В Мурманске отметили день атомного ледокольного флота России. 3 декабря 1959 года был поднят Государственный флаг на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». На борту легендарного атомохода, ставшего музеем, прошла пресс-конференция, посвященная итогам работы ФГУП «Атомфлот» в 2012 году. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В Мурманске отметили день атомного ледокольного флота России. 3 декабря 1959 года был поднят Государственный флаг на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». На борту легендарного атомохода, ставшего музеем, прошла пресс-конференция, посвященная итогам работы ФГУП «Атомфлот» в 2012 году. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша из многочисленных событий уходящего года поставил на первое место то, что касалось решения возможных экологических проблем. Наконец-то, предприятию удалось отбуксировать плавтехбазу «Лепсе» на завод «Нерпа», к месту будущей утилизации и осуществить постановку судна на твёрдую основу. «Лепсе» в силу возраста и других причин представляло собой немалые риски, прежде всего, для окружающей морской среды. В случае загрязнения локализовать его было бы очень сложно. В течение ближайших пяти лет судно должно быть утилизировано.
Другим важнейшим событием для предприятия, да и для страны в целом, стало подписание контракта на строительство нового универсального атомного ледокола – головной атомоход проекта «ЛК-60А» будет построен в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Новый атомоход сможет работать как на реках, так и в море, преодолевать многолетние трёхметровые льды. Это означает, что самые труднодоступные районы Арктики станут более достижимыми. А навигация по Северному морскому пути может стать практически круглогодичной, считает генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.
«Ледокол действительно инновационный. В первую очередь по атомной установке, она абсолютно новая, моноблочная, только 4 главных насоса за контуром самого корпуса реакторной установки, всё остальное внутри, что резко повышает уровень безопасности даже на фоне наших надёжных ледоколов. Практически полностью уходим от паротурбинных насосов. Ну и плюс сам ледокол – впервые он сможет преодолевать трёхметровые льды, ширина его позволит стотысячному пароходу за ним идти», – пояснил гендиректор.
Стоить новый головной ледокол будет около 37 млрд. рублей. Два последующих атомохода обойдутся процентов на 10 дешевле. Контракты на их строительство, надеются на предприятии, будут подписаны в феврале-марте будущего года. Появление новых ледоколов повлечёт за собой серьёзную модернизацию и на самом Атомфлоте – потребуются новые доки, новая технология перезарядки ядерного топлива.
Успешно в нынешнем году завершилась летне-осенняя навигация. Впервые по трассам Северного морского пути прошли транзитом 46 судов, общий грузопоток составил 1 млн 261 тыс. 545 тонн. Отличительной особенностью работы по трассе СМП в этом году стали караванные проводки – единичные проводки практически не проводились. Также практически сравнялось количество судов в различных направлениях – с Востока на Запад - 21, и с Запада на Восток – 25 судов. Под иностранными флагами прошло 28 судов из 7 государств (Панама, Финляндия, Норвегия, Маршалловы острова, Либерия, Кипр, Китай).
Впервые был генеральный груз из Китая в Европу. И, самое важное, впервые по трассе СМП прошел танкер-газовоз Ob river с грузом сжиженного природного газа. Газовоз шириной 44 метра, длиной 135 метров прошел по трассе за рекордные 9 суток. При этом, на разных участках трассы его сопровождали три атомохода – «Вайгач», «50 лет Победы», «Россия».
На «Атомфлоте» надеются, что в недалеком будущем перевозки углеводородов, и, главным образом, вывоз углеводородов с Ямала, станут основным видом деятельности предприятия.
К разговорам о том, что льды в Арктике могут растаять и ледоколы останутся без работы, на «Атомфлоте» относятся с иронией. «На наш век, – уверен Вячеслав Рукша, – льдов хватит. В этой ситуации так – если льдов меньше, значит транзит больше, если льдов больше – ну придётся всем активнее работать зимой в Карском море».
Второй год подряд атомные ледоколы Росатомфлота работали на Балтике – два атомных ледокола – «50 лет Победы» и «Россия» в течение одной навигации обеспечивали безопасность судов. В следующем году атомоходы продолжать работать на Финском заливе – планируется, что туда в январе отправится атомный ледокол «Россия».
А еще, возможно, в Санкт-Петербург отправиться легендарный ледокол «Арктика». Он был выведен из эксплуатации и в стране набирает силу движение в защиту корабля за его сохранение в качестве музея. По мнению руководства Росатомфлота, северная столица России – наилучшее место для ледокола, утилизация которого начнется в 2016 году. ФГУП «Атомфлот» готов оказать помощь в переоборудовании атомохода в музей.