Top.Mail.Ru
Политика
ЦФО
0

«Журналистам необходимо объединяться для отстаивания своих интересов»

В Санкт-Петербурге проходит третий медиафорум независимых региональных и местных СМИ Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость». Накануне «ФедералПресс» встретился с одним из соорганизаторов мероприятия, руководителем Центра правовой поддержки журналистов ОНФ и заместителем руководителя исполкома ОНФ Натальей Костенко, чтобы разузнать нюансы проведения мероприятия, а также обсудить основные проблемы, стоящие сегодня перед региональными журналистами.

В Санкт-Петербурге проходит третий медиафорум независимых региональных и местных СМИ Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость». Накануне «ФедералПресс» встретился с одним из соорганизаторов мероприятия, руководителем Центра правовой поддержки журналистов ОНФ и заместителем руководителя исполкома ОНФ Натальей Костенко, чтобы разузнать нюансы проведения мероприятия, а также обсудить основные проблемы, стоящие сегодня перед региональными журналистами. О том, как медиафорум может помочь местным изданиям, какие препятствия для развития стоят перед местными СМИ, а также о том, какие пути для их преодоления существуют, рассказала «ФедералПресс» Наталья Костенко.

Что ждет журналистов на медиафоруме в этом году? Чем он отличается от предыдущих мероприятий?

Этот медиафорум, как вы знаете, проходит уже в третий раз. В первую очередь площадка зарекомендовала себя как место для обсуждения проблем независимых СМИ в регионах, которые не боятся поднимать значимые для россиян темы, несмотря ни на какие ограничения. Напомню, что Общероссийский народный фронт был создан президентом России для осуществления прямых коммуникаций с населением и решения самых острых проблем. И бесценным источником информации, партнерами ОНФ три года назад стали региональные СМИ. Наша задача – поддерживать эти медиа, решая их насущные проблемы.

В этом году у нас состоялись традиционные площадки, в рамках которых прошло обсуждение отраслевых проблем СМИ. При этом особый акцент был сделан на экономику, поскольку экономический кризис затронул и журналистов нашей страны. Ей была посвящена отдельная площадка, в рамках которой ведущие экономисты страны рассказали о происходящем в экономике, стратегии и тактике правительства, рецептах по преодолению кризиса, а также ответили на вопросы региональных журналистов. Мы рассчитываем, что это даст возможность самим журналистам лучше разбираться в происходящем и более грамотно освещать вопросы народного хозяйства, в том числе на региональном уровне.

Кроме того, на повестке дня останется вопрос об открытости органов власти и допуске независимых СМИ к информации о деятельности чиновников. Отмечу, что открытость власти в нынешний кризисный период востребована, как никогда ранее. Чтобы чиновники на местах не нарубили дров, а общество и отдельные его представители понимали, что происходит в стране и какие возможности ему сейчас предоставляет государство. Пока качество информирования оставляет желать лучшего. И в этом смысле СМИ выполняют наиглавнейшую роль, тем более что органы власти выделяют специальные деньги на эти цели.

Отмечу, что повестка медиафорума формировалась по запросам журналистов. При этом, разрушив шаблон некой местечковости региональных изданий, участники нашего форума, в числе прочего, сформировали запрос на глобальную повестку. Поэтому мы пригласили Марию Захарову (официальный представитель МИД России, – прим. ред.), которая рассказала о ситуации, сложившейся во внешнеполитической сфере.

Вы руководите Центром правовой поддержки журналистов. С какими основными проблемами журналистов чаще всего приходится сталкиваться?

Если продолжить разговор в контексте медиафорума, то у нас также представлена широкая программа нашего Центра. В Петербурге мы подвели итоги двухлетней работы. Одним из результатов стала обновленная карта нарушений прав журналистов. За год число регионов с нарушением прав журналистов увеличилось с 30 до 48. Регионы, из которых за последние два года не поступало сигналов о фактах и действиях, мешающих журналистам выполнять свой профессиональный долг, мы удалили из нашей карты (Воронежская и Нижегородская области).

При этом за время работы нам поступило более 200 обращений. Большинство обращений, поступивших в первый год работы Центра, было связано с отказами публичных органов в предоставлении информации и нарушениями прав журналистов в области аккредитации. Не получая важные данные и приглашения на мероприятия, журналисты не могут полноценно осуществлять функцию информирования своих читателей.

В этом году данная категория нарушений занимает второе место (20 % от общего количество обращений), а на первое место попали случаи судебных преследований журналистов (29 % соответственно). Благодаря поддержке, которую нам оказывают Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА) и Федеральная палата адвокатов, продуктивность вмешательства нашего Центра в судебное разбирательство близка к 100 %.

На третьем месте – факты финансового давления на СМИ (нарушения в сфере госзакупок, расторжение договоров и пр.). На четвертом, к сожалению, такие тяжкие преступления, как побои журналистов и порча их имущества (14 %). Необоснованные тарифы «Почты России» и жалобы на качество услуг ФГУП тоже входят в топ проблем журналистов (5 %). Нам приходится защищать права не только независимых журналистов, но и принципиальных журналистов, поднимающих острые проблемы, на страницах районных газет. Когда журналист оказывается перед выбором, что нужно защищать – интересы работодателей или читателей, иногда он встает на сторону последних. И часто за этот выбор потом страдает. Как правило, его пытаются уволить. Ну и еще одна серьезная категория проблем журналистов – это физическое насилие и угрозы в их отношении.

Какие проблемы журналистов вам удалось решить?

Отмечу, что по итогам прошлого медиафорума наш Центр вместе с региональными журналистами провел мониторинг нарушений прав журналистов в регионах. Мы изучали ситуацию с аккредитационными правилами на местах и допуском к мероприятиям органов власти представителей независимых редакций. В итоге мониторинг показал, что во многих регионах права журналистов нарушаются в основном на муниципальном уровне. И когда мы изучили закон, то обнаружили правовой пробел в данном направлении. В законе не была закреплена обязанность органов местного самоуправления аккредитовывать журналистов, в связи с чем чиновники зачастую отказывали представителям СМИ в аккредитации. Понятно, что возникла проблема, потому что Закон о СМИ писался раньше, чем закон о местном самоуправлении. Но по каким-то причинам законодатель не успел это вовремя поправить. Благодаря тому, что активисты ОНФ инициировали внесение соответствующих поправок, в Законе о СМИ теперь прямо закреплена обязанность местных властей аккредитовывать журналистов.

В прошлом году мы решили одну из глобальных проблем телевизионных журналистов. Ранее законодательно был введен запрет рекламы на кабельных телеканалах. Мы поднимали эту тему вместе с башкирскими журналистами, обсуждали ее в Пятигорске на Форуме СМИ Северного Кавказа. В итоге нас, в числе прочих, услышали, и кабельным телеканалам вернули право на рекламу.

Как вы считаете, что больше всего препятствует развитию региональных СМИ?

Проблема здесь комплексная. У нас в стране есть регионы, где независимые СМИ очень хорошо развиты. Я думаю, здесь играет не последнюю роль экономическая подоплека. И тут есть большой задел для дальнейшего улучшения как финансовых инструментов, так и условий рынка. Но вторая проблема – в разрозненности журналистов. Им необходимо более активно объединяться для отстаивания своих интересов. Вместе они смогут лучше защитить свои права. У меня есть хороший пример в лице дальневосточных СМИ. Они создали некоторый неофициальный союз. И сейчас, когда на этих журналистов кто-то оказывает давление (в том числе и судебное), они выступают единым фронтом, оказывая информационную поддержку друг другу, опубличивая происходящее с ними. И это действует.

Мы стараемся своими силами поддерживать СМИ, чтобы снять возникающее давление, помочь им. Так, по итогам первого медиафорума была расширена господдержка (в прошлом году СМИ получили дополнительные 270 миллионов рублей через систему грантов Роспечати на социально значимые проекты). Кроме того, ОНФ проводит свой конкурс, давая людям возможность получить серьезное поощрение за свою работу. Но они и сами должны играть более активную роль, более активно объединяться, чтобы отстоять свои права.

Различные регионы неоднократно попадают в рейтинги расточительства бюджетных средств по разделу «СМИ». Как думаете, где грань между пиаром власти в СМИ и информированием о деятельности органов госвласти?

Напомню, что начиналась эта работа с Сахалина, где на поддержку региональных СМИ тратилось 200 миллионов, а еще 800 миллионов шло на содержание ведомства, отвечающего за коммуникации. Вот об этих расходах, собственно, и говорил президент, когда давал поручение в данном направлении. Второй момент, который мы рассматривали: на что направляются государственные деньги, которые должны обеспечивать право на получение информации, закрепленное в законодательстве РФ. Кроме того, руководители на местах должны публично отчитываться о том, что они делают для улучшения жизни людей. В этом плане мы подходили к анализу ситуации упрощенно. Если информацию размещает региональное СМИ, то это может трактоваться как информирование населения. А если это сюжет на федеральном канале, то, конечно, к информированию собственных жителей он отношение имеет опосредованное.

Сейчас мы углубили эту работу при поддержке правительства и президента, который на прошлом медиафоруме дал поручение повысить прозрачность этих расходов. Чтобы мы понимали, насколько эффективно идет информирование, мы должны понять, что граждане получают за деньги, которые заложены в бюджетах разного уровня на эти цели. Сейчас правительство РФ разработало отчетность, которую должны заполнять все регионы. Там будут указаны виды расходов, их объемы и тематика, на освещение которой деньги были потрачены. Таким образом, содержание этой работы сможет оценивать не только власть, но и граждане, общественность, а также сами СМИ. Мы не выступаем против трат в принципе. Есть много вещей, куда деньги нужно направлять. Опять же для населения важна информация о льготах, о выделении грантов и субсидий. Чтобы не получалась ситуация, когда на поддержку агропрома у нас выделяется множество денег, но сами представители сельского хозяйства об этом не знают. Теперь же, имея представление о выходящем контенте, мы можем улучшать его.

Расскажите, каких конкретных результатов вам лично удалось добиться по линии СМИ? Что было изменено к лучшему, а над чем еще предстоит работать?

По натуре я скромный человек и хвастаться не люблю. Отмечу, что все то, чего удалось добиться за два года работы Центра, это не только мой личный вклад, но и результаты деятельности и Академии Кутафина, и Федеральной адвокатской палаты, и других людей, которые нам помогали, и самих активных СМИ. У нас есть активисты в самых маленьких населенных пунктах, которые своим примером показывают, как можно отстаивать свои права и эффективно информировать население. Они демонстрируют качественную журналистику.

Недавно мы анализировали нашу работу. За последние два года произошло бесспорное улучшение. Например, снизилось число тяжких преступлений в отношении журналистов, исполняющих профессиональные обязанности. Если раньше, пять лет назад, у нас было по семь-десять человек в год, ставших жертвами избиений и убийств, то сейчас число таких случаев значительно снизилось. Последний печальный пример – это Ингушетия. Но, к счастью, правоохранительные органы быстро отреагировали, возбудив дело по очень редко встречающейся 144-й статье УК. Мы тоже занимаемся этой проблемой, разработали рекомендации для журналистов о том, как себя вести в ситуации конфликта, подталкиваем правоохранительные органы должным образом реагировать, выносим проблему в публичное пространство. В целом мы можем отметить, что правоохранительные органы чаще стали возбуждать дела по этой статье: только в 2015 г. – как минимум по пяти случаям. Будем следить, чтобы дела доходили до логического завершения, а нарушители прав журналистов получали самое жесткое наказание за воспрепятствование их законной деятельности.

Но положение дел в отрасли в целом говорит о неком улучшении ситуации в журналистском сообществе. Об этом говорит и работа приемной Центра в рамках медиафорума. Если в прошлом году журналисты жаловались на частные проблемы нарушения их прав, то в этом году большинство обращений касалось системных проблем, требующих законодательного урегулирования. Конечно, в этой сфере работают и другие организации, которые защищают права журналистов. Да и сами СМИ больше стали писать об этих случаях. К тому же в последние годы нам удалось поднять данную проблематику на самый высокий уровень – федеральный, можно сказать, президентский уровень. Все перечисленное сыграло свою роль. И, конечно, улучшениям я очень рада. Не могу приписать эту заслугу только себе. Но мне доставляет удовольствие осознание того, что я внесла свой вклад в эту коллективную работу.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.