На днях из Федеральной службы по интеллектуальной собственности пришло свидетельство, подтверждающее, что городу Урюпинску Волгоградской области официально присвоен статус столицы российской провинции. Повлияет ли новый статус на жизнь самих урюпинцев, как должна выглядеть столица российской глубинки, и как развивать туризм в «пуховой» провинции?
На днях из Федеральной службы по интеллектуальной собственности пришло свидетельство, подтверждающее, что городу Урюпинску Волгоградской области официально присвоен статус столицы российской провинции. Повлияет ли новый статус на жизнь самих урюпинцев, как должна выглядеть столица российской глубинки, и как развивать туризм в «пуховой» провинции? Об этом и о многом другом корреспондент «ФедералПресс.Юг» побеседовал с экспертом по геобрендингу, руководителем рабочей группы «52 уик-энда», разрабатывающей проект для новой стратегии Волгоградской области, блогером (степнова.жж.рф) Анной Степновой.
Анна Валерьевна, что дает Урюпинску и региону в целом статус столицы российской провинции?
На первом уровне – известность. На втором – что не менее важно – самим жителям Урюпинска это дает ответы на вопросы «Кто мы? Какие мы? Зачем мы?..» Это тоже важно, потому что это – часть стратегии городского развития, своего рода ключик, позволяющий принимать решения о том, что нужно, а что может и подождать.
Подобный статус возлагает определенного рода обязательства на город и область, и такому гордому званию необходимо соответствовать. Как Вы считаете, как необходимо теперь развивать Урюпинск? Какое направление должно быть приоритетным? Каково ваше видение «столицы российской глубинки»?
Полагаю, что туристическое, причем ориентированное на рекреационный туризм, дающий ощущение тишины, покоя, чистоты и нетронутой природы. Это не значит, что надо предлагать дикие походные условия, но вмешательства в окружающую среду должны быть деликатными. Упрощенно говоря, если принимается решение о строительстве – то лаконичные стекло и бетон лучше забраковать в пользу совершенно кичевого домика с башенками, красоты в провинциальном стиле. Если речь о музыкальном фестивале – надо хорошо подумать, подойдет ли рок или лучше что-то классическое. Здесь есть опасность увлечься фольклором в его самом примитивном исполнении, наляпать в изобилии кафе и гостевых домиков а ля «казачья хата». Понятие «провинция» шире фольклора, хотя и сложнее для воспроизведения. Нужна органичность, «настоящесть», искренность, а это очень сложная задача.
Как ни странно это может прозвучать, но для того, чтобы изобразить провинциальный примитив, нужна очень высокая культура, глубокие знания социокультурных особенностей и места, и страны в целом, понимание менталитета россиян. Ведь здесь должна быть утрированная провинция, отшлифованная рукой художника, дизайнера, декоратора, ее признаки, элементы должны быть акцентированы так, чтобы узнавались с лёту, буквально на уровне подсознания. Это сложная, но благородная задача. Урюпинск активно ищет свою стратегию в экономике идентичности – самом современном направлении геобрендинга. Если раньше ставилась задача удивлять, то теперь она усложнилась: нужно вызвать ощущение «это моё», применительно к Урюпинску – «я дома, у мамы, у бабушки с дедушкой».
Второе направление – это выбор Урюпинска как места жительства для тех, кто хочет жить в спокойном тихом уголке. Бытовой комфорт, идеальные экологические условия плюс доступный интернет и нормальное транспортное сообщение с крупными городами по соседству – это качества идеальной резиденции для тех, кто работает в удаленном режиме и, допустим, хочет без страха отпускать детей во двор погулять. Как в городах есть спальные районы, так и эта территория может стать спальней России.
Насколько мне известно, вы занимались подготовкой и организацией участия Волгоградской области на инвестфоруме в Сочи в 2011 году. Тогда вся Россия увидела знаменитые ажурные чехлы, связанные руками урюпинских мастериц. Откуда взялась такая оригинальная идея? Вам в процессе работы с урюпинцами удалось оценить потенциал этого города?
Не только чехлы, но и пуховый трактор, который вызвал фурор среди участников форума. Выставка еще только монтировалась, а у нашего стенда уже началось паломничество желающих сфотографироваться с пушистым трактором. Идея была сгенерирована по совершенно понятному принципу: в Сочи все участники хвастаются хай-тэковыми придумками, значит, мы пойдем в другую сторону. Хотя хай-тэк был и у нас – проекты мы показывали на огромном экране, который управлялся движением рук. Но все же мы взяли другим: теплом и уютом российской провинции. И к ней всем захотелось прикоснуться. Настолько много было желающих, что пуховый чехол на тракторе пришлось приматывать скотчем, иначе он бы не выдержал такого напора.
Что здесь важно? Первый соблазн был – как раз уйти в фольклор, вывезти в Сочи поющий ансамбль… Но повторюсь: провинция – это не фольклор, он у всех регионов страны свой, провинция – это дом, тепло, уют, это ручная работа в самом широком смысле слова. При этом надо понимать, что в том же Урюпинске на каждом доме грозди спутниковых тарелок, там люди пользуются интернетом точно так же, как и в Москве. Вот это сочетание тепла и уюта с современным хай-тэком и отражает наш сувенир. Недавно я сама съездила с таким чехлом в Москву и получила немало положительных эмоций – у всех, кто замечает контраст пухового чехла и современного планшета, это вызывает улыбку.
Но ведь Урюпинск прославился еще и тем, что в июне 2010 года «Лаборатория Касперского» организовала здесь конференцию «Киберугрозы – взгляд в будущее». Участники мероприятия жили в палаточном городке на берегу Хопра. Как вы думаете, почему выбор пал именно на этот город?
Евгений Касперский на этот вопрос отвечал встречным вопросом: а где еще? На самом деле, конечно, сработала репутация столицы российской провинции. Плюс мода на путешествия по родной стране. У серии поездок «Лаборатории» был девиз: «Касперский открывает Россию». Открывать Россию логично с ее столицы, правда? И за это Евгению Касперскому большое спасибо, потому что у Урюпинска после приезда экспедиции буквально открылось второе дыхание.
Как известно, для участников конференции был организован увлекательный квест по урюпинским местам. Почему, на ваш взгляд, организаторами такого мероприятия выступили москвичи, а не сами урюпинцы?
Да потому, что, во-первых, столица продвинута в плане современных приемов привлечения туристов. Для того, чтобы заставить московских блогеров носиться по городу, как угорелых, решая задания квеста, нужна определенная смелость, а ее дает точное знание того, чем людей можно увлечь. Во-вторых, к сожалению, местные краеведы часто считают информацию о городе и регионе каким-то сакральным знанием и делятся им только в каких-то специально отведенных местах. Популярное краеведение – это слишком редкая птица для наших мест. Кстати, именно это и стало для меня большим стимулом написать книгу в жанре народной энциклопедии, собрав под одной обложкой не только факты, но и мифы, легенды о регионе, то, что на самом деле нас объединяет, но почему-то не попадает в сферу интересов «официального» краеведения.
Возвращаясь к теме туризма. На данный момент существуют экскурсии в Урюпинск (одно-двухдневные), но, наверное сейчас следует увеличить масштабы данных экскурсий? Как сделать Урюпинск еще более привлекательным для туристов?
Прежде всего – городу не хватает мест в гостиницах даже для тех, кто приезжает. Если в городе проводится фестиваль, то под спальные места переоборудуют даже кабинеты чиновников. Понятно, что за свои деньги в таких условиях ночевать никто не согласится. Речь не только о строительстве гостиниц и мотелей, но и о возможности снять квартиру или частный дом для компании. Второе – это, конечно, расширение набора предложений для туризма. Что мы будем делать в Урюпинске, если приедем туда не на один день? Одного дня достаточно, чтобы сфотографироваться с козой (и всеми остальными достопримечательностями), побывать в музее козы, зайти на пуховый рынок. Рыбалка – это хорошо, но не эксклюзивно, рыба пока еще есть и в Дону, и в пойме Волги. Кроме того, женам и детям рыбаков нужно предлагать что-то свое, чтобы и у них был стимул ехать в Урюпинск.
И самое главное: от того, что кто-то поставил палатку на Хопре и ловит рыбу, никто из местных богаче не становится. Наоборот: заповедные места покрываются мусором, рыба уходит. Дикие туристы не нужны никому! Надо искать способ получать с них доходы, предлагая им какие-то услуги. Но это должны быть именно услуги, а не поборы.
Следует ли сейчас Урюпинску продолжать позиционировать себя как некий «пуховый» городок из глубинки с памятником козе и мастерицами-рукодельницами, или следует развивать экотуризм (Хопер, богатое разнотравье, фитотерапия и т.д.), туры по историческим местам? Или необходимо развивать это все в комплексе?
Чем больше набор возможностей, тем больше шансов завлечь туриста не на одну ночь транзитом. Традиционные увеселения «рыбалка-баня-водка» должны быть дополнены элементами гастрономического, экологического, событийного, культурного туризма. Все это, конечно, очень сложная задача, нужен грамотный маркетинг и, конечно, деньги. Но самое главное – нужны усилия, которые прикладываются не рывками, а постоянно. Тогда остальные задачи решаемы. У нас есть такая особенность: любим расти рывками, совершили подвиг – и заснули. Так происходит со многими стратегиями: предприняты большие усилия, сформированы реальные приоритеты, – а потом стратегия размывается в текучке. Требуется большая воля, чтобы не потерять эту стратегию.
Анна Валерьевна, ваша книга называется «Город героев и окрестности» – по названию ясно, что речь в первую очередь о Волгограде. Нет ли желания написать книгу отдельно про Урюпинск?
Урюпинск щедро представлен и в этой книге – это первое. Во-вторых, есть моя публикация про Урюпинск в сборнике докладов Шабунинских чтений – в Волгограде ежегодно проводится такая научно-практическая конференция «Альтернативы регионального развития», и год назад я там рассказывала о том, как город ищет свое лицо.
В-третьих, в Урюпинске есть и свои писатели, книга «Столица российской провинции» уже написана. Но на самом деле желание, конечно, есть, возможно, когда-нибудь я это и сделаю, и тогда в нее войдут все мои многолетние наблюдения за тем, как город, имея в активе всего лишь известный анекдот с фразой «Брошу все – уеду в Урюпинск», выстраивал на нем свою стратегию. Думаю, это интересно не только тем, кто занимается геобрендингом, но и городским активистам по всей России, которые помогают своей малой родине найти место под солнцем.