Top.Mail.Ru
Политика
ЦФО
0

«Поворота на Восток во внешней торговле мы еще не ощущаем»

Председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев рассказал «ФедералПресс», почему экспортно-инвестиционный форум, который пройдет в ноябре в Москве, станет настоящей ярмаркой, за что китайцы любят хабаровское мороженое и какова роль России в производстве айфонов.

Председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев рассказал «ФедералПресс», почему экспортно-инвестиционный форум, который пройдет в ноябре в Москве, станет настоящей ярмаркой, за что китайцы любят хабаровское мороженое и какова роль России в производстве айфонов.

Максим Андреевич, 20 ноября в Аналитическом центре при правительстве РФ впервые в нашей стране пройдет Российский экспортно-инвестиционный форум (REIF) с участием иностранных компаний и организаций продвижения торговли. Чего вы от него ожидаете?

Мы давно хотели провести такой форум и долго анализировали различные мировые примеры – китайский, корейский, где проводятся большие «ярмарки» – fair. Просто в русском понимании «ярмарка» несет другую коннотацию – это и место встречи b2b-партнеров из разных уголков мира, и демонстрация потенциала, который может предоставить наша страна как экспортер, и открытие для себя новых возможностей импорта, и презентация инвестиционных проектов: страны узнают для себя Россию, в которую можно инвестировать, с которой можно сотрудничать, с которой они хотят сотрудничать. О своем участии в мероприятии заявили около 500 человек из разных стран.

Среди участников наблюдается ли какой-то перевес – например, число заявок из Азии больше, чем из Западной Европы?

Безусловно. Сегодня преимущественно азиатские страны проявляют повышенный интерес к России. Это и Индия, и Пакистан, и Китай, и Индонезия, и Малайзия, и Корея. Восточные государства спешат воспользоваться сложившимся инвестиционным климатом и нынешним восприятием России в мире в сторону увеличения сотрудничества. Кроме того, к нам приедут и участники из Африки, скажем. Россия – это большой рынок, занимающий десятое место в мире, с которым интересно взаимодействовать.

Изменение геополитической ситуации в мире резко повлияло на международные экономические отношения России с другими государствами?

Поворота на Восток во внешней торговле мы еще не ощущаем… То есть мы ощущаем повышенный интерес, а по статистике и по фактическому товарообороту, конечно, так быстро ничего не может поменяться. Все внешнеэкономические отношения складывались годами, и западные партнеры остаются партнерами. Единственное, есть поворот в сознании экспортеров в сторону того, чтобы попробовать начать работать с Азией.

Если взять статистику, то основными торговыми партнерами в январе – августе среди стран дальнего зарубежья были Китай, с которым товарооборот составил $41,4 млрд, Нидерланды – $30,7 млрд, Германия – $30,6 млрд, Италия – $21,9 млрд, Япония и Корея – $14 млрд и $12 млрд соответственно. Понятно, что из-за переоценки рубля в долларовом эквиваленте наблюдается небольшое снижение, но в абсолютном измерении есть даже динамика роста.

Значит, основных партнеров из западных стран мы не потеряли?

Не потеряли и не потеряем. Недаром мы воспринимаем площадку форума как место знакомства, которое будет дальше продолжаться. У нас по-прежнему идет товарооборот с Соединенными Штатами Америки, с Европой. Санкционный список небольшой и касается лишь точечных отраслей – он не такой широкий, чтобы поменять структуру во внешней торговле. Так, 45,7 % российского товарооборота в январе – августе составил Европейский союз, 12,4 % – страны СНГ, 27,7 % – страны АТЭС.

Да, Азия проявляет к нам интерес, а в Европе на все смотрят через призму (это не моральные вопросы все же, и политическими их назвать нельзя) вопросов – хотят ли они или нет. И это влияет прежде всего на желание сегодня начинать отношения с экспортерами. Когда говорят о том, что санкции могут повлиять на взаимоотношения, то говорят о долгосрочном будущем. Но нам хочется, чтобы Россию воспринимали в Европе и везде на Западе как хорошего, надежного партнера, а не как страну, где есть геополитические вопросы. Задача Совета – работать в существующих реалиях и не касаться вопросов политики. А торговые отношения будут нужны всегда вне зависимости от общей ситуации.

Можно наблюдать, что на первый план в качестве торговых партнеров России выходят бывшие союзные республики. Почему?

Страны СНГ являются нашими традиционными партнерами, на них приходится 12,4 % существующего экспорта. Исторически и географически намного удобнее работать с близлежащими странами, нежели со странами дальнего зарубежья. Идет большое взаимодействие и с Казахстаном, и с Белоруссией. Мы как Совет по развитию внешней торговли направляем делегации в Киргизию, в Таджикистан, в Армению. Это делегации бизнеса, которые либо уже работают, либо хотят работать и выходят на взаимодействие с этими рынками. Недавно, к примеру, мы подписали Соглашение с Фондом поощрения экспорта и инвестиций Азербайджана (AZPROMO).

Возрастает роль ЕАЭС, который создан для того, чтобы снять внутренние барьеры в торговле (на эти страны приходится 17,1 %). Идет работа по снятию не только таможенных пошлин (в странах ЕАЭС их уже нет), но и так называемых нетарифных барьеров – препятствий по сертификации товаров и т. д. Я думаю, что в ближайшее время ЕАЭС станет единым рынком, где компании смогут беспрепятственно осуществлять между собой торговлю.

Важно то, что ЕАЭС работает над зонами свободной торговли. Подписано соглашение с Вьетнамом о зоне свободной торговли, в ближайшее время будет подписано соглашение с Израилем и целый ряд других соглашений.

Какие факторы тормозят развитие экспорта в России?

Это, конечно, доступ к дешевым кредитным ресурсам. В других странах предприниматели могут получить кредит под 1, 2, 3 процента. У нас такого нет. Сейчас создан Российский экспортный центр, с которым мы взаимодействуем и в рамках которого работают Росэксимбанк и ЭКСАР. Они снимают часть вопросов, но в любом случае эта тема все равно остается ключевой. Даже достаточно льготное финансирование, которое может обеспечить Росэксимбанк, едва ли сопоставимо с китайскими, корейскими, японскими банками, которые помогают своим экспортерам.

Другой вопрос, с которым мы тоже сталкиваемся, это амбиции самих экспортеров. Знаете, часто бывает такое: приходит завод, который частично производит продукцию на экспорт. Спрашиваем: «Почему вы не развиваете экспортные поставки?» – «Ну, это так дорого, это тяжело, здесь нужны компетенции, нужно понимание рынка, нужно открывать филиалы. А так есть несколько геймеров, они покупают, и нормально». Поэтому амбиции плюс компетенции – это то, чего еще не хватает.

В данный момент запускается программа по подготовке экспортеров: важно повышать их навыки, как выходить на внешние рынки. Мы взаимодействуем с Институтом экспорта Великобритании, в рамках которого дают не просто общее понимание о внешней торговле, а точечные знания – например, готовят специалистов по работе с Индонезией. А Индонезия – это огромный рынок – 250 млн человек. У каждой страны при экспорте есть своя специфика: где-то нужно сотрудничество с местными партнерами, где-то нужно открыть свой филиал – все везде по-разному и требует сильной и упорной работы.

Для выявления амбиционных предпринимателей мы сделали рассылку, которую получают еженедельно все потенциальные экспортеры, которые есть в нашей базе, а их там порядка десяти тысяч компаний. Задачей этого экспорт-дайджеста является демонстрация возможностей внешних рынков, прямо, предметно, точечно, case by case.

Так, предприниматели из Хабаровска производят мороженое, являющееся одним из самых популярных на севере Китая, и наши производители занимают достаточно большой рынок. Или предприниматель из Иркутска выпускает хлебобулочные изделия и экспортирует их в Китай. Надо понимать, что такие большие страны, которые с нами граничат, как Китай, и являются огромным рынком. И когда мы показываем успешные истории, предприниматели задумываются о том, как «переупаковать» себя, чтобы на них выйти.

Наверное, Восточный экономический форум стал эффективной площадкой презентации Дальнего Востока странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)?

Несомненно. Представители стран АТР смотрят с интересом, что будет происходить на российском Дальнем Востоке в ближайшие годы. Мы активно сотрудничаем с Министерством по развитию Дальнего Востока, которое воплощает в жизнь масштабные программы по ДФО.

После форума мы провели встречу с малайзийской делегацией, которая хочет как продавать в Россию, так и покупать у нас. Несколько лет назад такие встречи были вообще экзотикой, а сейчас их становится все больше и больше – нами интересуются и Малайзия, и Индонезия, и Мьянма.

Скажите, пожалуйста, какие основные категории товаров мы экспортируем?

Понятно, что все, что касается нефтегаза, это особенная государственная задача, о ней мы не будем говорить. Мы опережаем другие страны по экспорту всех сырьевых ресурсов. И здесь наша задача – делать глубокую переработку на своей территории. Чем глубже будет переработка, тем больше будет задействовано рабочих мест, тем больше добавочной стоимости будет оставаться на территории страны.

В числе конкурентоспособных товаров у нас кованые диски для автомобилей, программирование, промышленные лазеры, аккумуляторы. У нас есть титановая металлургия. В космических запусках мы занимаем второе место. Мы же можем экспортировать не только товары, но и услуги.

К важнейшим товарам экспорта у нас отнесены и пшеница, и фосфаты кальция, и руды, и концентрат железа, и каменный и коксующийся уголь, различные минеральные удобрения и синтетический каучук. Наши шины для большегрузных машин продаются в страны Латинской Америки и пользуются там хорошим спросом.

Для Китая важна пищевая продукция, потому что это все-таки под 2 миллиарда человек, которых нужно кормить.

Как же китайский импорт? Весь Дальний Восток – это в основном овощи, фрукты, мясо – все из Китая…

В этом плане важно, кто активнее – предприниматели из Китая или предприниматели из России. Между тем большая проблема Китая связана с экологичностью продукции – и воды не хватает, и загрязнение сильное. Поэтому те товары, которые сделаны в России и туда поставляются, считаются экологически чистыми, зелеными продуктами, и они с легкостью попадают на товарные полки в магазинах. Это существенное преимущество для российских экспортеров.

А есть ли какой-то продукт, который производят у нас, и Россия тут впереди планеты всей?

Их много. К нам приходил завод по производству герконов. Производство, находящееся в Тверской области, занимает третье место в мире по выпуску этой сложной высокотехнологичной продукции. Мы впереди по удобрениям. У нас есть несколько компаний, которые являются крупнейшими мировыми игроками на мировых рынках. Компания «Акрон» имеет больше 50 филиалов в разных странах мира. Оказывается, в каждом айфоне есть кристаллы, которые выращиваются на 80 % мирового рынка в России в одной всего лишь компании. Яхты мы делаем на экспорт. Мы заняли в этом году 45-е место в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности, поднявшись на восемь строчек.

Можете ли вы назвать соотношение экспорта-импорта в российской торговле?

За январь – август 2015 года торговый оборот составил $355 млрд, при этом экспорт – $236 млрд и импорт – $119 млрд. Таким образом, сальдо экспорта и импорта положительное в нашу сторону по этому периоду.

То есть экспортируем мы больше, и наша задача –поддержать и научить наших производителей выдерживать иностранную конкуренцию. Для этого нужен маркетинг. Приезжали, к примеру, к нам медовики из Башкирии. У них нет понимания, как войти в сети. Получается, Россия, являясь гигантской территорией, которая подходит для медосбора, не занимает первые места по производству меда. Наши производители разрозненны, и у них не хватает навыков правильной подачи качественного продукта на внешний рынок.

В стране проводится политика по импортозамещению – сможем ли мы больше экспортировать?

Мы импортозависимы по ряду направлений различных отраслей экономики в разной степени. В химической промышленности это 9,7 %, в энергетическом машиностроении – 10 %, в судостроении – 55 %. В плане импортозамещения у нашего бизнеса большое будущее, потому что он может находить иностранного партнера, локализовывать здесь бизнес и занимать эти ниши. Сегодня очень многое для этого делается.

Как вы считаете, мы когда-то можем стать импортонезависимыми или сократить зависимость от экспорта?

Полностью задачи не торговать с иностранными партнерами у нас нет. Это же нормально: что ты что-то покупаешь, что-то продаешь. Перед нами стоит задача, чтобы мы как страна максимально пользовались преимуществами своего рынка и не забывали поощрять тех предпринимателей, которые берутся за сложные и наукоемкие производства.

Экспортно-инвестиционный форум мы проводим вместе с АСИ (Агентство стратегических инициатив) и АЦ (Аналитический центр) при правительстве РФ. Недавно руководитель рабочей группы АСИ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» Андрей Шаронов привел очень хороший пример. Он сказал, что все знают, как выращивать дерево, но траву выращивать сложно. Так вот, трава – это как средний и малый бизнес. Достигнуть какого бы ни было результата невозможно благодаря одному большому точечному прорыву, а он возможен только тогда, когда заработает в целом инвестиционный климат. И мы как Совет являемся маленькой частью этого инвестиционного климата. Мы хотим донести до бизнеса, что их товар может быть продан на внешнем рынке. Мы приглашаем их на REIF поучаствовать, посмотреть, послушать, как другие выходят на внешние рынки. Ну, и не боги горшки обжигают, все получится.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.