Во время предпремьерной презентации картины «Август. Восьмого», выход которой в прокат запланирован на 21 февраля, режиссер Джаник Файзиев дал эксклюзивное интервью «ФедералПресс.Юг». А сам показ отрывков из нового фильма состоялся в киноплексе «Семь звезд» сети кинотеатров «Монитор» в Краснодаре.
Во время предпремьерной презентации картины «Август. Восьмого», выход которой в прокат запланирован на 21 февраля, режиссер Джаник Файзиев дал эксклюзивное интервью «ФедералПресс.Юг». А сам показ отрывков из нового фильма состоялся в киноплексе «Семь звезд» сети кинотеатров «Монитор» в Краснодаре.
Продюсер «Титаника» и «Аватара» Джон Ландау (в центре) на презентации фильма
Джаник, Вы не раз заявляли о своем равнодушии к политике. Изменилось ли Ваше отношение после работы над фильмом о, пожалуй, одном из самых громких международных политических событий последних лет?
Я действительно катастрофически аполитичен и политически безграмотен. Со времен комсоргства в школе искренне пытался изучать политинформацию, читать аналитику в газетах, но выяснил, что принадлежу к категории людей, у которых разговоры о политике всегда заканчиваются тем, что через несколько минут запутываешься, кого и почему сняли или поставили. Люди знают фамилии и биографии министров, я даже их лица запомнить не могу...
«Август. Восьмого» отразил взгляд женщины и матери на мужские игры политиков и военных
Просто неинтересно или считаете политику делом сиюминутным, отвлекающим от глобальных дел?
Это какая-то предрасположенность. Есть люди, любящие математику, а есть те, кто ее не понимает, даже если очень старается. Также есть люди, которые быстро схватывают и представляют, как устроена политическая система. Для меня же это темный лес.
Значит, на ставшие популярными в последнее время митинги не ходите?
Не ходил и, скорее всего, не пойду. Только однажды захотел поучаствовать в политической жизни – в 1991 году. Новость о ГКЧП я встретил у озера Иссык-куль, куда вместе с друзьями поехал отдыхать. Тут же схватил чемодан и отправился в аэропорт. Думал, улечу в Москву, буду бороться на баррикадах... Аэропорт оказался закрытым, самолеты в столицу не летали. На этом моя революция и кончилась. Но знаю точно, если бы остался в Москве, вышел бы к Белому дому. Это был первый и единственный в моей жизни порыв участвовать в большой политике.
На предпремьерный показ в Краснодар приехали исполнитель главной роли – актер Егор Бероев и генеральный директор компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» Вадим Смирнов
Между тем, Вы уже попали в политическую игру. Еще до премьеры «Августа. Восьмого» представители Грузии назвали его «кремлевской пропагандой»...
Помните школьные драки? Когда один мальчишка побьет другого, последний вовсе не отвесит благодарный поклон, а наоборот, будет еще больше обзываться на победителя. Уверен, рядовым грузинам все равно, снимают кино на эту тему или нет. Тем более у меня не было никаких политических амбиций, я не пытался разобраться, прав был президент Медведев или нет, начиная эту войну. Для того, чтобы это доказать, не нужен киноэкран. Меня интересовали совсем другие вещи.
Работая над сценарием, Вы встретились с десятками участников той войны. Какая из встреч поразила больше всего?
Действительно, я поступил банально – взял список награжденных званием Героя России и встречался со всеми, с кем мог. И тут понял, что находился в плену стереотипов. Ведь как у нас представляют военных? Скалозубы, туполобы, солдафоны из анекдота... Но сегодняшние военные, по крайней мере те, с кем мне удалось пообщаться, – яркие, собранные, умные и отлично владеющие современной техникой люди. Они меня просто потрясли!
Все главные герои в «Августе. Восьмого» имеют свои прототипы. На разговор с одним из разведчиков – живущим в Краснодарском крае капитаном Алексеем Ухватовым – я взял ребят, занимающихся компьютерной графикой. Мы просидели восемь часов, и, когда он ушел, ребята сказали: «Поверить в это невозможно! Такое ощущение, что сидишь внутри компьютерной игры, в которой нет кнопок «пауза» или «сохранить».
Бероев снял российских военных в новом формате
О войне 2008 года к сегодняшнему дню снято семь фильмов. В том числе и грузино-американская версия «Пять дней в августе». Вы его посмотрели перед началом работы?
Да, американский фильм смотрел. Ровно пять минут, дальше мне стало скучно. Этот фильм стал наглядным доказательством того, почему кино не может быть политическим. Как только фильм становится таким, убивается художественность. А художественность и эмоции – единственное, что мы можем воспринимать на экране. Когда туда переносят политику, картина становится просто убийственной. Кстати, в результате я оказался прав – «Пять дней в августе» почти нигде в мире не показывали, он остался сам по себе.
Справка «ФедералПресс.Юг»:
Джахонгир (Джаник) Хабибуллаевич Файзиев родился в июле 1961 года в Ташкенте. В 1983 году окончил актерский, а в 1991-м режиссерский факультеты ВГИКа. В 1995 году пришел на телевидение. Самым известным проектом Файзиева стал цикл музыкальных новогодних фильмов «Старые песни о главном» для Первого канала. Режиссер программы «Кинопанорама» (1995), разработчик идеи и режиссер программы «Перехват» (1997, НТВ), режиссер-постановщик программы «Намедни 61–91. Наша эра» (1997, НТВ). С 2002 года возглавляет дирекцию кинопроизводства Первого канала.
В 2005 году Файзиев поставил свой самый известный фильм «Турецкий Гамбит» по мотивам романа Бориса Акунина. В 2008-м стал продюсером фильма «Адмиралъ», а в 2009-м – «Каникулы строгого режима». Режиссер фильма о грузино-осетинской войне «Август. Восьмого», премьера которого намечена на 21 февраля 2012 года.