Top.Mail.Ru
Политика
Россия и мир
0

Петр Латышев: Я хочу организовать государственно-частное партнерство / Эксклюзивное интервью УралПолит.Ru полпреда президента в УрФО

Петр Латышев стал в последнее время в УрФО ньюсмейкером номер один. Во многом благодаря проекту Урал Промышленный - Урал Полярный, который и лично полпред, и его аппарат презентовали самым разным политическим и экономическим ВИПам, как России, так и зарубежья. Представлен проект был и Владимиру Путину. Однако закончить этот год Латышев решил, заручившись поддержкой РАН. О том, что Латышев предложил академикам, какое словосочетание он не любит, когда в УрФО под его патронажем будет создано новое акционерное общество и какие налоговые льготы должна дать Госдума участникам проекта - в эксклюзивном интервью полпреда УралПолит.Ru. ° Петр Михайлович, вы выступили с докладом в Российской академии наук. До вас такого не практиковал никто из ваших коллег. Чем было вызвано такое решение? Почему, вдруг, такое внимание к науке? ° Это произошло далеко не вдруг. Должен сказать, что еще пять лет назад мы заключили генеральное соглашение о сотрудничестве с Уральским отделением РАН. За это время была разработана генеральная схема развития информатизации и связи в УрФО, наша транспортная стратегия стала составной частью такой же программы на уровне страны, в энергетической стратегии России тоже есть весомый вклад уральских ученых. Мы привлекаем академические институты, отраслевые НИИ, вузы к разработке программ развития регионов УрФО, развития муниципальных программ различного рода. Хотя, на мой взгляд, потенциал соглашения о сотрудничестве используется не полностью. И, скажу прямо, мы ждем от наших ученых большего. Нам очень не хватает грамотных экспертных оценок (вздыхает), точных научных рекомендаций. Особенно они нужны сейчас, когда определились приоритетные национальные проекты, выдвинутые президентом в социальной сфере, здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. То есть в областях, определяющих качество жизни людей и самочувствие всего общества, которые напрямую влияют на демографическую ситуацию. ° То есть главной мыслью вашего доклада была реализация национальных проектов в УрФО? Просто говор

Петр Латышев стал в последнее время в УрФО ньюсмейкером номер один. Во многом благодаря проекту "Урал Промышленный - Урал Полярный", который и лично полпред, и его аппарат презентовали самым разным политическим и экономическим ВИПам, как России, так и зарубежья. Представлен проект был и Владимиру Путину. Однако закончить этот год Латышев решил, заручившись поддержкой РАН. О том, что Латышев предложил академикам, какое словосочетание он не любит, когда в УрФО под его патронажем будет создано новое акционерное общество и какие налоговые льготы должна дать Госдума участникам проекта - в эксклюзивном интервью полпреда "УралПолит.Ru". ° Петр Михайлович, вы выступили с докладом в Российской академии наук. До вас такого не практиковал никто из ваших коллег. Чем было вызвано такое решение? Почему, вдруг, такое внимание к науке? ° Это произошло далеко не вдруг. Должен сказать, что еще пять лет назад мы заключили генеральное соглашение о сотрудничестве с Уральским отделением РАН. За это время была разработана генеральная схема развития информатизации и связи в УрФО, наша транспортная стратегия стала составной частью такой же программы на уровне страны, в энергетической стратегии России тоже есть весомый вклад уральских ученых. Мы привлекаем академические институты, отраслевые НИИ, вузы к разработке программ развития регионов УрФО, развития муниципальных программ различного рода. Хотя, на мой взгляд, потенциал соглашения о сотрудничестве используется не полностью. И, скажу прямо, мы ждем от наших ученых большего. Нам очень не хватает грамотных экспертных оценок (вздыхает), точных научных рекомендаций. Особенно они нужны сейчас, когда определились приоритетные национальные проекты, выдвинутые президентом в социальной сфере, здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. То есть в областях, определяющих качество жизни людей и самочувствие всего общества, которые напрямую влияют на демографическую ситуацию. ° То есть главной мыслью вашего доклада была реализация национальных проектов в УрФО? Просто говорят, что вы знакомили академиков и с уральским промышленным проектом. ° Национальные проекты президента - это была главная цель моего выступления. Что касается проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", то я, конечно же, не мог не воспользоваться возможностью пригласить столь авторитетную организацию (я имею ввиду, РАН) к сотрудничеству. Урал является старопромышленной территорией, которая на протяжении 300 лет развивалась на собственной ресурсной базе. Прошлый век и промышленно-производственные процессы обусловили колоссальную нагрузку на нее. Кроме этой проблемы, в УрФО есть целый ряд негативных факторов, которые необходимо преодолеть, которые ведут к замедлению роста в базовых отраслях экономики округа. Это и медленная диверсификация экономики, зависимость от сырьевого сектора, износ основных фондов и острая потребность в модернизации оборудования. По УрФО степень износа фондов составляет почти 50%! Помимо этого, в самое ближайшее время требует решения проблема дефицита свободных производственных мощностей. У нас, к примеру, в Свердловской области, металлургические заводы загружены на 100%. Поэтому я и обратил внимание ученых на ту программу, которую подготовили и пытаются реализовать в Уральском федеральном округе. Это как раз тот случай, когда проект для развития экономики способен дать мультипликативный эффект. ° В качестве выхода, я так понимаю, для старопромышленных Среднего и Южного Урала видится Сибирь? ° Да. Это, прежде всего, не задействованная богатейшая база Полярного и Приполярного Урала. У нас уже есть данные УрО РАН. По ним, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, составляет порядка 290 млрд. долларов. Я не буду перечислять весь потенциал тех природных ресурсов, которыми обладает эта территория. Его хватит для потребностей страны как минимум до 2050 года. Скажу лишь, что там сосредоточены огромные залежи. Это и хром, и марганец, медь, фосфориты, кварц, свинец, золото и так далее, и тому подобное. Прогнозный железорудный потенциал Полярного и Приполярного Урала оценивается в более чем пять с половиной миллиардов тонн. За этой цифрой скрываются и учтенные запасы, и доказанные прогнозные ресурсы. Наши ученые уже дали оценки значительных ресурсов угля, бокситов, цинка, горно-технического сырья, минеральных удобрений. различного рода сырья И все эти богатства, нужно сказать, уже добываются. Там уже успешно работает не одно предприятие. Там целый ряд крупных компаний: "Полярный кварц", по-моему, "Конгор-Хром", "Ямал-Хром", "Ямал-Золото", "Ямальская горная компания". Вообще, недропользователей могло быть гораздо больше. ° .Так что же мешает? ° Малая рентабельность освоения этих месторождений. Проще говоря - отсутствие транспортной инфраструктуры. И это вторая часть того проекта, над которым мы вместе с органами исполнительной власти регионов, учеными, промышленниками и представителями крупного бизнеса работали и работаем. ° Насколько я понимаю, это то, о чем шла речь в мае этого года на совещании с президентом в Челябинске? ° Совершенно верно. Именно на этом совещании Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что задача развития транспортной инфраструктуры страны является национальным приоритетом. Поэтому развитие транспортной системы в Уральском округе должно отвечать долгосрочным интересам всей российской экономики. Вы, наверное, знаете о нескольких проектах строительства железнодорожный магистралей в районах Полярного и Приполярного Урала. Не так давно я детально ознакомил с ними и президента. ° .Это четыре сталинских стройки. ° .Начнем с того, что это стройки, необходимые для создания оптимальной транспортной сети в регионах недропользования Крайнего Севера. И без них будет невозможно обеспечить доступ к новым запасам углеводородного сырья. Это линии Полуночное - Обская, Обская - Бованенково, которую достраивает "Газпром", путь от Надыма, через Салехард, до станции Лабытнанги и линия Коротчаево - Игарка с перспективой выхода на Норильск. Кроме того, там необходимо построить автодороги. Одна из Тюмени до Салехарда, вторая - от Перми до Томска через Ханты-Мансийск. Но ядром проекта "Урал промышленный" должны стать магистраль Полуночное - Обская и дорога Тюмень - Салехард. Почему ядро? Потому что именно строительство железной дороги вдоль Восточного склона Уральских гор вкупе с автомагистралью дает жизнь всему индустриальному комплексу Урала, обеспечивая доступ к перспективной горнорудной базе. С подведенной инфраструктурой решится еще и ряд других, немаловажных, вопросов. Не только ликвидация дефицита горнорудного сырья. Это добыча запасов углеводородного сырья полуострова Ямал, шельфа Карского и Баренцева морей. Потенциал этих запасов также огромен. Новый транспортный коридор значительно снизит издержки по перевозкам необходимых для обустройства месторождений грузов. А объемов этих грузов планируется достигнуть до 15 млн. тонн в год. Не нужно сбрасывать со счетов и лес. В УрФО запасов древесины на корню насчитывается в объеме 8 млрд. кубометров. Главным образом они находятся в Югре и на севере Свердловской области. Использование этих ресурсов позволит реализовать ряд крупных проектов по глубокой переработке древесины. В пяти из шести регионов, входящих в наш федеральный округ, уже есть проекты строительства фанерных комбинатов, расширения производственных мощностей предприятий по производству древесных плит и прочее. Наконец, формирование нового транспортного коридора создаст дополнительные возможности для размещения объектов энергетики и газохимии. ° Впечатляет... ° ...Вот такие вот "четыре сталинских стройки", молодой человек. (улыбается). Там, если весь проект реализовать, выйдет грузов только в южном направлении порядка 27-ми, нет, 28 млн. тонн в год. В северном - около 20-ти млн. тонн. ° А в Академии наук интересовались экономическими расчетами проекта? Я говорю об отдаче. ° Эксперты из рабочей группы проекта посчитали, что "Урал Промышленный" уже через пять лет даст прирост российского ВВП на 38%. Это по сравнению с 2000 годом. Произойдет это за счет увеличения ВРП уральских регионов. У Югры и Ямала - примерно в два с половиной раза, у Свердловской и Челябинской областей, но там к 2015 году - в три раза. Помимо того, этот проект позволит ведь, в сущности, создать новую горнорудную базу, которая обеспечит потребности нашей промышленности, как я уже сказал, на десятилетия. И сырье, которое наши металлурги возили с Кольского полуострова или Казахстана можно будет получать значительно ближе, а главное - дешевле. Таким образом, уральские регионы получат еще более тесные экономические связи между собой. Что касается социальной отдачи, то этот проект, в случае его успешной реализации, даст весьма значительное число новых рабочих мест и снизит уровень реальной безработицы в разы. ° Что аппарат уральского полпредства уже сделал для реализации этого проекта? ° Вы знаете. Здесь я вынужден оговориться, что такого проекта в общепринятом, детально проработанном и утвержденном виде, пока не существует. Есть некая идеология - стратегическое, концептуальное видение глобальной проблемы, экономический анализ, ряд основных расчетов и обоснований. Мы провели в августе первое заседание совета при аппарате, на котором рассмотрели вопрос о реализации перечня поручений президента по итогам челябинского совещания. Организовали взаимодействие с Минфином, Минприроды, другими министерствами. Это позволило нам уточнить позиции и масштабы предстоящей работы. Создана специальная рабочая группа по реализации проекта, которую возглавил один из моих заместителей, Виктор Федорович Басаргин. ° Это понятно. А конкретная работа? ° В настоящее время идет работа по подготовке обоснования инвестиций железнодорожной линии Полуночное - Обская, которая должна быть закончена и утверждена к середине 2007 года. Ориентировочная стоимость строительства 60-90 млрд. рублей. Параллельно ведутся работы по оценке ресурсного потенциала твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала. Это необходимо для того, чтобы выработать стратегию по комплексному освоению региона. По инициативе администрации Ямала уже ведется подготовка обоснования инвестиций в строительство железной дороги Надым - Салехард. Эта работа будет закончена весной будущего года. Кроме того, как я уже говорил, "Газпром" в настоящее время продолжает строительство ветки Обская - Бованенково. Уже построено около 270 километров пути, но для завершения стройки необходимы инвестиции - порядка 35 млрд. рублей. Дело в том, что в дальнейшем здесь предстоит построить несколько ответвлений - на сам полуостров Ямал. Они позволят обеспечить выход к портам Северного морского пути. Что касается участка Коротчаево - Игарка, в настоящее время готовится материал для проведения переговоров по разработке обоснования инвестиций в район Русского месторождения со сроком его исполнения в 2007 году. Уже сегодня на территории ХМАО закончена дорога Пермь - Томск и на ближайшее время планируется завершение участка Серов - граница Югры. Разумеется, инвестиции не придут, если в качестве главного стимула у инвесторов будут лишь неподтвержденные оценки. ° Каковы пропорции финансирования этого проекта между основными инвесторами? ° Не так давно мы обсудили и отправили на экспертизу в Федеральное агентство по недропользованию проект программ по геологоразведке на 2006 год. На территории Северного, Полярного и Приполярного Урала, то есть - в зоне проектируемой железной дороги вдоль склона Уральских гор, на участке Обская - Полуночное запланировано освоение бюджетных средств по трем основным участникам: федеральный бюджет - чуть более 640 млн. рублей, бюджеты заинтересованных регионов - около 370 млн. рублей, и самый большой вклад мы ожидаем от недропользователей - там порядка 770 млн. рублей. То есть всего - более 1 млрд. 770 млн. рублей. В целом, мы рассчитываем, что проект "Урал промышленный - Урал Полярный" удастся претворить в жизнь на условиях государственно-частного партнерства. ° Сколько всего средств потребует проект? ° Осуществление проекта потребует инвестиций, по оценкам экспертов. порядка 190-225 млрд. рублей. После проведения необходимых исследований мы представим его потенциальным инвесторам, которые смогут принять участие в его реализации. ° Кстати, по поводу частных инвесторов. В свое время не так уж много компаний, насколько мне известно, были согласны инвестировать свои средства в проект. Ведь это "длинные" деньги. ° У вас несколько устаревшие данные. К проекту уже проявил интерес целый ряд крупных компаний, которые понимают, что без вложения финансовых ресурсов на перспективу, им будет трудно в будущем получить хорошую прибыль. И здесь инвесторы стараются не отстать друг от друга. Деньги готовы вкладывать в первую очередь те структуры, у которых уже есть в регионах Полярного и Приполярного Урала бизнес, и которые хотят получить в дальнейшем реальные предпосылки для его развития. Это "Российские железные дороги", "Газпром", ЛУКОЙЛ и "Сургутнефтегаз", "Сургутгазпром", и "НОВАТЭК", "Тамбейнефтегаз". Из металлургов это ММК, УГМК, предприятия СУАЛ-Холдинга. Есть и энергетики - это компании "Курганэнерго" и "Челябэнерго". Существенным сдвигом в продвижении нашего проекта можно назвать и реальный интерес со стороны иностранных инвесторов. Я имею ввиду японскую Ассоциацию по торговле с Россией и Восточной Европой ROTOBO, а также определенный круг немецких промышленных компаний. По просьбе тех и других мы уже направили все необходимые материалы по проекту. ° Проходила информация, что у Вас есть идея создания акционерного общества "Урал Промышленный - Урал Полярный". У этого плана есть перспектива? ° Работая над проектом, мы рассмотрели такую возможность. Нужно передавать его конкретной структуре, управляющей компании, которая займется реализацией. Акционерное общество будет создано уже в начале 2006 года, в первом квартале. Кроме того, в ближайшее время в Госдуме состоятся парламентские слушания по проекту "Урал Промышленный - Урал Полярный". По их результатам может быть подготовлен отдельный закон, посвященный нашему проекту. Рассчитываю, что документ сможет регламентировать, в частности, налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих деньги в "Урал Промышленный - Урал Полярный". 2005 | uralpolit.ru | Вопросы - Виталий Сотник

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.