Top.Mail.Ru
Политика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

У нефтесервиса в России хорошие перспективы

В конце марта в Ханты-Мансийске состоится заседание Совета безопасности под председательством Николая Патрушева. Одной из тем обсуждения станет развитие нефтесервисных компаний в России, к которым на сегодняшний день приковано особое внимание государства.

В конце марта в Ханты-Мансийске состоится заседание Совета безопасности под председательством Николая Патрушева. Одной из тем обсуждения станет развитие нефтесервисных компаний в России, к которым на сегодняшний день приковано особое внимание государства. В преддверии обсуждения исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса ГК «Интегра» Дмитрий Шульман рассказал «УралПолит.Ru» о том, как на сегодняшний день функционируют нефтесервисные компании.

Дмитрий, какова, на ваш взгляд, сегодня ситуация в нефтесервисной отрасли в России?

Ситуация достаточно понятная. На современном экономическом рынке, безусловно, есть множество факторов, обусловливающих стремительное развитие сервисных предприятий: это увеличение объемов добычи, высокая конкуренция со стороны иностранных компаний мирового уровня, создание совместных предприятий, перенимаемый опыт и совершенствование технологий, внедрение мировых стандартов работы. Все это способствует повышению эффективности работы российских нефтесервисных компаний, подталкивает их к ежедневному поиску наиболее эффективных способов работы и повышению качества предоставляемых услуг. С другой стороны, существует целый ряд причин, существенно влияющих на развитие нефтесервисных предприятий, что отражается в конечном счете на развитии всей отрасли. Это касается предприятий всех нефтесервисных направлений, начиная с геофизики, разведки недр, ремонта скважин и заканчивая бурением.

Что это за причины?

Первая и, на мой взгляд, одна из самых важных – это подготовка кадров для нефтесервиса. В России ни в одном вузе нет целенаправленной подготовки специалистов для нефтесервисов, нет специализированных нефтесервисных кафедр. Поэтому кадры готовят по остаточному принципу: в тех высших заведениях, где есть специализация по добыче и разработке месторождений, преподают и нефтесервисные науки. А раз нет специализированных факультетов для подготовки специалистов, значит, ни в одном вузе не ведется плановой, специальной, целенаправленной работы по развитию науки нефтесервиса.

Кроме того, остро стоит и вопрос подготовки и постоянного повышения квалификации преподавателей, которые должны давать студентам знания о самых прогрессивных методах работы и самом современном оборудовании в нефтесервисе. К сожалению, в настоящее время в российских вузах нет той высокотехнологичной базы, которая используется сегодня в производстве и на которой можно было бы готовить как преподавательский состав, так и студентов. А раз преподаватель не знает самых прогрессивных технологий развития нефтесервиса и применения этих технологий, то и научить им он не может.

Посмотрите, что делают для подготовки своих кадров в России иностранные компании. Они заключают договоры с нашими вузами, отбирают самых  успешных и перспективных студентов, затем целенаправленно готовят и практикуют их  на своих производствах. После окончания вузов эти студенты приходят к ним на работу профессионально подготовленными специалистами. Остальным приходится получать недостающие знания уже в процессе работы, теряя драгоценное время, отвлекая на обучение опытных работников, совершая ошибки, сказывающиеся на качестве предоставляемых услуг или даже приводящие к технологическим сбоям.

Поэтому сейчас необходимо в кратчайшие сроки решать проблему подготовки высококлассных специалистов нефтесервиса. Для этого нужно, во-первых, подготовить в вузах современную технологическую базу, на которой можно будет готовить специалистов нефтесервиса. Во-вторых, необходимо подготовить преподавательский состав и наладить систему постоянного совершенствования его квалификации. И последнее, надо начать готовить студентов, которые будут приходить на производство готовыми специалистами, разбирающимися во всех сложностях современного нефтесервиса.

Какие факторы влияют сегодня на развитие сервисной отрасли?

В нашей стране сложилась ситуация, когда на нефтесервисную отрасль долгое время не обращалось достаточного внимания, никто не занимался всерьез вопросами ее развития. Многие годы поставки буровой техники, например, шли к нам из-за рубежа, мы вкладывали средства в развитие машиностроения других стран. В то время как разработка новых технологий, внедрение их в производство, изготовление тех продуктов машиностроения, которые затем будут использоваться в нефтяной отрасли, должны вестись нами именно в России, а не в Китае или Америке. Почему мы в космос летаем, а буровые станки закупаем в Китае?

Кроме того, ситуацию усугубляет сложившаяся в некоторых добывающих компаниях практика оплаты услуг сервисных предприятий с отсрочкой в  2-3 месяца и более. Подобные сроки оплаты губительны для производственных предприятий, все взаиморасчеты должны происходить согласно нормам, установленным законом. Нефтяники, получая  сиюминутную выгоду от отсрочки платежей, лишают нефтесервис возможности развиваться и предоставлять новейшие, самые современные технологии и высокое качество услуг. То есть фактически добывающие компании действуют в ущерб себе.

Кроме того, цены на нефтесервисные услуги не поднимались в России с 2008 года. А низкие цены – это низкая прибыль сервисных предприятий, которая, в свою очередь, делает невозможным их техническое перевооружение, закупку нового современного оборудования и развитие собственных технологий. О каком развитии вообще можно говорить, если контракты на нефтесервисные услуги у нас сейчас заключаются на год? Для сервисного предприятия нет никакой гарантии, что, даже найдя деньги и закупив новое оборудование, оно завтра будет востребовано на рынке и сможет окупить эти вложения. Потому повторю, что контракты на год – это самое плохое, что может быть на сегодняшний день в нефтяной отрасли. Это как кредит, взятый на год в банке. Вся мировая банковская система от этой практики давно уже ушла, никто не пойдет в банк и не возьмет кредит на год. А годовые контракты в нефтяной отрасли почему-то считают удобными и выгодными.

В стране сейчас на государственном уровне идет борьба с коррупцией, но система заключения годовых контрактов наносит огромный ущерб государственной безопасности, провоцируя развитие коррупции. Ежегодное проведение тендеров создает условия для ее процветания. Так что точкой отсчета для заключения контрактов в нефтесервисной отрасли должны быть как минимум три года. Такой срок позволит сервисным компаниям планировать свою производственную деятельность, свои затраты на переоборудование и вкладывать средства в технологии и развитие отрасли по самым разным направлениям.

Почему на российском нефтесервисном рынке преобладают иностранные компании?

Российские компании, как правило,  работают только на внутреннем рынке. А мировые нефтесервисные гиганты, пришедшие на российский рынок, имеют перед отечественными компаниями ряд преимуществ. У них очень дешевые кредиты, у них самые современные технологии. Их проекты, расположенные по всему миру, сбалансированы настолько, что они выходят на определенную среднюю рентабельность, позволяющую в определенных регионах зарабатывать больше, а где-то снизить цены и заработать меньше, сохранив стабильность компании. При этом они, в отличие от многих наших сервисных компаний, могут себе очень многое позволить: готовить профессиональные кадры, использовать высокотехнологическое оборудование, вкладывать деньги в НИОКР, что для российских сервисных компаний вообще кажется фантастикой. И, что очень важно, они могут прогнозировать на несколько лет вперед свое участие в российском бизнесе. Таким образом, у иностранных компаний есть возможность в условиях жесточайшей конкуренции не только победить, но и задавить весь российский нефтесервис.

Но не все так однозначно. Говоря о нефтесервисе, у нас в последнее время часто заостряют этот вопрос – иностранная работает компания или отечественная. От чего зависит принадлежность иностранная компания – не иностранная? От того, где эта компания зарегистрирована, где платятся налоги и граждане какой страны в ней работают. Если компания зарегистрирована за рубежом и платит там налоги, то ее деятельность на нашем рынке государству не выгодна. А если компания зарегистрирована за рубежом, но наряду с иностранным менеджментом в ней работают исключительно российские граждане, все налоги с ее производственной деятельности, согласно российскому законодательству, выплачиваются у нас в стране, все заработанные деньги вкладываются в производство здесь, в России, то, наверное, такую компанию нельзя рассматривать исключительно как иностранную. Многие акционерные общества, даже такие как Газпром и Роснефть, являются публичными, акции этих компаний продаются на биржах, акционером может стать гражданин любого государства. Если говорить о глобальном подходе к акционерным обществам, то такая форма собственности многонациональна. Это мировые компании, деятельность которых должна отвечать мировым требованиям, а акционеры должны быть защищены в рамках существующего законодательства.

К нефтесервису в России вообще надо подходить следующим образом: есть мировая экономика, мировая практика ведения бизнеса – неважно, в какой стране, главное, что она есть. Существует практика регистрации предприятий в офшорных зонах для минимизации рисков, существующих в отдельных государствах. Поэтому гораздо важнее смотреть не на то, где предприятие зарегистрировано, а думать о том, что от его деятельности получает государство и тот народ, который на его территории живет. Говоря об иностранных компаниях, работающих на территории России, надо признать, что они используют самые современные, прогрессивные и передовые технологии, а значит, они на сегодняшний день добывают полезные ископаемые на самом высоком уровне. Наиболее грамотно, профессионально и с наименьшими рисками для разрабатываемых месторождений, для экологии и тех людей, которые живут на этой земле. Я считаю, что это очень важная составляющая. Еще одна очень значимая характеристика работы иностранных компаний – это безопасность труда людей, занимающихся этим бизнесом. И третья определяющая составляющая – финансовая, которая складывается из уровня обеспечения граждан нашего государства работой, получения заработной платы достойного уровня и уплаты соответствующих налогов. Если мы видим, что иностранные компании, предлагая весь спектр самых передовых и технологичных нефтесервисных услуг, приносят государству пользу, то можно только стараться развивать отечественный нефтесервис до такого же уровня. Компании должны конкурировать друг с другом – независимо, отечественные они или иностранные, – только технологиями, профессионализмом и пониманием тех вопросов, которые нужно решать.

Сейчас активно обсуждается идея создания государственной нефтесервисной компании – как ее появление может отразиться на рынке?

Давайте сначала выясним, что вообще такое государственная компания? Мы говорим, что Роснефть и Газпром – это государственные компании. Но они же не государственные – их акции принадлежат конкретным людям и компаниям. Поэтому говоря о создании государственной компании, надо понять, в чем будет заключаться ее государственность. Кто будет ей управлять, правительство? Готово ли государство вкладывать в эту компанию деньги и развивать ее? Или только будет отдавать ей госзаказы? Если так, то на каких условиях будут выделяться эти заказы – на рыночных или нет? Чего мы хотим добиться, говоря о создании государственной нефтесервисной компании?

Обсуждая тему создания государственной нефтесервисной компании, надо смотреть в корень проблемы: почему этот вопрос был поднят? Потому, что многое не устраивает в сегодняшнем развитии нефтесервисного рынка. А что нас в нем не устраивает? Мы опять возвращаемся к тем факторам, о которых я говорил. Нас не устраивает финансирование нефтесервиса по остаточному принципу, условия контрактования, не устраивает отсутствие условий для развития собственных технологий и всего отечественного нефтесервиса.

Создание госкомпании и выделение ей всех заказов может привести к тому, что значительная масса небольших российских нефтесервисных компаний разорится. На сегодняшний день это  означает, что около миллиона человек, занятых в нефтесервисной отрасли, будут лишены работы. Вы скажете, что они могут перейти работать в госкомпанию. Но каким образом? Государство будет выкупать пакеты акций у частных компаний по рыночной цене? Или оно скупит их за бесценок после того, как компании разорятся и обанкротятся?

Вспомним, для чего вообще существует государство и национальная безопасность, – чтобы защищать своих граждан. Давайте же защищать своих граждан цивилизованно. Конечно, государство должно иметь рычаги влияния на любую форму собственности предприятий вне зависимости от того, кому оно принадлежит: американцу, китайцу или арабу. Государственное законодательство должно регулировать отношения с любым бизнесом, и подход должен быть одинаковым ко всем. Но государство, управляя всеми процессами, не должно мешать развитию экономики, бизнеса, конкурентности рынка. Как только государство «в ручном режиме» начнет управлять бизнесом – это будет шаг назад для всей экономики страны, возврат к прошлому.

Государство должно оказывать любому бизнесу только законодательную поддержку. Дайте нефтесервисным компаниям работать нормально, и они начнут развивать собственные технологии, заключат с вузами соглашения, организуют современные базы для подготовки преподавателей и студентов – в стране, за границей, – только дайте нормально работать.

Какую помощь отечественному нефтесервису может или должно дать государство?

Я думаю, что нам не надо просить помощи у государства. Сейчас многие бизнесмены говорят: «Нам нужно попросить у государства помощи в решении тех вопросов, и тех, и еще вот этих…». Еще раз повторю: я уверен, что государство любому бизнесу должно оказывать только законодательную поддержку. Мы, нефтесервис и добывающие компании, должны сами обо всем договориться: если нефтяные компании хотят получать высококачественные услуги с использованием самых современных методов работы, они должны заключать с подрядчиком контракты на рыночных условиях. Контракты, которые обеспечивали бы развитие отечественного нефтесервиса, а с ним развивались бы и технологии, наука, образование – все потянется по цепочке. По-другому просто не может быть.

В интересах государства управлять этой ситуацией и контролировать этот процесс, но не вмешиваться  вглубь, не заходить в него. Государство не должно мешать, оно должно только регулировать процессы, способствующие нормальному развитию экономики. Нужно выработать «правила игры», которые были бы для всех компаний одинаковы. У нефтесервиса в России хорошие перспективы, государству надо лишь создать условия для их реализации.

Как, по-вашему, будет развиваться в ближайшее время рынок нефтесервиса?

Я лучше выскажу свое мнение о том, как он должен развиваться. Мы все чаще и чаще сталкиваемся с вопросами добычи полезных ископаемых в очень сложных условиях – климатических, географических, геополитических. Поэтому на что должны ориентироваться сегодня профессионалы: на самые современные технологии, которые позволяют с наименьшим вредом для окружающей среды максимально извлекать то, что можно и нужно извлекать. При этом думая о последствиях такого извлечения и понимая, с чем остаются наши последующие поколения. Я считаю, это очень важное дополнение. Поэтому использование самых современных технологий в геофизических исследованиях, бурении, в открытии и эксплуатации месторождений, с максимально приближенными к реальности данными по существующим запасам, позволят правильно осуществлять разработку этих месторождений, планировать микро- и макроэкономику, позволят эффективно решать для людей социальные вопросы. Если в каком-то районе нет больших запасов нефти – зачем там строить поселки или города, если мы будем понимать, что это временно?

Нужно, чтобы у каждого специалиста, каждого профессионала в голове работал «компьютер», который позволял бы грамотно решать все вопросы и использовать один из важнейших принципов – принцип соизмеримости. Когда не надо делать то, что не надо, и надо делать то, что надо.  Это очень важно в любой отрасли, где бы это ни происходило.

Поэтому сейчас, пока еще не пройдена «точка невозврата», нам необходимо развивать нефтесервис, вкладывать средства в технологии и, самое главное, готовить специалистов. Ведь именно им предстоит решать все стоящие перед отраслью задачи.  

Беседовала Ирина Наместникова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.