В Приморском крае на днях завершился очередной международный форум – за месяц после саммита АТЭС прошло уже несколько подобных мероприятий. В регионе собирались рыбопромышленники, строители, аграрии, главы чрезвычайных служб, энергетики. Наблюдатели полагают, что край и его столица добились своей цели – сделать Владивосток центром сотрудничества России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В Приморском крае на днях завершился очередной международный форум – за месяц после саммита АТЭС прошло уже несколько подобных мероприятий. В регионе собирались рыбопромышленники, строители, аграрии, главы чрезвычайных служб, энергетики. Наблюдатели полагают, что край и его столица добились своей цели – сделать Владивосток центром сотрудничества России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Насколько мощный толчок развитию края дал прошедший саммит? Какую службу сослужит Приморью и Владивостоку новая современная инфраструктура? Какие приоритетные инвестиционные проекты придут в регион? Насколько открытой для жителей стала региональная власть? Об этом в интервью с губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским говорили генеральный директор «ФедералПресс» Иван Еремин и корреспондент «ФедералПресс.Дальний Восток» Андрей Волков.
Владимир Владимирович, сегодня активно обсуждаются итоги саммита АТЭС. Оценки самые разные. Говорят и о радужных перспективах для региональной экономики, и о том, что вложения были неэффективны. Что мероприятие дало Приморью, и какие реальные соглашения достигнуты?
Прежде всего подготовка к саммиту – это строительство новой инфраструктуры, которой не было в Приморье никогда. В прессе неоднократно уже озвучивалась цифра – 680 млрд рублей. Но ведь практически все эти средства как раз и были потрачены на инфраструктуру, а собственно на проведение саммита расходы были небольшими.
Что сделали? Например, 150 км новых дорог! Край получил скоростные трассы мирового уровня, по ним приятно и комфортно ехать. Построили современный аэропорт, который позволяет существенно увеличить пассажиропоток. Создана новая образовательная инфраструктура – кампус Дальневосточного федерального университета. В стране второго такого нет, да и в мире немного. У Владивостока – новая коммунальная инфраструктура, которая благоприятно скажется на экологической обстановке.
А три моста! Без них сегодня уже нельзя представить Владивосток. Они стали его архитектурной доминантой. Меня часто спрашивают, а нужен ли мост на Русский остров? Для меня ответ очевиден: Владивосток окружен морем, город также имеет определенные территориальные ограничения с севера, потому что граничит с другими муниципалитетами. И потому остров Русский – это огромная перспективная территория для развития. Его площадь, кстати, равна территории Парижа. А проживало там до недавнего времени всего несколько тысяч человек. Остров практически не развивался, пока не началась подготовка к саммиту. Хотя формально входил в состав Фрунзенского района Владивостока. Теперь мы планируем только на полуострове Саперном построить дома для 150 тыс. человек. Это будет самый комфортный, экологически чистый район.
Построены новые объекты социальной инфраструктуры: новейший медицинский центр ДВФУ, который будет сдан в 2013 году, театр оперы и балета, концертно-спортивный комплекс в районе станции Спутник.
Все это строительство, по сути, и есть ответ на вопрос: как сделать город комфортным для жизни, чтобы у людей было меньше стремления покинуть Владивосток. Эти вложения в инфраструктуру открыли «окна возможностей» для привлечения новых инвестиций в регион. О каком участии инвесторов можно говорить при строительстве интегрированного туристического курорта, если у нас не было бы аэропорта, который способен принимать до 5 млн пассажиров в год? И если бы у нас не было скоростной трассы, по которой можно добраться до места отдыха за 20–30 минут?
Мы сделали гигантский шаг вперед в развитии региона. И сейчас просто надо умело этим воспользоваться. Это как в математике – есть необходимые условия, а есть достаточные. Необходимые у нас уже есть. Достаточные – то, что мы сумели сделать на саммите, пропагандируя полученные нами возможности. Мы сняли инфраструктурные ограничения. А наши гости смогли увидеть другой город по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Сюда стало приятно приезжать и отдыхать, и работать.
Делегация Приморья активно работала на саммите, представив десятки проектов…
Около 20 приоритетных инвестпроектов было презентовано. Проведены десятки переговоров. Все завершилось подписанием важнейших документов, которые позволят привлечь новые инвестиции. Например, подписано соглашение с Внешэкономбанком. Госкорпорация уже инвестирует в автосборочное производство компании «Соллерс – Дальний Восток», в авиационное производство в Арсеньеве, рассматривается вариант финансирования строительства новой дороги Владивосток – Находка. Подписаны соглашения с федеральным Фондом прямых инвестиций, с Фондом развития Дальнего Востока и Забайкалья. Один из крупнейших в мире инвестиционных банков The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ предложил заключить договор о сотрудничестве, который я также подписал в ходе саммита. Компания «Александр Хауз», также один из крупнейших инвесторов, придет, чтобы построить новые микрорайоны. В том числе на полуострове Песчаном, еще одном прибрежном анклаве Владивостока. Так что вопрос, есть ли жизнь после саммита, уже неактуален. Приморье стало центром притяжения – как со стороны федеральной власти, так и со стороны международного сообщества, наших соседей по АТР.
Недавно вы предложили ужесточить ответственность работодателей, нанимающих иностранцев, как правило, из стран СНГ. Вместе с тем в крае остается острой проблема оттока населения на запад страны. Ни одна принятая мера не принесла результата. Люди все равно уезжают. Каково ваше видение решения этой самой большой проблемы края?
К сожалению, у нас пока сохраняется отрицательная миграционная динамика. Я глубоко убежден, что прежде всего мы должны создавать постоянные рабочие места для местного населения и для тех, кто желает переехать в Приморье. И меры, которые сейчас планирует администрация края, нацелены на изменение ситуации.
Основная идея очень простая – создание комфортных условий для жизни людей. Это многофакторное понятие. Вы знаете, например, что Приморье – регион очень динамичных людей? Уровень предпринимательской активности здесь в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране, и сравним с США. Это значит, что бизнесменам необходима современная транспортная инфраструктура. И необходимо снижение административных барьеров, чтобы развивать бизнес, а не тратить время на бесконечные походы по чиновникам.
Нужно снижать сроки оформления участков. С таким предложением я обратился к президенту на заседании президиума Госсовета. Существующие сегодня 255 дней на решение земельного вопроса – это запредельный срок. И это даже даже если все документы оформлены правильно (!) и не требуется исправления ошибок и новых согласований. Мы снизили сейчас этот срок на 44 дня. По еще одному регламенту 193 дня оформления документов сократили на 48 дней. И все равно это очень долго! К примеру, в Сингапуре эта процедура занимает всего 45 дней. И нам к этому надо стремиться. Но чтобы дело сдвинулось, необходимо изменять федеральное законодательство.
Еще один фактор комфортной жизни – это доступное жилье. Тема актуальна для всей страны. И федеральная власть намерена сделать определенные подвижки в этом направлении. Причем я буду лично курировать пилотные проекты по строительству социального жилья в Приморье. Но опять же все упирается в земельный вопрос.
Вы про земли Министерства обороны РФ, о которых говорили с президентом?
Для нас это реальная проблема. Неиспользуемых военными земель Минобороны в Приморье очень много – более 100 тысяч га! Например, поросли бурьяном земли бывших военных совхозов, которые закрылись вслед за воинскими частями. Участки необходимо отдавать под жилищное строительство, под сельскохозяйственное производство, чтобы мы наращивали производство местных овощей и фруктов. Взять, к примеру, Спасский и Партизанский районы. Две аграрные территории, там даже арбузы растут. И там десятки гектаров военной земли, которые никто не возделывает. Причем я не предлагал забрать участки в краевую собственность – пусть она остается федеральной. Важно, чтобы земля находилась в обороте, чтобы была возможность реализации проектов.
Вот, например, сейчас Фонд РЖС строит у нас два микрорайона: в бухте Патрокл и в пригородном поселке Трудовое. Будет построен миллион квадратных метров жилья! Это, к слову, двухгодичный объем всего жилья, возведенного в крае. Подобные проекты избавляют нас от раздражающей всех точечной застройки. А самое главное – массовое строительство приведет к снижению стоимости жилья.
И плюс – модернизация систем образования и здравоохранения?
Конечно же! Новый кампус – это отлично. Но теперь ДВФУ нужно наполнить качественным образованием. К примеру, мы уже создали 10 образовательных программ с университетами США и Австралии, причем преподавание будет вестись на английском языке. Формируется серьезная программа повышения квалификации для преподавателей. Меняется среднее и начальное профессиональное образование. Разработаны совместные программы по целевой подготовке специалистов с авиапредприятием «Прогресс», Объединенной судостроительной корпорацией. Ребята, приходящие на первый курс, уже знают, на каких позициях они будут трудиться и сколько будут получать.
Подытоживая: комфортное жилье, хорошая медицина и образование, гарантирующее приличную работу, – это и есть комфортная среда. Мы к этому сейчас стремимся.
Владимир Владимирович, с первых дней на посту губернатора вы вовлекаете общественность, экспертов к обсуждению и решению тех или иных задач. Каковы результаты взаимодействия? Есть поддержка и понимание?
Есть. И я это ощущаю. Я глубоко убежден в том, что гражданское общество должно принимать участие в выработке тех решений, которые формирует и реализует власть. Поэтому одной из первых инициатив было создание общественных экспертных советов по направлениям работы региональной власти и формирование общественной палаты.
По созданию советов шла довольно длительная работа. Была образована рабочая группа, которая четыре месяца определяла правила и направления деятельности, кандидатуры экспертов. Сейчас мы начинаем формирование 17 общественных экспертных советов, будем приглашать в их состав профессионалов. В состав каждого войдут 12 человек, девять из них пройдут путем рейтингового отбора среди самих кандидатов, троих членов в каждый совет рекомендую я как губернатор. В первую очередь, до конца октября, сформируем восемь советов, самых социально важных. Например, по привлечению инвестиций, по обеспечению населения качественным жильем и по социальной поддержке населения.
Главная задача – экспертиза законопроектов, которые предлагаются администрацией края, их оценка с точки зрения пользы для жителей региона. Кроме того, члены советов смогут сами инициировать решения администрации. Еще одна важнейшая задача – оценка регулирующего воздействия нормативных актов. Как правило, это делают сами чиновники. Мы хотим, чтобы в Приморье такой работой занималась общественность.
А как продвигается создание общественной палаты?
Это следующий шаг. Мы сейчас анализируем опыт других регионов, где не один год работают общественные палаты, изучаем положительный опыт, учитываем негативный, чтобы не повторить ошибок. До конца года, думаю, администрация внесет в законодательное собрание проект закона.
Хочу отметить, что задача общественных институтов – обеспечить эффективное взаимодействие населения с властью. Но это ни в коей мере не ограничит общения жителей со мной или моими заместителями. Я по-прежнему открыт для предложений, которые каждый день приходят и на мой личный сайт, и в мой блог в «Живом журнале». Я их читаю, анализирую, часть из них буду выносить на обсуждение экспертных советов.
Владимир Владимирович, вы также инициировали проведение гражданского референдума. Он принес положительные плоды, по вашей оценке?
Гражданский референдум – это прежде всего возможность социальных лифтов для активных и инициативных людей. Ведь попасть во власть раньше было трудно. Нашей задачей было показать, что это возможно. По итогам референдума, презентаций социальных проектов мы сформировали списки кандидатов в депутаты городской думы. Сейчас я рассматриваю некоторые кандидатуры для приема на работу в администрацию края, для включения в экспертные советы, молодежное правительство. Возможно, на кого-то из них обратят внимание руководители крупного бизнеса.
Кстати, все ждут объявленного вами второго этапа реорганизации администрации края. Прежняя структура была неэффективной? Стоит ожидать новых отставок и назначений?
Одна из причин реорганизации как раз в том, что пока еще существующая структура была громоздкой и не вполне эффективной. В марте, после вступления в должность, я уже предпринял некоторые шаги в этом направлении. И взял полугодовой тайм-аут, чтобы посмотреть, как эта структура работает, изучить, проанализировать. Чтобы в итоге провести преобразования. О чем речь? Прежде всего произойдет укрупнение подразделений: департаментов, управлений, потому что сегодня часть из них дублируют функции друг друга. За счет объединения сократится управленческий персонал, снизятся административные барьеры, уменьшится время хождения граждан между кабинетами чиновников. Безусловно, будет кадровое обновление: придут новые люди с новыми взглядами. Но вместе с тем все, кто честно и эффективно работает, конечно, останутся.
Как складывается взаимодействие вашей администрации с заксобранием? Его нынешний состав избирался до вашего назначения губернатором.
Очень конструктивно работаем. Хотя, не скрою, и спорим. Отстаиваем, бывает, разные точки зрения, но всегда находим компромисс. Как правило, все инициативы, которые я направляю в законодательное собрание, принимаются. Я работаю со всеми политическими силами, чтобы мы достигали результата, важного для жителей региона.
У меня сложилась хорошая практика встреч с депутатами разных фракций, всегда эти встречи открыты и для СМИ. И на все вопросы я стараюсь отвечать честно. Кстати, все депутаты имеют номер моего мобильного телефона, могут легко дозвониться и договориться о встрече. Так что у нас прямой диалог. С руководителями фракций часто встречаюсь, чтобы координировать позиции по тем или иным вопросам. Кроме того, депутаты присутствуют и на заседаниях администрации края.
Сейчас в Приморье началось обсуждение проекта трехлетнего бюджета. Понятно, что уменьшаются поступления из федерального центра, которые были связаны с подготовкой к саммиту. Но как регион будет справляться с возросшими расходами на содержание той же инфраструктуры и ее дальнейшее развитие?
Есть очень простой ответ. Если мы будем рассматривать новую инфраструктуру как источник затрат, то да, денег не хватит. А если как источник дохода, то не все так уж и страшно, как покажется на первый взгляд. Мы будем использовать инфраструктуру для реализации новых проектов. Например, в том же нефтегазовом комплексе. Две трубы уже пришли в регион. Вы знаете, что в Приморье уже построен и действует нефтеналивной терминал в бухте Козьмино, в ноябре нефть дойдет до порта, и мы начнем отгружать ее на экспорт. Там же, в районе Находки, заложен камень в нефтехимическое производство. На втором этапе будет построен завод по выпуску бензина, что крайне важно для нашего автомобилизированного региона. Есть проект завода сжиженного природного газа.
Опять-таки не могу не повториться о туристическом кластере – это будет мощнейший мультипликатор для смежных отраслей. Такой же мультипликатор – автосборочное производство. Еще год назад очень скептически многие относились к тому, что корейские машины будут у нас продаваться. А сегодня «Соллерс» уже 10 % продукции продает в крае. Пришло сборочное производство любимых приморцами японских авто: уже действует производство «Мазды», к концу года появится и «Тойота». Как следствие, все больше людей пересаживаются на леворульные машины, производимые во Владивостоке.
И последний вопрос, Владимир Владимирович. У вас есть рецепт успеха? Как стать «своим парнем» в регионе, куда забросила судьба?..
Никогда не стояло такой задачи – стать своим парнем. Важнее быть искренним, говорить правду, чтобы люди, которые с тобой общаются, тебе верили. И еще надо уметь отвечать на трудные вопросы, не бояться признавать ошибки.
Иван Еремин, Андрей Волков