Городские власти в этом году выделили школам 48 млн рублей на приобретение учебной литературы. Однако родителям приходится покупать учебники за свой счет. Обязаны ли они это делать и во что может вылиться сокращение вузов в стране? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью «ФедералПресс» заместителя председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга Марины Шишкиной.
Городские власти в этом году выделили школам 48 млн рублей на приобретение учебной литературы. Однако родителям приходится покупать учебники за свой счет. Обязаны ли они это делать и во что может вылиться сокращение вузов в стране? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью «ФедералПресс» заместителя председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга Марины Шишкиной.
«С введением основ религиозной культуры поторопились»
– С первого сентября в школьную программу ввели новую учебную дисциплину. Так ли необходим курс «Основ религиозной культуры и светской этики»?
– В последнее время в нашем государстве в отдельных сегментах довольно навязчиво насаждается религиозность. Я, будучи человеком, который очень деликатно относится к духовной сфере, все-таки считаю, что внедрение подобного предмета в школьный курс преждевременно и неправильно. В многоконфессиональной стране, так активно продвигать православие неверно. Я не думаю, что школа сейчас нуждается в данном предмете. В школе, очевидно, снизилось качество обучения русскому языку и математике. Думаю, сейчас лучше восстановить уровень подготовки по базовым предметам, а не нагружать детей, в общем-то, факультативными курсами. Те родители, которые захотят, и так приблизят детей к церкви. Но у нас, по конституции, все-таки равные права для верующих и атеистов. Получается, что мы сразу проводим раздел среди детей. А для ребенка очень важно вырасти в общности. Ребенку в школе и так трудно быть не таким, как все, быть «особенным». «Особенность», которая искусственно внедряется, – это огромный минус.
Ко всему прочему возникает вопрос: а кто будет обучать наших детей этому предмету? Есть ли у нас такие специалисты? Думаю, ни школа, ни родители, ни дети пока не готовы к тому, чтобы этот курс вводился в учебные программы.
– Для обучения новому предмету понадобятся учебники. Есть ли информация, сколько Петербург выделяет средств на их закупку?
– На мой запрос вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Дивинский представил затраченные на покупку учебников суммы. По его словам, в этом году администрациям районов СПб выделено 30,3 млн рублей на приобретение учебных изданий. Плюс средства, выделенные администрациями районов. Таким образом, финансирование расходов на приобретение учебников в 2012 году составляет 48 млн рублей. Эта сумма в первую очередь направлена на приобретение учебников для учащихся 1 и 2 классов. В связи с введением «Основ религиозных культур и светской этики» в 4-х классах на бюджетные средства приобретены учебники по данному курсу. Как сообщил Дивинский, укомплектованность школьных библиотек учебниками по всем предметам составляет 77%.
«Школы недофинансируются»
– Тем не менее, родители все равно покупают книги за свой счет.
– За проблемой учебников скрывается очень много. Приобретение учебников за счет средств родителей или принуждение родителей приобретать учебники за их счет носит в Петербурге массовый характер. Это является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации об образовании, а также гарантированных 43 статьей Конституции прав на общедоступное и бесплатное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Но родители учебники покупают. Причем, многие даже не знают, что это обязанность государства.
Для меня учебник – это признак стабильности (вспомним, что прежде учебники передавались из поколения в поколение). Если учебная программа меняется каждый год, конечно, родителям приходится покупать новые пособия. Это создает нестабильность образовательного процесса, которое, конечно, должно быть в хорошем смысле консервативным. Но кто отвечает за эти стандарты? Почему они меняются каждый год?
У меня есть опасение, что в процессе выяснения кто прав и виноват в ситуации с непредоставлением учебников школьникам крайними сделают школы. Я предполагаю, что школы просто недофинансируются. Это колоссальная проблема. Проблема не в отсутствии книг, а в отношении власти к базовой ценности, которая затрагивает каждую российскую семью, – образованию. Я не понимаю: страна нефтяная, нам говорят про нанотехнологии и инновации, а у нас, оказывается, денег на учебники нет. О чем мы тогда говорим?
– Как же решить эту проблему?
– Дивинский сказал, что в 2012–2013 учебном году комитетом по образованию в 337 общеобразовательных учреждениях СПб запланировано проведение экспертиз, включающих анализ укомплектованности школ учебниками. Я же считаю, что ситуация с обеспечением школьников учебной литературой должна быть безотлагательно возвращена в правовое русло.
– Каким образом?
– Во-первых, действительно необходимо осуществить комплексную проверку всех школ города, как предлагает Дивинский. Нужно разобраться, если бюджетное финансирование сохранилось, а родители все же приобретали учебники за свой счет, то кем и на какие цели направлены выделенные денежные средства.
Во-вторых, нужно взять под контроль формирование заказов на учебную литературу. Недопустимо формировать заказы, исходя из возможного количества денежных средств, на «глаз» заложенных в бюджете на приобретение учебников. Такой принцип позволит предусмотреть в бюджетах необходимые денежные средства в полном объеме и осуществить комплектование школ учебной литературой не на 77 процентов, как сейчас, а на 100.
В-третьих, на федеральном уровне нужно ужесточить требования к качественным характеристикам учебной литературы. Сегодня издательства ежегодно переиздают учебники. Результат – несущественные дополнения в текстах, изменение в дизайне. Чаще всего это приводит лишь к изменению нумерации страниц. Учебное пособие должно быть гарантированно качественным: без ошибок и недочетов, требующих ежегодных исправлений.
«Высшая школа превращается в отрасль бизнеса»
– Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что в ближайшую пару лет число вузов сократится на 20%. По какому принципу будет происходить отбор?
– Есть ли у нас вообще образовательная стратегия? Есть страны, где развивается фундаментальная наука, а есть, где покупают ее разработки. Есть страны, которые считают, что их конек – среднее образование, а высшее можно получать в другой стране и не тратить на это государственные деньги. Мы всегда были страной, которая развивала фундаментальную науку, среднее образование, профессионально-техническое, средне-специальное и высшее. В советское время у нас было всё. Процесс образования регулировался. Государство понимало, сколько финансов в эту сферу вложить, сколько необходимо кадров, куда кого распределять и т.д. Когда режим поменялся, рухнула система образования. Новую придумали. Но ее так и не прописали. Я никогда не видела внятной стратегии образования. Вдруг взяли и перешли на Болонскую систему. Вот что, скажем, с бакалаврами сейчас делать? Работодатели не готовы к этому. Что дает нынешняя магистратура? Везде одни университеты стали. Появилось огромное количество коммерческих вузов. Высшая школа стала отраслью бизнеса.
По каким критериям будут сокращать количество вузов? Я нигде не видела такой информации. Я категорически против сокращения вузов в регионах. Никто из выпускников столичных вузов не будет возвращаться работать в провинцию. Все осядут в Москве и Петербурге. Может, будет закрытие, слияние или поглощение вузов, как это произошло с ИНЖЕКОНом и ФИНЭКом. Мне кажется, не всем надо получать высшее образование. В мое время в институте учились хорошисты и отличники. Остальные – в ПТУ. Вообще, я убеждена, что количественные преобразования не могут повлиять на качество.