Генеральный директор корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин дал оценку произошедшему на прошлой неделе ЧП на производственной площадке предприятия в Верхней Салде. По его словам, причиной аварии стали неправильные действия сотрудника. Тем не менее службы корпорации сработали оперативно. Руководство примет все возможные меры, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.
Генеральный директор корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин дал оценку произошедшему на прошлой неделе ЧП на производственной площадке предприятия в Верхней Салде. По его словам, причиной аварии стали неправильные действия сотрудника. Тем не менее службы корпорации сработали оперативно. Руководство примет все возможные меры, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. О том, как прокомментировал произошедшую на ВСМПО-Ависма аварию глава корпорации, каковы производственные планы компании и что ее ждет в текущей экономической ситуации, – в интервью с гендиректором «ВСМПО-Ависмы».
Михаил Викторович, официальные комментарии о событии понедельника – аварии в цехе № 26 – пресса уже получила. Но хотелось бы услышать вашу оценку того, как действовал персонал ВСМПО в этой нештатной ситуации. И как вообще оказался возможным разлив кислоты в хранилище?
Производство у нас, как любое другое в металлургии, содержит риски, при которых исключать возникновениe аварийных ситуаций нельзя. Другой вопрос, готовы ли мы к аварийной ситуации и как организован на предприятии процесс, чтобы минимизировать вероятность аварий. То, что случилось, это, конечно, плохо. На сегодняшний день правоохранительными органами ведется служебная проверка. Но уже и до официальных выводов понятно, что печальную роль сыграл человеческий фактор, авария произошла из-за неправильных действий сотрудника. Любой такой случай – это проверка работоспособности и системы реагирования и внутри предприятия, и в городе, и в области. Все наши службы отработали правильно, вовремя приняв необходимые меры: пожарная часть быстро развернулась, оперативно прошло оповещение и эвакуация. Конечно, есть некоторые недоработки. Сделаем выводы и предпримем меры, возможно, обучающего характера. Из каждой ситуации надо выносить уроки и стараться избегать повторения в будущем.
Что нового для компании вы привезли из очередной рабочей поездки?
Сейчас такое время, что руководители предприятия вынуждены очень часто ездить в командировки. Например, сотрудники службы маркетинга практически не бывают в Верхней Салде, потому что идет огромная работа по перезаключению контрактов с нашими основными заказчиками: идут постоянные встречи и переговоры. Сейчас обсуждаются контракты до 2022–2025 годов. С нашей стороны нельзя допустить ошибку и продешевить, а наши заказчики стараются получить продукцию дешевле.
Например, Антон Кантор, начальник управления маркетинга и продаж, сегодня ночью снова улетевший в командировку, только за последние два месяца пять раз встречался с представителями компании Airbus. Что нового? Новое – достаточно многообещающее желание наших партнеров увеличить заказы. При этом они демонстрируют жесткую закупочную политику как часть борьбы за эффективность. Поэтому нам нужно делать то же самое внутри нашей корпорации. Это и есть основная новость, которую в ближайшие три месяца мы постараемся донести до каждого сотрудника. Бороться за эффективность можно только по всей вертикали. Очень трудно это делать только сверху.
Михаил Викторович, перед открытием авиасалона в Жуковском прошла информация о том, что корпорация намеревается создать совместное предприятие с компанией Airbus. Но при подписании меморандума заявлений о создании такого СП не было. Означает ли это, что совместное предприятие – лишь слух?
Я не очень знаю, где проходила информация о создании совместных предприятий в преддверии «МАКСа». В Жуковском мы подписали меморандум, в рамках которого уточнили возможность расширения сотрудничества. Мы совместно с этой компанией хотим внедрить механообработку – черновую и, возможно, чистовую. Как я всегда говорил: мы в чистовую одни не пойдем, нам для этого нужен партнер. Партнером может быть или сам Airbus, или один из его субпоставщиков, который занимается конечной механообработкой наших изделий. В меморандуме все так и сформулировано. Один из видов возможного сотрудничества – создание совместного предприятия.
С другой стороны, это может быть долгосрочный контракт с компанией Airbus на механообработку и на обучение нас этой механообработке. В этом случае мы направим инвестиции в новый цех, а компания Airbus предоставит интеллектуальную собственность, то есть научит нас делать черновую механообработку. Это как один из возможных вариантов сотрудничества. Идея совместных предприятий осталась. Какой путь из трех будет выбран, обусловлено, в первую очередь, экономическими показателями.
Изменятся ли объемы заказов под программы Airbus в связи с подписанием меморандума? И почему этот документ был важен для корпорации?
Объемы меняются не от подписания меморандумов. Это зависит от производственной программы самого Airbus. Если он или другой наш покупатель увеличивает производство самолетов, то увеличивается и объем наших поставок на их предприятия. С другой стороны, увеличение объемов нашего производства может происходить за счет того, что мы выигрываем участие в новых программах: мы получаем заказы на новые штамповки, листы, панели. В этом случае валовой объем на одного заказчика тоже увеличивается. Данный меморандум дает нам не объем, а потенциал развития с точки зрения продолжения нашей производственной цепочки: делать не только предчерновую обработку, как сейчас, а идти дальше – до чистовой.
В сентябре состоялись совещания в зарубежных представительствах корпорации, на которых обсуждались перспективы финала 2013 года. Информация, полученная на этих встречах, вселила в вас оптимизм?
Нет, оптимизма не вселила. Подтвердились наши опасения о том, что мировой рынок промышленного титана окажется в условиях глубокого падения, причем самого глубокого за посткризисное время, то есть с 2009 года. Поэтому корпорация приняла решение о снижении бизнес-плана этого года. Мы потеряли порядка 4000 тонн заказов. И это не потому, что корпорация выпускает плохую продукцию или наши цены не конкурентоспособны. Нет, это показатель того, что происходит на мировом рынке промышленного сектора. Снижение будет отражено и в тоннах, и в рублях. Хотя влияние на финансовые показатели будет незначительным за счет того, что мы в этом году наработали дополнительных заказов на авиационном рынке. Все знают, что авиационный рынок более маржинален, чем промышленный, поэтому часть падения тоннажа с промышленного рынка мы покроем дополнительной маржой, полученной на авиационном.
Есть ли уже «скелеты» планов 2014 года?
Предварительный план 2014 года есть. Он доведен до сведения цехов и служб корпорации для расчета всех наших потребностей, чтобы окончательно сформировать бюджет процесса на 2014 год.
Источник: корпоративное издание корпорации ВСМПО-Ависма «Новатор»