидером является Татарстан. Но мы должны представлять себе, что база промышленного, налогового потенциала, созданного здесь всем народно-хозяйственным комплексом Советского Союза, несравнима, к примеру, с Чувашией и Марий-Эл. Взять, например, Кировскую область – минимальный уровень газификации, минимальный уровень дорог с твердым покрытием, минимальный уровень развития инфраструктуры в целом. Естественно, это не может не сказаться на возможностях экономики и бюджетов, расходов на социальные направления.

Тут важно смотреть: делают ли глава региона и его команда все, что могут, чтобы извлечь максимум возможностей для развития своего региона, или где-то недорабатывают.

А в остальном – все коллеги стараются, делают максимум возможного, и выборы это показали. По итогам выборов в Госдуму многие пересмотрели свою работу, сделали для себя нелицеприятные выводы, и результаты, которые мы получили 4 марта, были принципиально другими.

Хотя есть и регионы, которые вызывают озабоченность: например, Оренбургская область – крупнейший, богатейший регион. С точки зрения экономического потенциала – один из тех, к кому надо подтягивать другие регионы: 96 % – уровень газификации, отличная инфраструктурная основа для развития целого ряда направлений… И при этом – самый низкий результат голосования. И это традиционно самый низкий электоральный результат, последнее место в округе. И сейчас с главным федеральным инспектором и главой региона мы выясняем, почему при всех инвестициях, потенциале развития, при тех средствах, которые вкладываются в регион из федерального бюджета, жители области так мало доверяют действующей власти. Это предмет для глубокого анализа. Есть еще ряд регионов, в которых мы тоже проводим такую работу.

Какую позицию вы занимаете в споре о поднятии уровня воды на Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров?

Сейчас мы у себя создали рабочую группу, плотно работаем с регионами, которые попадают в зону реализации этого проекта, изучаем их позицию. Одновременно проводим инвентаризацию земельных участков и строений, которые появились в этой береговой зоне, зачастую там, где ничего не должно было быть, чтобы понять, насколько могут быть ущемлены интересы конкретных людей. Но прежде всего, для нас важна профессиональная, экспертная оценка экологических, экономических и энергетических последствий реализации такого проекта, – отметил полпред. – Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация на этот проект, потом она поступит в органы государственной экспертизы, где будет дана комплексная оценка этим документам, безусловно, привлечем и экспертные организации международного уровня, чтобы не было никаких сомнений в компетентности и объективности изучения этого вопроса, и только после этого будет сформирована какая-то позиция власти в отношении этого проекта».

«Аргументов как «за», так и «против» – более чем достаточно. Мы ожидаем, что соответствующая документация в госэкспертизу будет передана в мае, и к этому времени у нас уже будут первые промежуточные профессиональные представления о последствиях реализации такого проекта. Звучит заманчиво, экономические параметры проекта привлекательные, профессионалы в области энергетики говорят о больших преференциях в экономический комплекс всех регионов, которые будут задействованы в этом проекте, но есть позиция региональных властей, есть позиция населения, есть интересы людей, которые, безусловно, могут быть ущемлены. Все это нужно сбалансировать, чтобы осознанно и обдуманно либо приступить к реализации этого проекта, либо отказаться от него.

Вы одним из первых создали комиссию по надзору за системой ценообразования на лекарства, топливо, тарифы ЖКХ. Как сейчас обстоит ситуация с ценами в ПФО, удалось ли где-то достичь реального снижения, удержания или оптимизации тарифов?

Таких эпизодов десятки, если не сотни. Сразу после того, как состоялось поручение президента, мы создали на окружном уровне соответствующую комиссию, в которую вошли все руководители контрольно-надзорных ведомств, а также антимонопольщики, представители правоохранительных органов, организаций и структур жилищно-коммунального комплекса, сфер здравоохранения, лекарственного обеспечения и т. д. Такие комиссии были созданы и в каждом регионе. Окружную комиссию возглавил я, а региональные возглавили губернаторы. Получилась двухступенчатая связка. Плюс контроль: главные фининспекторы, которые мобилизовали общественность, чтобы получать первичную информацию. Кроме того, мы открыли специальный раздел на сайте полпреда. Получилось достаточно источников оперативной информации. И если где-то происходило повышение цен, мы доходили до каждой конкретной автозаправки или аптеки, и в сотнях эпизодов вмешивались и понижали цены на бензин и дизельное топливо, на лекарства, разрешали спорные вопросы при введении новых форм проведения техосмотра и т. д. Комиссия сработала очень эффективно и продолжает работать.

На прошлой неделе я проводил селекторное совещание с главами субъектов ПФО. Одна из задач на сегодня – не ограничиться избирательным периодом, чтобы все это не закончилось после выборов. Работа в этих комиссиях будет продолжена. Четкие параметры возможного повышения уровня цен установлены правительством, все эти решения закреплены местными нормативными актами, и сейчас важно просто не допустить каких-то злоупотреблений, которые могут повлечь за собой резкий рост цен и тарифов на все виды услуг.

Недавно сенатор от Нижегородской области Валерий Шнякин в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» рассказал о том, что члены Совета Федерации будет содействовать полномочным представителям в выполняемом ими по поручению президента контроле за тарифами на услуги ЖКХ, лекарства, топливо и т. д. Сотрудничаете ли вы уже в этом с сенаторами ПФО, и каковы могут быть перспективы такого взаимодействия?

Будем сотрудничать со всеми, кто нам может в этом вопросе помогать. И с Совфедом, естественно, тоже. Также у нас очень большой представительный корпус в Госдуме из депутатов ПФО. Возможностей более чем достаточно.

Кстати, что касается совершенствования законодательства: до 20 марта мы сводим все свои предложения по двум направлениям – во-первых, это изменения, которые необходимо внести в нормативные акты в сфере жилищно-коммунального регулирования (особенно это касается домоуправляющих компаний и их взаимодействия с местными властями в части возможности местных властей влиять на те решения, которые принимаются домоуправляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). И второй блок – предложения в законодательство по лекарственному обеспечению. Все предложения мы обсудим, и дальше через наших депутатов будем вносить в Госдуму, чтобы они трансформировались в конкретные законы.

Проблема в том, что, допустим, то же законодательство в сфере жилищно-коммунальных услуг в прошлом году менялось минимум трижды, не считая десятков нормативных ведомственных актов, которые были выпущены в соответствии с изменившимся законодательством. Вместе с тем, много сфер осталось неурегулированными. По-прежнему у управляющих компаний осталось много лазеек, чтобы вводить новые услуги, повышать цены и недобросовестно исполнять свои обязанности, получая при этом полную плату от населения. Хочется одним пакетом внести набор изменений, который позволит сказать, что нормативная база сегодня достаточна, чтобы власть оперативно реагировала на ценовую политику.

Как вы оцениваете дорогостоящие бюджетные проекты, которые выполняются силами иностранцев? Например, мастер-план Перми: голландцам на изготовление мастер-плана без конкурсов отдано 5 млн евро?

Если говорить о культурных проектах Пермского края, то одна из задач, которую я поставил главному федеральному инспектору Роману Антонову, – изучить общественное мнение, узнать, как само население воспринимает то культурное предложение, которое ему было сделано. Потому что для нас мнение населения является главным критерием. Представители традиционной формы культурного развития края говорят о том, что новшества финансируются из бюджета в ущерб тем традиционным формам, которые культивировались долгие годы… Однако мне не хотелось бы давать никаких голословных оценок, не понимая до конца, так ли это на самом деле. Повторюсь, главное – знать, как к этому люди относятся. Может, им это надо сегодня. Если так, то по большому счету ничего страшного. Если иначе – тема для отельного разговора.

Что касается мастер-плана Перми: если он будет реализован в конкретных строениях, объектах благоустройства, остается снять шляпу и сказать большое спасибо тем, кто это придумал и сделал. Если он останется на бумаге, в компьютерах, но на это будет потрачены деньги, – будут вопросы. Потому что, с одной стороны, 5 млн евро – цифра большая, но с другой – если мастер-план представляет собой, по сути дела, перечень всего, что касается территориального развития Перми – это не Бог весть какие деньги. Это же проектно-сметная документация на реализацию масштабнейшего проекта реконструкции и обустройства города. Если объемы реконструкции, модернизации, благоустройства будут измеряться миллиардами рублей, 5 млн евро – нормальная цена для разработки такого рода проекта. Надо исходить из практических результатов. Думаю, наши коллеги в Перми, которые отвечают за разработку и реализацию мастер-плана, понимают всю меру своей ответственности. Они знают, что такого рода проекты находятся под серьезным общественным и административным контролем, и оценка им будет дана.

Насколько вопросы энергетической безопасности закрыты в ПФО? В какой мере с этой проблемой столкнулись регионы этой зимой, достойно ли вышли из ситуации, есть ли на сегодняшний день дефицит по энергоносителям в округе?

Если говорить о комплексной инвентаризации в составе энергобезопасности, – это вопрос не одного дня. Такая задача поставлена, соответствующий департамент будет контролировать ситуацию и докладывать по всем направлениям. На сегодняшний день дефицита в энергоресурсах никакого нет, есть даже определенные запасы, с переизбытком от нормативного уровня. Что касается состояния объектов коммунальной инфраструктуры, то – аварии были, зима была разная в разных регионах страны… Ну, у нас она была достаточно суровая, даже по традиционным меркам. Были прорывы, аварийные ситуации, взрывы бытового газа. Но в 92 % случаев реагирование и исправление ситуаций происходило в нормативные сроки.

Если оценивать в целом уровень энергетической безопасности и состояние объектов инфраструктуры – мы знаем, что уровень износа этих объектов крайне высок. В ряде регионов – свыше 75 %. Сейчас одна из наших целевых задач – создать условия, чтобы средства на модернизацию инфраструктуры пошли, наконец, в энергетический, коммунальный комплекс. Но нужно, чтобы он не стал черной дырой. Ведь ежегодно направляемый на эти цели объем средств увеличивается, в том числе это выражается в инвестиционной надбавке в тарифах. С другой стороны, мы не видим резкого улучшения состояния инфраструктуры. Нужно внимательно изучить, куда деньги уходят, и сделать так, чтобы количество средств, направляемых на решение этой задачи, конвертировалось в конкретное улучшение состояния инфраструктуры в регионе.

В УРФО существует инфраструктурный проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», направленный на развитие промышленного потенциала регионов, и, несмотря на коррупционные скандалы, окружающие проект, он, по задумке, должен обеспечить для округа рабочие места и стать толчком для развития инфраструктуры местных поселений. Есть ли в ПФО такой проект и нужен ли он в ПФО?

Такие проекты нужны. Но они не должны быть искусственными, они должны быть мультипликаторами межрегионального экономического роста, стартапами для развития смежных отраслей экономики, которые будут так или иначе вовлечены в этот процесс. Одним из таких процессов и является Белкомур. Он сейчас переживает второе рождение. Мы докладывали о нем председателю правительства, он поддержал, дал соответствующие поручения. Сейчас создана рабочая группа, которая в конце марта в Москве проведет заседание с целью окончательно выверить все расчеты и подходы и согласовать их с органами федеральной исполнительной власти для последующего доклада уже о реализации и возможном финансировании этого проекта. Он будет иметь серьезное межрегиональное значение – логистическое, транспортное, повлияет на развитие в регионах различных отраслей экономики.

Наше экономическое подразделение нацелено на отбор такого рода проектов, на подготовку документации, расчетов, обоснований и дальнейшее сопровождение. Мы сейчас серьезно занимаемся, например, развитием транспортной авиации, санитарной и специальной, базовой сети аэропортов – это такие фундаментальные вещи, которые должны повлиять на улучшение инвестиционного климата, повышение экономического потенциала регионов, не говоря уже о развитии высокотехнологичных отраслей, создании рабочих мест и так далее.

А политическая воля на сохранение окружного принципа существования страны есть? Постоянно возникают слухи о грядущем расформировании полпредств…

Мы живем не слухами, а конкретными задачами, их более чем достаточно, и они амбициозные и перспективные. Выбор системы регионального управления экономической и внутриполитической жизни страны – компетенция президента России. Повторюсь, сейчас перед нами стоят задачи серьезные, глобальные и долгосрочные.

Недавно пресс-служба полпредства сообщала о том, что у вас появился интернет-двойник... В связи с этим вопрос – вообще насколько вы интернет-активны?

Я совершенно не активен в Интернете, пользуюсь им только как инструментом получения необходимой информации, а во всех социальных сетях, модных сегодня, не участвую. Тем более странно, что появился какой-то «наш» аккаунт, который, якобы, нами администрируется. О том, что это двойник, мы уведомили общественность, чтобы ни у кого не было иллюзий. Мы не разбирались, кто это был. На каждый роток не накинешь платок. Если кому-то хочется позабавиться – ну, каждому свое.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.