МОСКВА, 29 мая, ФедералПресс. Цены на АЗС следуют за повышением оптовых цен и даже запланированное правительством снижение акцизов не решит проблему роста цен на бензин, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Подробнее – на «ФедералПресс».
Цены на бензин продолжают расти, к примеру, на столичных АЗС за прошедшую неделю, по данным Московской топливной ассоциации, стоимость топлива выросла на 88-90 копеек. Одна из причин – высокая налоговая нагрузка. По данным Федеральной антимонопольной службы, доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого литра на АЗС, составляет порядка 70%. Правительство готово идти на решительные меры и предложило с 1 июля снизить акцизы на дизельное топливо на 2000 рублей на тонну от текущего уровня, на бензин – на 3000 рублей.
При этом стоит отметить, что в 2018 году рост акцизов на моторное топливо с 1 января составил 6,4% на бензин и 8,4% на дизель. То есть с начала года, по данным Росстата, цены на бензин выросли значительно меньше. Из этого можно сделать вывод, что нефтепереработчики, несмотря на низкую маржу производства при нынешней ценовой конъюнктуре, сдерживали рост цен.
«К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, причем это впервые в практике, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему, потому что превышение оптовых цен над розничными сегодня превышает указанную цифру, - отметил Евгений Аркуша.
Рост мировых цен на нефть и на нефтепродукты на фоне снижения курса рубля повысил привлекательность экспорта: на сегодняшний день премия при поставках за рубеж по сравнению с продажами на внутреннем рынке составляет в среднем +5990 руб./т для Аи-92 и +5390 руб./т для дизеля. «Высокий экспортный паритет на фоне роста мировых цен на нефть объясняется тарифно-финансовой политикой правительства РФ, политикой, так называемого, налогового маневра в отечественном ТЭК», - поясняет Аркуша.
Дело в том, что налоговый маневр реализуется не так, как предполагалось изначально. «Задуман он был следующим образом. Налоги брать на добычу, на входе увеличивать их, при снижении экспортных пошлин, но чтобы у нас не росли внутренние цены, надо было компенсировано каждый раз при росте НДПИ снижать акциз, - поясняет президент РТС. - Акциз еще ни разу не снизился за все это время, более того, он каждый год повышался. Сегодня акциз составляет около 11 тыс. рублей по бензинам и 7 тыс. по дизельному топливу. Если бы маневр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз был бы 2,5 тыс. рублей на дизельное топливо и примерно 4 - 4,5 тыс. на бензин».
Компании с госучастием, как правило, несут повышенную социальную ответственность, поэтому для них первоочердной задачей являются поставки на внутренний рынок. Частные же компании, наоборот, ориентированы, прежде всего на максимизацию прибыли, поэтому поставляют на экспорт гораздо большие объемы топлива. Это ведет к снижению предложения на внутреннем рынке РФ и как следствие – росту цен.
По данным ЦДУ ТЭК суммарный рост экспортных поставок автобензинов Евро-5 всеми участниками рынка с начала года составил 365 тыс. тонн или +48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Очевидно, такая экспортная динамика не могла не отразится на росте цен и привела к созданию напряженности на внутреннем рынке.
Динамика объемов экспорта бензинов Евро-5 за период январь-апрель 2017/2018 г. по данным ЦДУ ТЭК, тыс. т.:
Компания |
Экспорт янв-апр. 2018 |
Экспорт янв-апр. 2017 |
Динамика 2018 к 2017 |
Доля от объема производства в 2018 г, % |
Газпромнефть |
281 |
266 |
5,6% |
10,6 |
Лукойл |
196 |
57 |
244% |
7,4 |
Газпром |
154 |
88 |
75% |
13,9 |
ТАИФ-НК |
131 |
15 |
773% |
55,9 |
Роснефть |
108 |
103 |
4,8% |
2,4 |
СургутНГ |
60 |
0 |
60000% |
12,3 |