Top.Mail.Ru
Политика
Уральский ФО
0

Руководители тюменских вузов: Федеральные «целевики» – это не коррупция!

В «ФедералПресс-центре» обсудили резонансную тему приема абитуриентов на федеральные целевые места

С каждым годом в ходе кампании по приему в вузы звучит резонансная тема – прием абитуриентов на федеральные целевые места (ФЦМ). В прошлом году дошло до скандала – когда родители абитуриентов, не прошедших в Тюменский государственный университет на бюджетные места, обнаружили, что другие абитуриенты, с гораздо меньшим рейтингом по результатам ЕГЭ, поступили.

С каждым годом в ходе кампании по приему в вузы звучит резонансная тема – прием абитуриентов на федеральные целевые места (ФЦМ). В прошлом году дошло до скандала – когда родители абитуриентов, не прошедших в Тюменский государственный университет на бюджетные места, обнаружили, что другие абитуриенты, с гораздо меньшим рейтингом по результатам ЕГЭ, поступили. И все потому, что шли по федеральной целевой программе – в рамках квот, выделенных вузам для обучения на целевых местах. Заговорили даже о попытке легализовать «блатной» контингент студентов, которые пользовались незаслуженным преимуществом при поступлении в университет. Дескать, блат был и в советское время, но его тщательно маскировали, а сейчас… Приводились конкретные фамилии студентов, поступивших на ФЦМ, среди которых якобы оказалось немало детей и других родственников видных представителей местной элиты – чиновников, депутатов и бизнесменов.

Тема приема на федеральные целевые места обсуждалась и на пресс-конференции, организованной ИА «ФедералПресс», и посвященной проблемам высшей школы. На встречу с журналистами пришли представители шести ведущих вузов Тюмени, а также представитель департамента образования и науки Тюменской области.

В чем смысл федеральных целевых мест и почему бы не взять на службу уже обученных выпускников, готовых специалистов с рынка труда, а ждать пять лет в отсутствие твердых гарантий, что «целевики» придут к заказчику работать? Эти вопросы актуальны и сегодня, тем более, что среди выпускников вузов немало тех, кто с радостью пошел бы на государственную службу, где уровень социальных гарантий и оплаты труда выше, чем среднем по экономике региона.

«Я только летом прошлого года начала работать в департаменте, до этого я 23 года работала в Тюменском государственном университете, и действительно, была шумная и не очень красивая статья о том, что на федеральные целевые места попали сплошные родственники каких-то чиновников, – сказала начальник отдела профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области Елена Фоминых. – Я из любопытства проверила, и никого из родственников чиновников там не нашла. В этом году имеется два целевых места от департамента образования и науки. Например, один ребенок из тюменской семьи, где шестеро детей, хочет стать учителем истории. Второе место, на физику – то же самое, совершенно нормальная семья, никак не связанная с коррумпированными структурами. Я полагаю, что если эта система не отменена законодательством, люди имеют подавать заявления на целевые места, использовать свое право на образование. Особенно если это какая-то школа в пригороде Тюмени, в том же Ямбаево, которая тоже хочет подготовить ребенка… ». (При этом Елена Фоминых не объяснила, каким образом она устанавливала степень родства студентов, поступивших на федеральные целевые места, с «большими людьми» – делались ли запросы в ЗАГС по всей Тюменской области или департамент обладает полной и достоверной информацией о родственных связях всех чиновников региона).

Подобные аргументы звучали и ранее. Говорилось о том, что не каждый выпускник вуза, молодой дипломированный специалист готов, к примеру, поехать работать в сельскую глубинку, где нет перспектив для большой карьеры и тех условий для работы, семейной жизни и досуга, которые может предоставить большой город. В то же время нет никакого действенного механизма принуждения, который обязывал бы выпускника, обученного за бюджетные деньги и поступившего в вуз почти без конкурса, «отрабатывать» полученное образование. К примеру, Татарстан вообще отказался от федеральных целевых мест, поскольку ни один «целевик» после выпуска из вуза не появился у заказчика обучения. Ведь «крепостное право» в виде принудительного распределения давно отменили, а дарованную новой демократической властью свободу трудового контракта никто не отменял.

Проректор по учебной работе Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, профессор Александр Воронин считает, что аргумент о поступлении на целевые места вне конкурса не состоятелен.

«Конкурс все равно предполагается, требования со стороны министерства ужесточились в этом году – не менее двух человек на целевое место, – сказал Воронин. – Всю информацию вузы обязаны размещать на своих сайтах, и по сравнению с предыдущими годами степень открытости такой информации гораздо выше. Вузы обязаны информировать о количестве поданных заявлений, о наличии бюджетных мест, о плане приема на договор и отдельно о целевых местах. Сейчас возможностей для коррупции гораздо меньше, и вузам заниматься подобными делами не выгодно и неинтересно. Им проще обеспечить обычный бюджетный набор, потому что количество желающих поступить на бюджет с хорошими баллами по ЕГЭ гораздо больше, чем «целевиков». Количество этих «целевиков» министерством ограничено. Если какой-то вуз хочет увеличить квоту, то он обязательно должен согласовать это с министерством, без санкции учредителя сделать это невозможно».

Помимо необходимости кадрового обеспечения «глубинки» звучали и другие аргументы в пользу ФЦМ – некоторые отрасли испытывают большую потребность в узкопрофильных кадрах, которых просто нет на свободном рынке труда. К примеру, заказчиками обучения выступают Росатом, Роснано и другие корпорации, использующие высокие технологии производства. Однако из выступления проректора по учебной работе ТюмГУ Людмилы Волосниковой следует, что среди «целевиков» немало все тех же экономистов и юристов, которых российские вузы плодят в избытке.

«В этом году заявлено 85 федеральных целевых мест, – говорит Волосникова. – Из них на юриспруденцию – 15, на экономику – 19 (на остальные специальности – от 1 до 6 – прим. ред.) На педагогические специальности федеральных целевых мест нет. У нас с департаментом образования и науки в этом году был очень большой проект – мы обратились в министерство с просьбой об увеличении количества бюджетных мест для учителей физики, математики и русского языка. Причем, было запланировано, что все они будут отданы под целевые федеральные места. К сожалению, ни одного целевого места под педагогические специальности нам министерство не выделило, и то скромное количество бюджетных мест, которое нам было дано на педагогическое образование, мы по традиции оставили за институтом педагогики и психологии. Мы надеемся, что ситуация вскоре изменится и структура целевого набора изменится в направлении педагогических специальностей».

Как производится набор на ФЦМ, и кто организует конкурс на эти места – тоже далеко не праздный вопрос для абитуриентов и их родителей.

«Порядок конкурсного отбора лиц, которые поступают на федеральные целевые места, четко в правилах не прописан, – говорит Людмила Волосникова (ТюмГУ). – Поэтому по существу конкурсный отбор осуществляет сам заказчик. Но принцип открытости заключается в том, что когда публикуется список зачисленных студентов, мы обязаны продекларировать одновременно и балл, который они имеют. И это тоже является гарантией защиты от злоупотреблений со стороны заказчика. Все вузы ведут мониторинг успеваемости студентов, поступивших на бюджетные места, и, как правило, это благополучные студенты».

В свою очередь представитель областного департамента образования и науки Елена Фоминых подтвердила, что «каждый заказчик, каждый департамент, естественно, проводит конкурс».

Что касается доступности федеральных целевых мест для абитуриентов, то на сайтах вузов размещается информация о целевых местах и о конкурсе на целевые места. Точнее, должна размещаться. Заказчики доводят информацию о потребности в кадрах. А заявление на конкурс подают сами абитуриенты непосредственно в своем вузе. «Вся эта информации отображается на сайте в режиме реального времени, и коррупционная составляющая сведена к минимуму», – еще раз отметил профессор Тюменского архитектурно-строительного университета Александр Воронин.

Тем не менее, никто из представителей вузов не смог сказать, какой у них конкурс среди «целевиков», хотя все обладали достаточно полной информацией о количестве поданных заявлений на другие бюджетные места (каждый абитуриент может подавать заявления сразу на несколько специальностей, поэтому точно просчитать конкурс непросто). То есть определенная непрозрачность в этом вопросе все же сохраняется. Например, на сайте ТюмГУ в «мониторе поданных заявлений» указано количество бюджетных, договорных мест и ФЦМ, предусмотренное планом приема, однако в разделе «подано заявлений» фигурируют только бюджетные места и общее количество поданных заявлений. То есть отдельной строкой число заявлений, поданных на ФЦМ, не прописано – «целевики» слились с «договорниками».

Также не было получено вразумительного вопроса о том, зачем вообще нужны федеральные целевые места. Заметим, что президент самого крупного вуза региона – Тюменского госуниверситета Геннадий Куцев сказал в одном из интервью, что студенты, поступающие сегодня в вуз, ориентируются «на вчерашнюю экономику» – ведь за пять лет ситуация на рынке труда, потребность работодателей в тех или иных специалистов кардинально меняется.

Справка «УралПолит.Ру»:

Согласно правилам приема в ТюмГУ на 2012–2013 учебный год, университет рассматривает заявки на целевой прием, поступившие от органов государственной власти или органов местного самоуправления, и принимает решение о выделении целевых мест по каждому направлению подготовки (специальности) с указанием их количества в пределах контрольных цифр приема и в пределах квот, установленных учредителем.

Университет информирует о принятом решении органы государственной власти или органы местного самоуправления и заключает с ними договоры на целевой прием с учетом конкурсной основы приема в университет.

Количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) определяется не позднее, чем за месяц до начала приема документов и не должно превышать 15 процентов от общего количества контрольных цифр приема по каждому направлению подготовки (специальности), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Об этом оповещаются абитуриенты и общественность.

В случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления, заключившие с университетом договоры на целевой прием, не обеспечивают конкурс направленных на целевые места, приемная комиссия университета обязана уменьшить количество выделенных целевых мест, поставить об этом в известность соответствующие государственные или муниципальные органы и поступающих на целевые места.

Лица, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут на основании имеющихся результатов ЕГЭ и результатов дополнительных вступительных испытаний участвовать в общем конкурсе на любые формы получения образования в случае, если об этом они указали при подаче заявления о приеме в вуз в сроки, установленные правилами. 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.