Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Все социально значимые госуслуги должны перейти в МФЦ

КАЛИНИНГРАД, 16 сентября, ФедералПресс. Предстоит внести изменения в целый ряд федеральных законов, чтобы расширить перечень услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, сообщил министр экономического развития на Всероссийском форуме МФЦ в Светлогорске в пятницу, 15 сентября. Постепенно по всей стране, как рассказал Максим Орешкин, пополняется перечень пошлин и платежей, которые можно будет оплатить в стенах центров. Все эти новшества вызваны не только желанием упростить жизнь россиянам, но и стремлением пополнить казну. О том, какие нововведения готовят для граждан в структуре МФЦ, – в материале «ФедералПресс».

Форум МФЦ в этом году прошел в Калининградской области, которая входит в число регионов с очень высокой эффективностью организации работы центров. Рейтинг субъектов федерации, как пояснил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, составляется ежеквартально на протяжении последних трех лет. В пятерку лидеров входят Воронежская область, Дагестан, Приморский край, Липецкая область и Якутия. В группе отстающих – Северная Осетия, Карачаево-Черкесская Республика, Псковская область и Крым.

«Общее для всех этих субъектов – плохо организованная система мониторинга качества услуг и проблема достижения ключевого показателя охвата населения, – прокомментировал четверку участников списка с низкой эффективностью Максим Орешкин. – Руководству этих регионов необходимо принимать комплексные меры по исправлению ситуации».

Министр признал, что нагрузка на центры в разных регионах и городах неодинакова. В среднем по России на одно окно МФЦ приходится 20 услуг в день, но на деле одни центры не добирают до этого показателя, а другие не справляются со слишком большим потоком заявителей. Для решения проблемы Минэкономразвития намерено пересмотреть схемы размещения центров согласно потребностям населения. Большую роль в этом вопросе играет и заинтересованность руководителей субъектов федерации, считает Максим Орешкин. «Важно доносить до регионов, что МФЦ – это финансовый поток не только для самого центра, он несет много косвенных выгод бюджету, в том числе за счет роста собираемости налогов», – отметил он в ходе форума.

Так, например, в Московской области был внедрен механизм уведомления об имеющейся налоговой задолженности для посетителей МФЦ. Кроме того, постепенно расширяется перечень пошлин и платежей, которые можно будет оплатить в центрах. По словам Максима Орешкина, сбор налогов через МФЦ внедряют постепенно, тестируя нововведения сначала на пилотных регионах. В пилотном режиме вводятся и новые услуги. В частности, в этом году жители 16 регионов, где проходили губернаторские выборы, могли подать заявления для голосования не по месту жительства, а по месту нахождения не только в избирательные комиссии, но и в МФЦ. Услуга оказалась востребованной, констатировал глава Минэкономразвития.

«Пилотный проект признан успешным, и уже весной на президентских выборах мы намерены распространить эту практику по всей территории России», – заявил Максим Орешкин. Он также рассказал, что вскоре во всех МФЦ расширится перечень услуг для граждан. В том числе, центры будут осуществлять регистрацию актов о рождении и смерти. «Мы собрали предложения от всех регионов. Предстоит внести изменения в целый ряд федеральных законов – и в Гражданский кодекс, и в земельный, и в налоговый, и в закон о предоставлении государственных муниципальных услуг, – пояснил министр, добавив, что часть поправок уже внесена в Госдуму. – МФЦ должны стать таким местом, куда каждый человек, вне зависимости от своей жизненной ситуации, сможет прийти и получить квалифицированную помощь по любому вопросу». Одна из поправок предлагает исключить повторное взимание госпошлины при внесении изменений в документ для исправления ошибок, допущенных по вине работников госорганов или МФЦ.

В рамках форума представители нескольких регионов презентовали новые подходы к предоставлению госуслуг. В липецком МФЦ, например, созданы все условия для обслуживания граждан с ограниченными возможностями. Причем, дело не ограничилось созданием пандуса и специальных меток для слепых посетителей. В штате центра работают сурдопереводчики, которые помогают оформлять документы глухонемым заявителям не только при личном контакте, но и при обращении через видеосервисы. В Тульской области, как рассказали ее представители, успешно действует МФЦ для мигрантов. Поначалу местные жители жаловались на то, что гастарбайтеры не дают им покоя даже по ночам – дежурят у дверей центра, карауля свою очередь. Но привычку, привитую дефицитом специалистов в ФМС, которые принимают посетителей по разным вопросам только в определенные часы и дни, по словам тульских делегатов, уже побороли. Теперь иностранцы оформляют все необходимые документы в нормальных условиях, без лишней суеты.

В Калининградской области главе Минэкономразвития презентовали МФЦ для бизнеса. Открытый на днях центр Максим Орешкин посетил вместе с избранным губернатором янтарного края Антоном Алихановым. Уникальность МФЦ в том, что на одной площадке теперь сосредоточены все институты поддержки бизнеса. Кроме того, здесь расположено несколько залов для проведения конференций, семинаров и переговоров.

«Рассчитываем, что центр станет местом притяжения для предпринимателей, единой точкой, где они могут получить все меры поддержки и воспользоваться всеми доступными для бизнеса услугами», – отметилАнтон Алиханов. Глава региона напомнил о том, что МФЦ для бизнеса в Калининграде был организован в рамках пилотного проекта Минэкономразвития. На его создание было выделено 8 млн рублей федеральных средств, а также 5 млн рублей из регионального бюджета.

Глава региона также рассказал о том, что МФЦ области активно внедряют электронные услуги: «У нас очень большие планы с точки зрения цифровизации. Достаточно большое количество услуг, касающихся в том числе и предпринимательской деятельности, будут в этом и следующем году переводиться в электронный формат». Антон Алиханов также заинтересовался опытом некоторых регионов в рамках прошедших на форуме презентаций. Губернатор заметил, что механизм по выдаче охотничьих билетов в Тюменской области, который ликвидировал излишний бюрократизм, вполне соответствует тому, поручению, которое дал он сам, поскольку местные охотники жаловались на очереди и волокиту. В целом обмен опытом между регионами глава Калининградской области назвал делом важным и полезным.

«Об опыте коллег из Московской области – по уведомлению о налоговой задолженности – мы услышали еще весной, и мы его уже применяем, – сказал Антон Алиханов. – Лучшие практики из разных регионов должны быть интегрированы в работу наших, калининградских, МФЦ, потому что они позволяют экономить время граждан, которые обращаются за услугами, и зарабатывать дополнительные деньги», – добавил губернатор.

Во Всероссийском форуме МФЦ приняли участие представители более 70 регионов. Форум проводится в третий раз, но в этом году он привязан к круглой дате – сеть МФЦ в России начали развивать 10 лет назад. В рамках мероприятия наградили руководителей самых эффективных МФЦ и лучших сотрудников центров.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.